Меню

«Где тут причины для ненависти?» Разбираемся, почему Екатеринбург не полюбил Высокинского

Александр Высокинский. Иллюстрация: Архив DK.RU

«Отопление включают, снег вывозят, город перестал быть Грязьбургом. Что еще? Гордума брыкается? Так это демократия, детка. Со строителями посрался? Ну, было из-за чего. Где косяки масштаба "долой"?».

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель» на DK.RU:

— Не зашел Высокинский Екатеринбургу. Не понравился. Это факт.

Я расстроен. Сейчас coming out: мы знакомы давно, еще с мэрии, и я к нему очень хорошо отношусь. Вот просто по-человечески хорошо. Совпадаем, возраст, взгляды. Когда его выбрали, я сказал: «Ну вот, дожили, когда мэр города на «ты» и «Саша».

Но не зашел.

Местами до ненависти.

Давайте попробуем разобраться, почему.  

Понятно, что массовое сознание у нас подростковое или даже preteen — того возраста, когда скажи в классе слово «жопа», и все, урок сорван. Но попробуем побыть взрослыми, хоть ненадолго.

Конечно, сыграло то, что он не прошел прямые выборы. Да, избрание Высокинского депутатами гордумы стало итогом электоральной бойни на выборах гордумы, в ходе которой губернаторская команда снесла старую городскую команду. Которую, в лице Тунгусова и Якоба, ненавидели те же прекрасные горожане, которые немедленно возненавидели Высокинского. Но это все в незамутненных мозгах этих прекрасных горожан, уверенных, что мэра назначила какая-то комиссия, не отразилось.

Первый ляп случился в первый же месяц, когда городская дума проголосовала за повышение зарплаты сотрудникам мэрии — и Высокинскому, разумеется, тоже. Проголосовали потому, что, видимо, знали что-то о роли конвертов при прежней администрации. И тут же проголосовали обратно, потому что прилетел окрик из Москвы, которая вообще не понимала, что происходит, а объяснять и отстаивать свое же решение у городских депутатов самоуважения не хватило. Но по факту — первый прокол — в массовое сознание ушло: «новый мэр тут же попытался поднять себе зарплату». 

А громкие крики «В отставку!» начались, если не ошибаюсь, после истории с укладкой гранитной плитки под снегом. Эта плитка стала вдруг главной проблемой города, в интернете просто визг стоял.  

Притом, что:

  1. Нам же не нравится, что «бехатон» часто меняют, и логика «дороже, но на века» очевидно имеет право на существование. 
  2. Плитку клал не Высокинский, а подрядчик, выигравший конкурс. И да, он лажанулся, не сумев купить весь объем в срок — оказывается, плитку надо за год заказывать, не знали, не было опыта.
  3. Но 95% работ было сделано до морозов.
  4. Все специалисты говорили, что укладывать под снегом можно, и весной она не «поплывет», а то, что «поплывет», исправит подрядчик по гарантии. И оказались правы.

Где тут причины для ненависти и «в отставку»?

Не забудем, конечно, про уродливый сухой фонтан у памятника Попову и вечный ремонт сквера за Оперным с дурацкими фонарями. Но давайте не забудем и то, что проекты этих реконструкций сделали и конкурсы отыграли при Ройзмане-Якобе.

Очень неудачно Высокинский сказал, что за беспорядками в сквере у театра драмы он с первого дня наблюдал с балкона дома Севастьянова, через пруд, то есть. Но давайте скажем и то, что храм Екатерины — это вообще не история мэрии, категорически, и в итоге именно Высокинский единственный из чиновников пришел в сквер, а потом собирал протестующих в мэрии на большие переговоры.

Вообще, то, что Высокинский любит и умеет говорить, это и плюс, и минус. Плюс — потому что не было еще у нас настолько открытого для СМИ мэра, который может публично, подробно и неоднократно объяснять свои решения. А минусов даже два. Первый минус — какие-то мысли стоило все же придержать. В первом же эфире у меня после избрания он пообещал восстановить Краснознаменную группу, что было правильно с точки зрения пиара, и назвал точную дату — конец того же 18-го года, что было неправильно, потому что где эта группа до сих пор? Ну, и с помощью одной только канатной дороги Высокинский части горожан стал казаться смешным фантазером, а это авторитет власти не поднимает. 

Второй минус — вот почему Якоба, у которого косяков было никак не меньше, никто массово не ненавидел? Хотя кто его видел вообще? А тут — вон представитель власти по городу ходит, с журналистами городского портала стримит, пожалуйте ненавидеть.  

Да, еще были проблемы с формированием команды, о чем и Чернецкий говорил публично, серьезные, значит, проблемы. Но давайте еще минуту побудем взрослыми и посмотрим вокруг. Где косяки масштаба «долой»?

Отопительные сезоны начинались вовремя, школы — садики строятся, стратегический план развития города актуализируется.

Уборка снега стала лучше — помните двухметровые отвалы на обочинах? Сейчас все вывозится.

Может быть, главное — город стал чище. Екатеринбург перестал быть Грязьбургом. При Чернецком был, при Ройзмане-Якобе был. Помните, как грязь по всем опросам была главной городской проблемой? Высокинский проблему решил — не полностью, но город стал гораздо чище.  

Что еще?

Городская дума брыкается? Так это демократия, детка, вообще не вижу тут проблемы.

Со строителями посрался? Ну не со всеми, а с кем посрался, было из-за чего.

А еще иллюминация на городских улицах появилась. Не как на Тверской, но до него вообще не было.

Мне кажется, что вся эта история — про то, что горожане, жители, избиратели, общество, строят свое отношение к политикам в крайне малой привязке к реальности.

Мы хотели, чтобы город стал чище?

  • Ройзман: «У тебя в душе грязь».
  • Высокинский: изменил регламент и технологию уборки, город стал чище.
  • Кто в итоге молодец? Правильно, Ройзман.

Представляете, что было бы с Высокинским, если бы он после личного приема отправил бабушку к своему помощнику с просьбой решить ее проблему, помощник ее бы убил и расчленил? К вопросу о формировании команды. А что было с Ройзманом? Почему так — потому мы видим только то, что хотим видеть, и только.

Мне кажется, тут вот что еще сработало. Мы привыкли к мэру системы «Чернецкий». Слегка барин, но очевидно «тяжеловес» и по праву — «хозяин» города. После Чернецкого был Порунов, о чем, кроме меня, никто не помнит, был Якоб, которого, еще раз скажу, никто не видел, — они из нашего сознания выпали. Получается, Высокинского мы сравниваем по старой памяти не с Якобом или Поруновым, а с Чернецким. Ну, что тут сказать, прямые выборы Высокинский у Чернецкого бы не выиграл. Да и пытаться бы не стал.

И что мы имеем?

Высокинский вернулся в правительство на место Орлова, единственного первого зама губернатора, это никак не наказание и не понижение. 

Куйвашев показал, что полностью контролирует ситуацию в Екатеринбурге. 

Мэром станет (думаю, переговоры с депутатами проведены) правая рука губернатора, Орлов, на котором было областное «хозяйство».

Ну что, с Новым годом. 11 января начинается самовыдвижение кандидатов в мэры, опять будет, о чем писать.