На смену вузовским аудиториям пришли онлайн-курсы не самого лучшего качества. Проблема рынка образовательных услуг РФ в том, что нет ассоциации, которая следила бы за качеством обучающего контента.
Об этом на своей странице в Facebook пишет Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование»:
— В интересное время живем. Я не про короновирус. Я про карикатурно реализовавшийся тезис о кухарке и государстве. Внезапно победила мысль, что особо учиться-то и не надо. Чтобы стать политиком, надо победить в конкурсе. Чтобы быть таксистом — нужны права. Чтобы стать программистом — пройти полугодовые курсы. И все это с гарантией трудоустройства. И задешево. Со скидкой 50%. Как так получилось?
Как на смену унылым и пыльным вузовским аудиториям пришли задорные инфобизнесмены с продуктом такого же качества? Ведь все же шло из лучших побуждений. Доступность образования, новые педагогические технологии. А получилось как всегда.
Мне представляется, что мы планомерно шли в эту сторону. Во-первых, не смогли создать свою ассоциацию. Это удивительно, но факт: в дополнительном образовании взрослых, сфере, контактирующей с бОльшей частью населения страны чем среднее и высшее образование вместе, нет ассоциации. Нет структуры, представляющей интерес игроков перед, прежде всего, государством. Почему? Загадка.
Наверное, когда начинаешь заниматься образованием, мгновенно происходит деформация, становишься нетерпим к чужому мнению. Договориться сложно, в общем. Рынок маленький, все ревниво смотрят на всех. А тут еще и эта профдеформация.
Во-вторых, и это следствие из во-первых, нет стандартов качества в дополнительном обучении. Ну вот совсем. Каждый заявляет, что делает самые лучшие на рынке продукты. Или использует самую инновационную методику. Не понимая и не видя, что в мире этим продуктам и методикам сто лет в обед. Робкие попытки государства продекларировать активность в этой сфере заканчиваются пшиком. Чтобы сделать что-то в части, скажем, общественной аккредитации программ обучения, надо как-то собраться и как-то договориться. Государству собрать и договорить пока не удалось. Кажется, оно уже плюнуло на эту идею.
Что мы получим в итоге? Разочарование клиентов — это раз. Милая секта «Бизнес молодости» оставила после себя отбитое желание тысяч заниматься бизнесом. У нас же будет отбитое желание сотен тысяч учиться, и хорошо бы если только онлайн. Разочарование бизнеса, потребителя кадров, — это два. Только вчера общался с крупнейшей ИТ-компании в отношении нехватки кадров. Они заявили, что уже не приглашают на интервью людей с опытом прохождения некоторых курсов. Разочарование самих образованцев — это три. Нам казалось, что мы нашли золото. А выясняется, что надо поработать, стоя по колено в холодной воде. Посмотрим, что из этого выйдет.