«С одной стороны — 2000-летняя традиция, за которой сила, с другой — хипстерский урбанизм, у которого много воли». Сроки строительства кафедрального собора сдвинули, но вернулись к его обсуждению.
В Екатеринбурге вновь заговорили о строительстве в городе кафедрального собора Святой Екатерины. Уральская горно-металлургическая компания в рамках 100+ Forum Russia организовала обсуждение современного храмостроения в городской среде. К дискуссии позвали священника, архитекторов и общественника. Что из этого вышло — на DK.RU.
Обсуждение началось с выступления Алексея Зайцева (иеромонаха Корнилия), ректора Екатеринбургской духовной семинарии. Он рассказал, что современный храм — это не только место для молитвы, и привел в пример храм Успения Богородицы в Верхней Пышме, который строила УГМК. В храме работают школа детского искусства, курсы духовной семинарии, киноклуб, проводятся концерты классической музыки. Кроме того, считает иеромонах, при храмах можно открывать библиотеки.
По его мнению, современный храм с точки зрения архитектуры должен прекрасно вписываться в современный ландшафт, оставаясь духовной доминантой.
Здесь должно происходить воссоздание исторического ландшафта, возвращение исторической памяти. Например, когда храм строится на месте или рядом с местом, где когда-то стоял храм, или улице возвращается прежнее название, — полагает священнослужитель.
Он добавил, что в Екатеринбурге начиная с 2000-х годов активно восстанавливаются утраченные храмы и возводятся новые.
Александр Долгов, профессор, директор УралНИИпроект РААСН, напомнил, что до 1980-х проектирование церковных зданий в России не приветствовалось. Изменения произошли в 1988 г., когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. В Екатеринбурге, говорит он, первой каменной церковной постройкой стала часовня Святой Екатерины на месте бывшего Екатерининского собора.
Напомним, что именно на этом месте представители церкви и промышленники, готовые пожертвовать средства на возведение церкви, и намеревались воссоздать храм Святой Екатерины. Однако горожане вышли на митинг против строительства.
Он активно работает с УГМК и РМК в части строительства храмов в разных городах страны и считает, что «где бы храм ни появлялся, везде мы видим преобразующую роль пространства и души человека».
Александр Макаров, профессор кафедры «Храмовое зодчество» в Московском архитектурном институте (УГМК была одним из инициаторов создания такой кафедры и активно ее поддерживает), хотел продемонстрировать курсовой проект православного храма в Екатеринбурге, выполненный по заказу УГМК. Но Сергей Ерыпалов, директор по капитальному строительству и инвестициям УГМК, модерирующий дискуссию, остановил его и передал слово кандидату политических наук, исследователю города и гражданскому активисту Дмитрию Москвину.
Дмитрий Москвин сказал, что «был удивлен и озадачен», когда получил приглашение поучаствовать в дискуссии, и озвучил основные проблемы, которые мешают диалогу при строительстве храмов.
Город и общество — всегда очень сложно устроенный организм. В городе всегда много разных интересов. Мы живем на Урале, где история христианизации крайне сложная. Ее надо понимать и осмыслять, и я согласен с теми коллегами, что акцентируют внимание на том, что, возможно, именно на Урале восстановление и строительство новых храмов — осмысление того, что происходило здесь на протяжении последних как минимум 500-600 лет распространения православной веры, — считает Дмитрий Москвин.
Он отметил, что при «встраивании храма в город» все обращают внимание на несколько моментов. Первое: кто заказывает это строительство:
Второй момент — это равенство. Дмитрий Москвин поясняет, что обсуждается строительство только православных храмов, хотя в таком сложном многонациональном городе, как Екатеринбург, нельзя игнорировать заказ на равенство и забывать другие религии.
Третий момент — внешний вид. В этом вопросе, уверен исследователь города, никогда не будет единогласия, и к этому надо быть готовым. Он предложил реализовать идею московского архитектора Алексея Гинзбурга и при строительстве новых районов заранее зонировать пространство под храм.
