В Екатеринбурге стартовали довыборы в Думу. В условиях пандемии и начавшейся подготовки к выборному процессу-2021 громкая кампания не в интересах власти. Не все кандидаты согласны с «режимом тишины».
На этой неделе в Екатеринбурге начались довыборы в Городскую думу седьмого созыва. Досрочное голосование проходит с 11 по 21 ноября. Основной день голосования — 22 ноября — станет двенадцатым днем, когда свыше 110 тыс. жители двух округов (№3 — Верх-Исетский район и №9 — Ленинский) смогут отдать свои голоса.
Напомним, в августе гордума досрочно прекратила полномочия депутатов по двум одномандатным округам — Олега Кагилева из округа №3 (осужден за взятку и отбывает наказание в колонии строгого режима) и Елены Дерягиной из округа №9 (скончалась этим летом).
Выдвижение кандидатов началось в сентябре. За месяц заявки подали 23 претендента — как представители партийных объединений, так и частные лица в порядке самовыдвижения. Отсев происходил в несколько этапов. Часть кандидатов не сдала подписные листы, у других количество подписей оказалось недостаточным. Несколько претендентов взяли самоотвод.
В результате в финальный пул кандидатов попали только десять человек — причем в нем не оказалось ни одного самовыдвиженеца. Ранее DK.RU подробно рассказывал о тех, чьи фамилии попали в избирательные бюллетени.
Между тем наблюдатели отмечают пассивность кандидатов и плохую информированность избирателей о проводимых довыборах. По данным осведомленного источника DK.RU, власти дали установку провести довыборы «как можно тише».
Сейчас не лучшее время для политической активности, тем более выборной. Во-первых, в городе бушует коронавирус, распространение инфекции на пике, и все силы нужно задействовать на борьбу [с ним]. Громкая кампания еще больше разозлит население. Город объективно устал от бесконечных конфликтов мэрии с депутатами, [спикера гордумы Игоря] Володина с [мэром Александром] Высокинским — создается впечатление, что в коридорах власти занимаются только своими делами, а о гражданах забыли, — отмечает собеседник DK.RU.
Во-вторых, в следущем году пройдут выборы в региональный парламент и Госдуму РФ, продолжает он:
При каком внешнем фоне они будут проходить, можно только догадываться. Уже все говорят о неизбежной третьей волне коронавируса в 2021 г., а вопрос с прививками так и не решен. Развязать сейчас оживленную кампанию на довыборах — значит расфокусировать внимание избирателей. А с явкой [на выборы] у нашего региона, скажем прямо, всегда не очень. Кроме того, кампании [в Заксобрание и Госдуму] потребуют мобилизации ресурсов. Деньги сейчас считают все, лишнего предпочитают не тратить. Поэтому довыборы решено провести как можно тише — лучше даже незаметно, и как можно менее затратно.
«Режим тишины» работает на победу кандидатов от «Единой России», убежден другой собеседник DK.RU:
«Единая Россия», пожалуй, один из самых сильных политических брендов. Если избиратель не ориентируется в кандидатах, он смотрит на партию, от которой [кандидат] заявлен. А за «ЕР» стоит сам [президент Владимир] Путин. Мне эта стратегия понятна — «и рыбку съесть, и в пруд не лезть».
Анатолий Гагарин, д.ф.н., директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, предлагает не строить конспирологические версии:
Довыборы — особый жанр избирательного процесса, при котором редко наблюдается ажиотаж на избирательных участках: каждый кандидат стремиться потратить ресурсы на привлечение своего «целевого» электората, не «обогревая весь космос». Сегодня и ситуация в целом не способствует проведению масштабной агитации, и ресурсы у кандидатов сократились, и горожанам, если честно, совсем не до довыборов. Поэтому выборная повестка «засушивается» объективно, хотя в начале выдвижения кандидатов были отмечены инфо-всплески, которые затронули в большей степени телеграмм-каналы, не употребляемые широкими народными массами, как выражались раньше. Можно отметить слабые попытки альтернативных кандидатов провести мини-мобилизацию «классово близкого» избирателя в соцсетях, но энтузиазма, судя по комментариям и «лайкам», это не вызывает. Если говорить о грядущих кампаниях 2021 г. в Госдуму и в Заксо, то так далеко сейчас никто не заглядывает, да и «засветка» на довыборах в Гордуму может погреть душу только самим кандидатам, но вряд ли сможет обеспечить необходимый сильный трамплин в будущие кампании.
Однако установка на тишину может и не сработать. В СМИ уже попала информация о возможных нарушениях на избирательных участках. Координатор движения «Голос» на Урале Александр Грезев заявил о мобилизации и массовом нагоне бюджетников. По его словам, бюджетникам по месту службы выдали два направление на досрочное голосование. В них указана причина «эпидемиологическая обстановка». Второе направление — для отчетности перед работодателем, передает слова Грезева агентство «Новый день». Кандидат от партии «Яблоко» в округе № 3 Владислав Постников, сообщил, что по данному факту будет подавать жалобу в избирком Екатеринбурга и российский ЦИК. По его словам, такое массовое участие бюджетников дает обратный эффект с точки зрения эпидемиологической ситуации. Толпы голосующих людей стоят в тесных коридорах и помещениях, где заседают участковые комиссии. О фактах принуждения бюджетников к голосованию сообщила и представительница «Справедливой России» Оксана Иванова.
Официально же подобные обвинения опровергаются. Источник DK.RU полагает, что оппозиционные партии будут использовать любые возможности, чтобы привлечь внимание прессы и общественности.
Вылить ушат чего-нибудь на конкурента — «дедовский» метод. Но многие политические силы, особенно на региональном уровне, другими инструментами и вовсе пользоваться не собираются или не умеют. Раньше пугали [экс-замгубернатором Владимиром] Тунгусовым, потом [предпринимателем Виталием] Кочетковым. Сейчас в ход пошла «тяжелая артиллерия» — мобилизация бюджетников... При этом эффективности в этом — ноль. Да, «слил» ты компромат на конкурента, он голоса не получил — но и ты сам-то его тоже не получил. Это еще хуже популизма, там населению хотя бы что-то обещают. А потом все удивляемся проваленной явке, — подчеркнул собеседник.
Анатолий Гагарин подтверждает: информация о мобилизации бюджетников в пользу «ЕР» — самый распространенный манипулятивный метод оппонентов.
Это, во-первых, любимая песня всех альтернативщиков, во-вторых — прекрасное оправдание собственных проигрышей, в-третьих — дежурный информационный повод для кандидатов-виктимщиков (любителей принять «позу жертвы»), и, наконец, в-четвертых, вообще-то мобилизацию своих сторонников — как непреложное правило любой кампании — никто не отменял. Другое дело, как проводится сама мобилизация? Есть ли принуждение в пользу конкретных кандидатов? Столпотворения на избирательных участках не замечено, инструкций по персональному голосованию тоже, — говорит он.
Если судить по составу зарегистрированных кандидатов, продолжает Гагарин, то можно сделать простой вывод: шансов на победу больше у тех, кто ведет хоть какую-то внятную агитацию:
Кто просто «виден» избирателю, за кем стоит сильная партийная «машина», способная призвать своих членов и сторонников прийти и проголосовать за своего кандидата.
Ранее «Деловой квартал» анонсировал запуск инструментов для проведения эффективной политической кампании в предвыборный период.