Роспотребнадзор требует от бизнеса немалых вложений, которые после двухмесячного простоя для многих стали огромной суммой. Добавляет «остроты» дефицит средств защиты на рынке и сокращение клиентов.
Бизнес в России и Москве, где карантин был самым серьезным, оживает. Открываются салоны красоты, кафе, фитнес-клубы. Но для того, чтобы открыться, заведениям нужно соблюсти ряд требований Роспотребнадзора. Именно они могут стать «последней каплей», которая сделает закрытие шагом более простым и логичным, нежели работа в нынешних условиях.
Чистить воздух: нечем, но нужно
Управляющий директор московской студии йоги YogaDom Дарья Сойфер рассказала ВВС, что работать сейчас очень сложно:
«Продолжаем платить за воду, электроэнергию, отопление. То есть это минус 25 -30 тысяч непонятно за что. Плюс я продолжаю платить за охрану — студия стоит на охране, мало ли что, время непонятное. Расходов много, прибыли мало», — так Сойфер описывает ситуацию.
Сейчас студия готовится к открытию, для чего нужно купить ультрафиолетовые облучатели-рециркуляторы, таково требование Роспотребнадзора. Раньше такие обеззараживатели воздуха покупали в основном медицинские центры, сейчас они нужны всем, при этом самый дешевый прибор стоит 15 000 рублей (есть сведения, что цены на подобные приборы выросли с февраля в несколько раз).
Очистители воздуха, кроме того, сейчас не так просто купить, и дело не в потрепанном бюджете бизнеса. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов рассказывает:
В начале эпидемии дефицит был абсолютный, заказ нужно было делать за полгода. Мы в конце февраля пытались в офис приобрести ультрафиолетовый обеззараживатель воздуха, нам сказали, что у них заказы сделаны на полгода вперед.
У одного из основных дистрибьюторов рециркуляторов «Дезар» — компании ООО «Медприборы» — на главной странице сайта жирным красным шрифтом написано: «Облучателей в свободной продаже НЕТ. Нет НИКАКИХ моделей! Альтернатив предложить не можем. Нормализацию с поставками ожидаем не ранее нормализации с коронавирусом». В компании уточняют, что прием заказов вряд ли возобновится раньше начала июля.
Тотальные маски, перчатки и перерывы
Дополнительные траты ждут и тех, у кого рециркуляторы воздуха стоят давно. Такие цифры приводят в столичном салоне красоты Geometria на Неглинной улице:
«Одноразовый халат стоит 270 рублей, его можно менять не после каждой процедуры, а раз в три часа. То есть на три процедуры — два халата. Получится рублей 160 -170 к процедуре. Этого раньше не было, это сразу закладывается в стоимость услуг».
Выросли и цены на перчатки, 100 штук теперь стоят не 270, а 750 рублей. Стоимость антисептиков и масок выросла в три раза, при этом все эти средства защиты сейчас не так просто купить, они стали настоящим дефицитом.
Это 30 процентов плюсом к чеку, — подсчитывает расходы владелица салона Geometria Дина Мухамедьярова.
При этом, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, салоны, спортивные залы, непродовольственные магазины должны иметь как минимум пятидневный запас средств индивидуальной защиты.
Владелец сети салонов красоты «Персона» Игорь Стоянов рассказал, что сети пришлось потратить от 80 до 150 тысяч рублей на переоборудование каждого салона. Помимо масок, халатов и перчаток сюда входят специальные экраны, чтобы разделять клиентов.
Кроме того, Роспотребнадзор рекомендовал компаниям придерживаться особого режима работы. Салоны красоты, например, должны будут соблюдать 20-минутный перерыв между приемами клиентов. А это, пояснила Дина Мухамедьярова, минус один клиент на мастера в день. В таких условиях некоторых салоны отказались от продолжительных процедур:
«Мы были вынуждены уйти от дорогих окрашиваний, которые делаются по пять часов и стоят по 20 тысяч рублей. По сути, мы вернулись сейчас к простым окрашиваниям и стрижкам, потому что вопрос здоровья клиента и мастеров остается для нас важным», — говорит Игорь Стоянов.
Меньше клиентов и посетителей
Спортзалам, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, нужно в несколько раз сократить количество человек на дорожках в бассейнах и участников групповых занятий. Самым чувствительным может стать предписание соблюдать дистанцию между людьми в 1,5 метра. Для многих фитнес-клубов это требование означает, что число посетителей резко сократится, а вслед за ним и доход.
«Дай бог, чтобы мы вышли в ноль первый месяц, потому что количество людей в любом случае сократится (из-за требования соблюдения дистанции в 1,5 метра). У нас в малом зале раньше занимались восемь человек, сейчас — четыре поместятся. В большом зале занимались человек 25, сейчас — 10-12 в лучшем случае. Плюс непонятно, какую стоимость занятий ставить, насколько народ готов возвращаться по прежней стоимости», — говорит Дарья Сойфер. Владелец московского женского фитнес-клуба NeoLeya Таймураз Кочиев также уверен, что в первые месяцы работы ни о какой прибыли речи не может быть: «Первый месяц будет катастрофический. Летом у нас всегда спад на 50%, то есть минус, а это будет минус минусов».
В российском правительстве при этом заявили, что штрафовать бизнес за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора не будут. Но если в компании обнаружат очаг заражения, то предприятие закроют на карантин.
Также бизнес пугает то, что у людей заметно снизилась покупательская способность, а также появился страх публичных мест. Но лучше открыться с ограничениями, чем не открыться вообще, уверен генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. По его словам, многие компании не выживут, если они не откроются в ближайшее время:
Эта (требования Роспотребнадзора) последняя капля может привести к решению не открываться или закрыться, и таких решений, наверное, будет много, — говорит эксперт. — Однако основная проблема для бизнеса в среднесрочной перспективе — снижение покупательской способности населения. В ситуации, когда 30% населения либо полностью потеряло доходы, либо потеряло существенно, очевидно, что сейчас нас ждет очень серьезная просадка в тратах россиян. Снижение покупательской способности широким фронтом ударит по всем.