DK.RU публикует вторую часть онлайн-круглого стола, посвященного рынку лизинговых услуг. Эксперты рассказали о цифровизации отрасли и об изменениях рынка, которые коснутся клиентов.
Напомним, в первой части гости круглого стола рассказали о том, как изменились спрос и предложение лизинговых услуг, хватает ли отрасли государственной помощи и чем лизинг может быть полезен предпринимателю.
Ожидания бизнеса
Среди клиентов лизинговых компаний есть спрос на низкую стоимость входа в сделку. Причем, это касается как крупных компаний, так и бизнеса поменьше, отмечает Рустам Назаров, директор по продажам компании «Газпромбанк Автолизинг».
Чтобы говорить об изменениях на рынке, которые коснутся и лизингополучателей, и лизинговые компании, необходимо понимание ценообразования лизинговой услуги, отмечает Оксана Попова, директор Уральского филиала АО «Сбербанк Лизинг».
Опасения Оксаны Поповой развеял Виталий Милованов, генеральный директор ООО «Райфайзен-Лизинг». По его мнению, в ближайшее время стоимость лизинговых услуг для бизнеса будет только снижаться.
Главное, на что может рассчитывать клиент лизинговой компании сейчас — это реальная помощь, поддержка и понимание, уверен Артем Мякшун, заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг».
Тотальная цифровизация
Тема цифровизации отдельных отраслей стала особенно актуальной во времена распространения коронавируса. Очевидно: выживает тот бизнес, который наиболее быстро перестраивается на онлайн. Лизинг не исключение, отмечает Лариса Гартвич, директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Екатеринбурге.
Любая цифровизация — это недешевое удовольствие, поэтому, считает Артем Мякшун, сократить издержки с ее помощью не получится:
А вот сделать наш продукт более удобным для клиента, упростить обработку получаемой информации — пожалуйста. Цифровизация позволит увеличить эффективность труда и снизит трудозатраты.
Многие лизинговые компании начали активно внедрять электронный документооборот. На самом деле на такую форму взаимодействия с клиентом необходимо было переходить не во время пандемии, а намного раньше, уверен Виталий Милованов:
— Электронный документооборот — это лишь небольшой шажок в сторону цифровизации. При этом цифровизация в лизинге — это не так-то просто. Среди нас нет компаний, которые бы 100% перешли на электронный документооборот, потому что одна из сторон сделки — это поставщик, который не всегда заинтересован в ЭДО. Еще есть неформальный документооборот, который тоже не удается пока полностью перевести в цифру.
Если говорить конкретно про «Райфайзен-Лизинг», то мы, к примеру, запустили автоматический скоринг, автоматическую проверку контрагента и автоматическое предложение для клиента. Клиенту остается только подписать договор электронной подписью и получить предмет лизинга.
О том, насколько лизинговые компании настроились идти по пути цифровизации можно судить по тому, как быстро им удалось перевести сотрудников на удаленную работу с началом пандемии. В «Сбербанк Лизинге», к примеру, на этот процесс потребовалось всего три дня, рассказывает Оксана Попова:
— Формат удаленной работы показал свою эффективность. В перспективе мы думаем о том, чтобы оставить некоторые службы на «удаленке». Если более подробно говорить о цифровизации в нашей компании, то нельзя не упомянуть про удаленное привлечение клиентов и развитие интернет-продаж через ресурсы «Сбербанк Бизнес Онлайн». Сейчас мы активно развиваем услугу «Диджитал лизинг» — это полная автоматизация сделки без участия сотрудников компании.
В планах — сделать эту технологию массовой, технологией будущего. Я думаю, что весь рынок будет двигаться в этом направлении. Также мы проводим мониторинг имущества в цифровом формате при помощи программы ViewApp и активно развиваем метод Big Data в продажах.
Каждая компания вкладывает свой смысл в слова «диждитализация», «цифровизация» и «онлайн», отмечает Рустам Назаров. У кого-то в онлайне проходит рассмотрение заявки, у кого-то — сопровождение сделки. Как бы то ни было, отрасль работает на минимизацию личных контактов с клиентом и наращивание скорости предоставления услуги.
— Какие услуги в цифровом формате может поучить лизингополучаетль? Во-первых, сделать расчёт. Первое, что хочет получить клиент лизинговой компании — это предложение, в котором обозначены ставка и параметры предоставляемой услуги. Второе — подобрать автомобиль. У нас на сайте можно выбрать конкретный автомобиль и получить на него конкретное коммерческое предложение.
Мы идем к тому, чтобы любой бизнесмен, находясь в офисе, мог максимально быстро и удобно заключить сделку. Покупка автомобиля в лизинг — не цель его жизни и это должно быть максимально просто и удобно.
Медленное, но восстановление
В заключение беседы спикеры озвучили свои прогнозы дальнейшего развития рынка лизинговых услуг.
Рустам Назаров:
— Миром правят оптимисты. Наш рынок может восстановиться очень быстро. Надо только, чтобы государство начало смотреть на ситуацию не только глазами внутренней экономики, но и ориентироваться в ситуации более глобально.
Виталий Милованов:
— Глобальный тренд развития рынка, как уже было сказано ранее — цифровизация. К цифровому миру надо, конечно, привыкнуть и перестроить себя внутри. Живого общения с клиентом будет все меньше и меньше.
Оксана Попова:
— Я верю, что в среднесрочной перспективе отрасль восстановится. Наверное, глобальными двигателями отрасли станут национальные проекты — все, что связано с обновлением городского транспорта, строительством дорог, мостов, жилищным строительством. Также лизинг должен развиваться в медицине. Правительство выделяет огромные деньги на медицину и лизинг тоже должен здесь присутствовать.
Лариса Гартвич:
— Рынок будет развиваться в любом случае, несмотря на текущие трудности. Да, некоторое снижение объемов будет зафиксировано, однако наша отрасль всегда восстанавливается быстрее других после кризиса. Разумеется, компании, которые являются федеральными, переживут этот кризис проще, поскольку у них есть запас прочности, обширные диверсифицированные клиентские базы, также в их продуктовой линейке, как правило, есть программы для реализации практически любых проектов.