«Если у РФ есть амбиции выхода на мировой рынок, нужно соответствовать международным стандартам. Сейчас данные не имеют ценности». В испытанную врачами на себе вакцину вложат 4 млрд, но есть проблема.
Российский фонд прямых инвестиций и фармацевтическая компания «Р-Фарм» миллиардера Алексея Репика планируют инвестировать не менее 4 млрд рублей в расширение производства препаратов для терапии COVID-19 и производство вакцины, сообщает Forbes.
Репик рассказал, что для инвестиций в течение нескольких недель создадут отдельное юрлицо. Бизнесмен не уточнил, как в новой компании распределят доли, но уточнил, что это «будет равноправное партнерство». Точный объем инвестиций пока не определен, но он составит не менее 4 млрд рублей, выделены деньги будут до конца 2020 года.
Куда инвестируют
РФПИ и «Р-Фарм» планируют инвестировать в производство препарата артлегиа (олокизумаба), которую разработала «Р-Фарм». Препарат внесен Минздравом во временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению коронавируса. Также партнеры инвестируют в вакцину, разработанную Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, которую сотрудники центра опробовали на себе.
[Вакцина] будет производиться у нас же, в Ярославле. В специальном новом большом биотехнологическом цехе в новом корпусе, который мы будем сейчас открывать, инвестировать вместе с РФПИ. Но на самом деле первые серии, конечно, пойдут на наших текущих мощностях, — рассказал Репик агентству «Прайм».
Также бизнесмен уточнил, что есть проект, связанный с другой вакциной, по вопросу ее производства идут переговоры с зарубежными компаниями. Подробности глава «Деловой России» не сообщил.
В пятницу, 5 июня, глава РФПИ Кирилл Дмитриев рассказал президенту Владимиру Путину о том, что РФПИ совместно с Alium, АФК «Система» и «Р-Фарм» проинвестирует производство двух вакцин от коронавируса, в том числе вакцину, которую разрабатывает НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи.
Мы считаем, что эта вакцина показывает очень хорошие результаты, и после того, как она будет обеспечена для России, она может быть одним из мировых лидеров с точки зрения вакцин, — заявил Дмитриев.
Деньги НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи также обещал предоставить Сбербанк, который в мае 2020 года собирался направить на борьбу с коронавирусной инфекцией 3 млрд рублей. Какую именно сумму получит исследовательский центр, не сообщается.
Что это за вакцина
В НИЦЭМ им. Гамалеи приступили к разработке вакцины от COVID-19 в апреле 2020 года по заданию Минздрава. С осени 2019 года учреждение работает над вакциной против другого типа коронавирусной инфекции — ближневосточного респираторного синдрома (MERS), что помогло в разработке нового препарата.
Образно говоря, мы, используя военную терминологию – боеголовку переставили с одной ракеты на другую, — пояснил телеканалу «Россия 1» директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.
В институте работают над вакциной на основе ДНК аденовируса, в которую встроен ген коронавируса SARS-CoV-2, разрабатывают жидкую (быстро производить) и сухую (легко транспортировать) формы. Отвечая на вопрос о том, сколько будет длиться испытание вакцины на людях, Гинцбург отметил, что «это продлится не меньше 14 дней».
В конце мая сообщалось, что сотрудники института Гамалеи неофициально испытали вакцину на себе. Утверждалось, что был зафиксирован нужный эффект, побочных эффектов не выявили.
«Все живы, здоровы и радуются», — сказал директор организации, предположивший, что массовая вакцинация может начаться уже в начале осени 2020 года.
Что вызывает вопросы
Генеральный партнер и сооснователь ATEM Capital Антон Гопка говорит, что испытание вакцины на себе — это не подвиг и не личное дело сотрудников:
Разумеется, вы можете дома какие-нибудь травки смешать и вколоть себе (правда, далеко не все), но тут речь идет о произведенной вакцине в государственном научном институте в специализированных лабораториях с непростым доступом в рабочее время — это далеко не чье-то личное дело, — считает Гопка.
Полученные данные, по его словам, не имеют клинической ценности и использовать их невозможно. Кроме того, произошедшее подтверждает, что при разработке вакцины могут не соблюдаться важные правила, а это не ускоряет создание вакцины, а разрушает стоимость проекта.
«У России, несомненно, есть амбиции выхода на мировой рынок с вакцинами, это значит, что необходимо следовать не только строго по российским процедурам, но и лидировать, то есть подчеркнуто соответствовать международным стандартам ведения доклинических и клинических исследований», — настаивает Гопка.