Я очень рад, что прозвучала мысль, что храм — это теперь комплекс, который решает разные утилитарные задачи. Да, храмовый комплекс может быть, говоря современным хипстерским языком, и коммьюнити-центром, и образовательным, и культурным пространством. Мы помним, как нам говорили — велосипеды, ролики и доски тоже можно хранить в храмовом комплексе рядом с Театром драмы. Этого не надо стесняться. Это те обстоятельства, которые осовременивают и помогают понять, что культовое сооружение имеет к нам отношение. Это не те 8% жителей (которые причисляют себя к православным — прим. ред.), которые будут им пользоваться, а мы все будем сопричастны. Преображение среды — это важно, но перед этим важно понять — кто, зачем, для чего и с кем, — заключил Дмитрий Москвин.
Сергей Ерыпалов отметил, что УГМК занимается храмовым строительством больше 20 лет, но общество разнополярное, большинство людей далеки от православия, и задался вопросом, как в таких условиях воссоздавать историческую справедливость и где размещать храмы.
Диссонанс, который очевиден — специалисты понимают, о чем они говорят, а людям, которые не погружены в эту деятельность, сложно понять важность этой традиции. С одной стороны, людям говорят: воссоздадим, что было в 12-16 веках, и снесем, что было в 18-20-х. Второе: к сожалению, храм приходит в город на противопоставление, что-то доказывая. Причем не высокодуховное, а историческое. Это утверждение правоты тех людей, которые были сметены, погибли, и отрицание всего, что было в 20 веке. Для людей это чувствительный момент. Возникает вопрос: тогда памятник Ленину уберите и улицу сначала переименуйте, а потом будем обсуждать, поставить на этом месте главный кафедральный собор, разбить парк или сделать что-то еще. Масса диссонансов. Мы в самом начале пути разговора, — ответил Дмитрий Москвин.
Алексей Зайцев считает, что у общества есть запрос на строительство храмов, и религиозное сооружение должно быть в каждом микрорайоне.
Мое убеждение — мы все равно будем строить. Вопрос, что. Можно строить храмы, детдома, тюрьмы. Я глубоко убежден, что чем больше храмов, тем меньше будет детдомов, больниц для стариков и тюрем, — уверен ректор Екатеринбургской духовной семинарии.
Он рассказал, что к нему обращались прихожане, они планировали купить квартиру в строящемся районе, но там не предусмотрен храм. Люди спросили: покупать ли им там квартиру, и он не стал их отговаривать.
А представляете, священники начнут говорить: нет, не покупайте квартиру! — и потеряете клиентов. Надо это заранее делать, — сказал Алексей Зайцев.
После обсуждения Сергей Ерыпалов пояснил DK.RU, что никаких конкретных предложений по архитектуре храма Святой Екатерины еще нет, а курсовая работа МАРХИ — «одна из сотен попыток рассмотреть разные точки зрения».
Пока мы собираем материал, рано еще об этом говорить. Самое главное, решить вопросы, связанные с имущественным комплексом на территории, где планируется в будущем возводить храм, с ее археологическим обследованием. Это еще год-полтора работы как минимум, в рамках которой можно подготовиться к решению этой большой, сложной и неоднозначной задачи, — сказал Сергей Ерыпалов.
Напомним, вопрос о строительстве храма в честь покровительницы Екатеринбурга обсуждается уже десять лет. После пл. Труда возникала идея возвести культовое сооружение в акватории городского пруда. Екатеринбуржцы в знак протеста обнимали пруд. Следующий вариант — разместить храм в сквере у Тетра драмы — привел к открытым столкновениям горожан с правоохранителями. К решению вопроса подключился Владимир Путин. После этого власти региона и города провели опрос среди горожан, предоставив для выбора две площадки: территорию приборостроительного завода на ул. Горького, 17 и территории за Макаровским мостом (в границах ул. Энергостроителей — набережной Рабочей Молодежи — ул. Челюскинцев).
Как рассказывал DK.RU, свое мнение высказали 97 143 человека. Большинство — 56 008 участников — проголосовали за площадку на месте Приборостроительного завода. Сейчас у здания два собственника — УГМК и Альфа-Банк. Переговоры с финансовой организацией еще идут, хотя принципиальное согласие на переезд было получено.