Меню

Только факты? Сплошные ошибки. Почему при принятии решений нужно учитывать эмоции

Иллюстрация: pixabay.com

Научно доказанные и подтвержденные экспертами факты, казалось бы, должны определять все в этом мире. Но если забыть про эмоции, предчувствия и опасения, часто не избежать беды. Объясняем.

Эмоции принято считать признаком иррациональности. Принимать решение нужно основываясь на фактах. Но профессор этики Делтфского технического университета Сабин Росер объяснила, почему строить дебаты только на рациональности нельзя и почему любое политическое или бизнес-решение нужно согласовывать еще и с эмоциями.

Психологи, такие как Пол Слович и лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман, считают, что так объясняются всевозможные ложные представления людей о рисках и вероятности. Например, многие люди боятся ядерной энергии, хотя статистический шанс катастрофы крайне мал. То есть эмоции влияют на человеческие представления о риске, и поэтому люди закрываются от научных фактов.

Стандартный подход — использовать научные данные и слушать экспертов. Я называю его технократическим. Ориентиром становится количественная информация, тревоги и беспокойства общественности отбрасываются как неважные. На другой стороне спектра находится то, что я называю популистским подходом, когда окончательный вердикт выносит воля общественности.

Оба этих подхода ошибочны по одной и той же причине: они не принимают всерьез эмоции и основополагающие ценности. Конечно, крайне важно раскрыть соответствующие научные факты, чтобы принять важные решения, скажем, о рискованных технологиях и пандемиях. Но решение должно основываться не только с учетом собранных фактов и мнений экспертов. Научная информация необходима, но ее недостаточно. Мы также должны учитывать социальные и этические соображения, а это требует детального этического осмысления и внимания к эмоциям.

Многие исследователи психологии и философии, такие как Нико Фрейда, Антонио Дамасио и Марта Нуссбаум, продемонстрировали, что эмоции помогают с так называемой «практической рациональностью» — то есть с принятием решений в сложных жизненных ситуациях. Я в одной из своих работ говорила, что эмоции нужны для понимания морали. Они не противоречат рациональности по определению, но могут быть надежным источником нравственной рефлексии. Они указывают на то, что важно для нас с точки зрения морали. Эмоции могут привлечь внимание к важным этическим обстоятельствам, которые часто игнорируются при количественных, научно обоснованных подходах к риску.

Возьмите энергетические технологии, такие как электростанции, как бы они ни генерировали энергию — путем ядерного деления, сжигания угля или возобновляемых источников, таких как ветер и солнечный свет. Чтобы оценить, приемлемы ли они этически, нам необходимо рассмотреть, кто получает прибыль, а кто подвергается рискам, таким как несчастные случаи на рабочем месте и загрязнение окружающей среды.

Подходы к риску обычно опираются на анализ выгод и издержек. При этом обычно упускаются из виду многие этические соображения, такие как справедливость в распределении благ, законность и независимость. Эмоции могут сыграть жизненно важную роль в акцентировании этих дополнительных этических аспектов. Вместо того, чтобы воспринимать эмоции как иррациональные состояния, которые мешают мышлению, я считаю их воротами к ценности.

Шведский специалист по этике риска Свен Ове Ханссон говорит, что в научных исследованиях мы в первую очередь стремимся предотвратить ложнопозитивные результаты, то есть ложные утверждения, что какой-то феномен или эффект существует. Но в контексте государственной политики, касающейся рисков для здоровья и технологических рисков, нужно избегать ложноотрицательных результатов — ложных утверждений о том, что кто-то здоров, когда на самом деле он болен, или что технология безопасна, когда на самом деле нет.

Конечно, эмоции тоже могут приводить к ошибкам, но то же самое можно сказать и о любом источнике знаний. Эмоции нужно критически оценивать на основе научной информации, рационального анализа, а также эмоциональных размышлений. Они могут быть как объектом, так и инструментом критического осмысления.

Человеческие способности, связанные с эмоциями, такие как воображение, могут сыграть важную роль в разработке и рассмотрении будущих сценариев. Перспектива катастрофического изменения климата требует, чтобы мы предусмотрели разные варианты жизни и разные сценарии того, как сделать экономику более устойчивой, с более устойчивыми источниками энергии и более низким потреблением.

Эмоции — это не просто неудобные факты, которые нужно заключать в скобки или контролировать. Они не столько препятствия, сколько источники общего понимания, когда речь заходит о риске. Вместо того, чтобы отбрасывать эмоции, мы должны воспринимать их как жизненно важный ресурс, даже как отправную точку для моральных дискуссий и размышлений.