С началом карантина компании, работающие на рынке возведения частных домов, приготовились к худшему: сократили зарплаты, пересчитали расходы. Но спрос оказался таким, что не хватало рабочих рук.
Спрос на быстровозводимые дома стоимостью несколько миллионов рублей за время карантина вырос в несколько раз, строители заработали на сотни миллионов рублей больше. По данным Ассоциации деревянного домостроения, уже в феврале 2020 года запросов на покупку и возведение быстровозводимых домов стало на 15% больше, чем за тот же период прошлого года.
«У нас этой осенью вторая весна началась — переживаем бум, как в самый высокий сезон», — уверяет основатель кировской строительной компании «СтройсяВятка» Михаил Пономарев. По его словам, спрос на каркасные дома, которые можно построить за 2-4 месяца, на фоне желания горожан иметь «бункер» для изоляции вырос в два раза по сравнению с прошлым годом.
Весенний локдаун и сложная осенняя ситуация привели к тому, что за неполный 2020 год спрос на загородное жилье на первичном рынке, к которому в том числе относится строительство быстровозводимых домов, увеличился на треть, на вторичном — на 50%, говорит руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. По данным «Авито Недвижимости», спрос на покупку загородной недвижимости за 2020 год в среднем по стране вырос на 49%.
Forbes изучил вопрос и поговорил с представителями рынка о том, то происходит в отрасли и каковы ее перспективы.
Неожиданная выручка
Александр Дубовенко, основатель строительной компании Good Wood (60% выручки фирмы приносят быстровозводимые деревянные дома, еще 40% приходятся на дома из кирпича, клееного бруса и комбинированные дома), едва услышав о карантине в Европе, начал готовиться к худшему. Он разработал план действий для трех негативных сценариев: просадки выручки на четверть, на половину и на 75%. Чтобы сформировать финансовую подушку, сократил зарплаты офисным сотрудникам на 30%.
— В феврале и марте работали в штатном режиме, а вот в апреле и мае пришлось помучаться. Компания продолжила работу как предприятие с непрерывным циклом производства, но бригады часто не могли попасть на объекты из-за технических багов базы mos.ru, например, одно из юрлиц проекта, в котором числятся архитекторы, не признали компанией непрерывного цикла, и сотрудникам заблокировали пропуска.
Но вместо падения, к которому готовился Дубовенко, его накрыла волна заказов: к концу весны количество обращений от потенциальных покупателей увеличилось в 3,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Мы понять не могли, с чем связан скачок, стали общаться с людьми. Оказалось, это эмоциональное воздействие от введения пропускной системы по QR-кодам — зашатало, заштормило, — рассказывает Дубовенко. — Больше всего заказов поступало от москвичей. Два месяца самоизоляции в квартире — это ад.
За время пандемии Good Wood принял заявки на строительство 220 домов. Но удовлетворить спрос полностью не удалось: не выдерживали производственные мощности. Сейчас быстровозводимые дома компания продает на 15-20% дороже, чем годом ранее, по 7-10 млн рублей за каждый. К концу декабря, по расчетам основателя, они должны принести компании около 1,5 млрд рублей выручки — на 500 млн рублей больше, чем в прошлом году. Еще около 300 млн рублей компания получит в 2021 году, после сдачи всех объектов (часть стоимости дома клиент оплачивает, когда получает ключи).
Ранее на DK.RU: Вторая волна спроса на загородное жилье. В России дефицит домов и дач в пригороде
Своими руками
Кировскую компанию «СтройсяВятка» тоже зацепило ажиотажным спросом на «бункеры для изоляции» — заказов было столько, что хватило и московским, и региональным игрокам.
В январе и феврале 2020 года, когда начали появляться первые новости о коронавирусе, спрос на дома никак не изменился, но уже в марте подскочил на 50%, говорит Михаил Пономарев, один из основателей компании. «Думаю, люди стали бояться неизвестности и решили вложить накопления в дома», — рассуждает он. Справляться с потоком заказов в новых условиях мешал введенный в Москве режим самоизоляции: заказчики отказывались встречаться с бригадами на участках, обсуждать детали строительства приходилось по Zoom, чертить проекты и согласовывали договоры — тоже онлайн. С «живой» демонстрацией домов помогали прежние клиенты «СтройсяВятки», которые позволяли потенциальным покупателям приезжать на свои участки и осматривать уже возведенные дома.
Белая полоса длилась недолго: с апреля спрос просел на 60-70%, падение продолжилось до конца мая. Пономарев связывает это с продлением локдауна, падением реальных доходов и общей тревожностью населения. Продержаться компании эти два месяца помог крупный заказ на постройку сельскохозяйственных зданий в Тверской области стоимостью более 100 млн рублей.
В мае, когда ограничения начали постепенно снимать, компания снова пережила бум спроса. Но на этот раз не на строительство домов под ключ, а на комплекты, которые позволяют самостоятельно собрать дом на участке, как конструктор. Стоимость такого дома-конструктора в зависимости от комплектации колеблется от 3000 рублей до 11 000 рублей за 1 кв. м.
«СтройсяВятка» с начала пандемии построила 23 каркасных дома и 7 промышленных объектов — столько, сколько позволяют производственные мощности. Большую часть выручки (80%) принесли те самые комплекты для самостоятельной сборки — их купили 134 раза. Общая выручка «СтройсяВятка» за неполный 2020 год, по словам предпринимателя, составила 350 млн рублей, на 150 млн рублей больше, чем по итогам 2019 года.
Новые проблемы
У высокого спроса обнаружилась и оборотная сторона. Ключевые проблемы, с которыми столкнулись строители, — острая нехватка материалов и конфликты с поставщиками. По словам Дубовенко, раньше поставщики давали отсрочки, «а теперь настолько испугались, что всем закрыли кредитные линии и продавали только по предоплате». Ему пришлось сменить около 10% поставщиков, а оставшиеся из-за дефицита сырья и роста курса доллара увеличили цены в среднем на 20%.
Не хватает чаще всего пиломатериалов — продуктов из древесины, так как лес заготавливают зимой. Кировская «СтройсяВятка» пережила дефицит легче остальных, потому что сама занимается заготовкой леса. «Это действительно спасло: доска на рынке поднялась в цене на треть, ее просто нет», — говорит совладелец компании Михаил Пономарев.
Еще одна проблема — дефицит рабочей силы. За период пандемии в Москве число трудовых мигрантов сократилось на 40%, что особенно сильно ударило по сфере строительства. «На разнорабочего была очередь в две недели, просто чтоб он выкопал тебе траншею. Рабочих из союзных государств еще нужно было уговорить поработать три часа за 10 000 рублей. Нанять трактор невозможно, потому что его уже забронировали на три месяца вперед. Везде безумный спрос», — рассказал один из владельцев строительных компаний, пожелавший остаться анонимным.
По оценкам Пономарева из «СтройсяВятки», несмотря на высокий спрос, от 10% до 30% строительных компаний не пережили пандемию: кто-то не справился с ростом цен на сырье, многим не хватило подушки безопасности, чтобы покрыть кассовые разрывы.
Дмитрий Таганов из «ИНКОМ-Недвижимости» считает, что рост в сегменте продлится еще около двух лет, а затем пойдет на спад. «Этот ажиотаж — исключительно психологический эффект. Не было никаких реальных предпосылок, чтоб люди массово бросились покупать дома на период карантина. Все же понимают, что пандемия — это временно. Даже чума продлилась всего несколько лет».