Меню

Иллюзия правды. Почему мы часто распознаем ложь только годы спустя

Иллюстрация: pixabay.com

«Почему многие политики, встречавшиеся до войны с Гитлером, так фатально в нем ошиблись? Потому что он не вписывался в стереотипы». Нам кажется, что мы чувствуем лжецов и знаем их приемчики. Но нет.

Мы делаем вывод о том, говорит ли человек правду, полагаясь на его манеру поведения. Смотрит в глаза? Говорит правду. Избегает зрительного контакта, теребит что-то пальцами? Точно врет. Известный социолог Малькольм Гладуэлл в книге «Разговор с незнакомцем» объясняет, почему все не так просто. Главное — в материале DK.RU.

Все дело в иллюзии прозрачности. Если вы убеждены, что внешний вид и манеры незнакомца — ключ к его внутреннему миру, то это неминуемо приведет к ошибкам.

Большинство из нас не очень хорошо умеет распознавать ложь. В среднем «судьи» правильно идентифицируют лжецов в 54% случаев — это чуть лучше, чем просто наугад. И род занятий в данном случае не имеет значения: одинаково плохие «судьи» получаются из студентов и адвокатов, агентов ФБР и сотрудников ЦРУ. Может, и существуют на свете выдающиеся разоблачители обмана. Но если они и есть, то их совсем мало. Почему же так происходит?

Оказывается, есть веские причины тому, что мы априори доверяем людям и по умолчанию предполагаем, что окружающие ведут себя честно. Но проблема явно этим не исчерпывается. Например, удивительно то, что ложь чаще всего обнаруживают не сразу: недели, месяцы, иногда годы спустя.

Мы почти всегда упускаем важные подсказки. Почему? Какие именно обстоятельства, сопровождающие предъявления лжи, столь целенаправленно обезоруживают нас?

Дело в иллюзии прозрачности. Мы склонны решать, искренен ли человек, глядя на манеру его поведения. Четко говорящих, уверенных людей, отличающихся крепким рукопожатием, общительных и обаятельных мы считаем правдивыми. А нервных, уклончивых, заикающихся, неуверенных в себе, дающих многословные путаные объяснения, подозреваем в нечестности.

Несколько лет назад проводился масштабный социологический опрос, в котором приняли участие тысячи людей из 58 стран мира. Так вот, 63% респондентов заявили, что считают главным признаком обмана «отведенный взгляд». Мы думаем, что лжецы в реальной жизни ведут себя так же, как и в телесериалах: телеграфируют окружающим о своих скрытых помыслах.

Это, мягко говоря, чепуха. Лжецы вовсе не обязательно отводят взгляд. Если лжец держится как честный человек или, напротив, говорящий правду ведет себя словно врун, мы теряемся. Дело не в том, что люди не умеют распознавать ложь. Они плохо справляются лишь в тех ситуациях, когда говорящий не вписывается в стереотип.

Почему столь многие политики, встречавшиеся до войны с Гитлером, так фатально в нем ошиблись? Потому что он  не вписывался в стереотипы. Помните замечание Чемберлена о том, как фюрер при встрече обеими руками пожал его руку? Британский премьер истолковал это как свидетельство симпатии и доверия. Обычно так оно и есть на самом деле. Но только не в случае с Гитлером. Это был отъявленный лжец с манерами рубахи-парня.