Ритейл может хорошо заработать в «мертвый» третий квартал за счет туристов, оставшихся в стране. Но по итогам года показатели все равно будут невысоки: наценки минимальны, а себестоимость растет.
Проблемы в туристической отрасли, возникшие из-за пандемии COVID-19, могут сыграть на руку продовольственным ритейлерам. В Национальном рейтинговом агентстве (НРА) прогнозируют, что россияне, отказавшись от зарубежных курортов, будут тратить деньги внутри страны, это может принести рознице дополнительно до 80 млрд руб, пишет «Коммерсантъ».
В обзоре продуктового ритейла НРА говорится: «Часть потребителей, которая в прошлые годы находилась за рубежом, войдет в активную клиентскую базу ритейлеров этим летом». Отказавшиеся от отпуска за границей россияне позволят ритейлерам увеличить выручку по итогам третьего квартала 2020 года, традиционно не самого денежного.
С этим мнением согласны в Х5 Retail Group и Auchan. При этом с хорошими показателями может быть закрыт и второй квартал, именно на него пришелся ажиотажный спрос марта. Однако, поясняет руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, именно огромный спрос вынудил ритейлеров увеличить запасы на складах: у X5 их доля на конец марта в составе оборотных активов достигла 76% — это максимум за последние десять лет.
Спад туротрасли может принести ритейлу заметные прибыли в июле-сентябре, сумму оценивают в 60-80 млрд рублей, считает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Причем эффект от сокращение турпотока ощутят не только в столицах, считает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. По его словам, у «Магнита» в третьем квартале продажи обычно растут за счет домашних рынков сети — это юг России, где находятся курорты.
При этом, отмечают в НРК, «эффект застрявшего дома туриста» не так заметно скажется на росте оборота розницы в целом по итогам 2020 года. При базовом сценарии, предполагающем снижение ВВП на 3,5-4% и инфляцию на уровне 4,5-5%, он может вырасти до 17.1.трлн рублей. При пессимистичном сценарии (сокращение ВВП на 6,7–7,5% и инфляция на уровне 5–6%) показатель достигнет 16,7 трлн руб. В 2019 году оборот составил 16,1 трлн руб., что на 1 трлн руб. больше, чем годом ранее.
Георгий Ващенко поясняет, что в последние годы показатель рос в первую очередь за счет инфляции. Но в этом году, добавляет Сергей Гришунин, темп прироста сократится из-за снижения реальных доходов населения. Этот фактор может привести даже к снижению оборота отрасли по итогам 2020 года на 5%, не исключает персональный брокер «БКС Брокер» Виктор Щеглов.
В отчете НРА выдвигается предположение, что россияне, старясь экономить на продуктах, переключатся на дискаунтеры. Выиграть могут «Дикси», «Магнит» и X5.
В X5 тоже надеются на это: «Пятерочка» будет в более выигрышном положении за счет перетока покупателей из больших форматов и более премиального сегмента». При этом «О`кей» и «Ленте» не стоит ждать в этом году увеличения доли на рынке, предупреждают в НРА.
Георгий Ващенко предполагает, что в Росси будут расти дискаунтеры жесткого формата по типу сети «Светофор».
«Это напоминает откат в 1990-е годы»,— добавляет он.
Виктор Щеглов считает, что к концу этого года ритейлеры, борясь за покупательский трафик, начнут регулярно проводить промоакции. Сетям приходится сокращать торговую наценку на фоне увеличения закупочных цен со стороны товаропроизводителей, закладывающих в эту стоимость свои дополнительные затраты на выполнение новых санитарных правил из-за COVID-19. Это, указывают в НРА, «может обнулить и так невысокую рентабельность отрасли». У Х5 в первом квартале 2020 года рентабельность по операционной прибыли уже сократилась до 5,1% по сравнению с 5,7% год назад.