По данным Росстата, 60% компаний не хватает квалифицированных работников, а 91% работодателей считает, что у молодых специалистов не хватает практических навыков.
Многие годы разногласия бизнеса и образования были предметом бесчисленных дискуссий. Поиски решений велись постоянно, но зачастую носили локальный характер. Статистика, тем временем, свидетельствует об острой нужде бизнеса в квалифицированных кадрах.
В Свердловской области регулярные исследования проблем в развитии бизнеса проводит региональное объединение работодателей «Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей». По данным объединения, в течение последних трех лет фиксируется недостаточность предложения квалифицированных кадров на рынке труда (с 14% в 2017 г. до 30% в 2019 году), что оказывает существенное негативное влияние на бизнес (3 место в рейтинге наиболее негативных факторов). При этом 36% опрошенных отмечают, что проблема кадрового обеспечения есть, но она решается, а 28,9% респондентов считают, что проблема носит системный характер и имеет негативные последствия, 24,1% отмечают, что при отсутствии решений негативное влияние будет возрастать в ближайшей перспективе.
Одним из способов решения проблемы обеспечения предприятий квалифицированными специалистами 42% опрошенных видят продвижение лучшего опыта партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений по практико-ориентированному образованию. 18% респондентов считают, что одним из решений может быть создание и обязательное применение в производственном процессе профессиональных стандартов, а также государственное стимулирование вложений бизнеса в образовательные проекты.
Несмотря на представленные неутешительные данные, очевидная тенденция к поиску общих решений со стороны системы образования и бизнес-сообщества прослеживается уже в течение ряда лет. Начали формироваться новые инструменты устойчивого и конструктивного партнерства. Одним из способов выйти на новый уровень стали инструменты, предложенные национальной системой квалификации.
Образовательным организациям очень непросто ломать устоявшиеся стереотипы, а в ситуации ориентированности на требования квалификации и договоренности с работодателем это делать приходится.
Иногда требования работодателя носят ультимативный характер: есть готовность предоставлять финансовую и материально-техническую поддержку, но только в случае гарантированного выполнения согласованного с ним учебного плана, — говорит Валентина Федотова, директор Межотраслевого центра развития квалификаций УрФУ.
Поэтому второй шаг — совместная реализация образовательной программы.Здесь в игру вступают общие ресурсы, необходимые для достижения результата. На этом поле возникают многообразные решения, связанные с конкретными условиями: использование материально-технической базы, специалистов предприятий, наставников, организация практических занятий студентов, стажировок мастеров производственного обучения, приобретение необходимого оборудования, поддержка талантливых студентов и пр. При этом бизнес не статичен, производство и технологии стремительно меняются, и «заказ», сформулированный образовательной организации два года назад, вдруг обрастает новыми требованиями.
Формат практикоориентированного обучения, предполагающий постоянный контакт образовательной организации и предприятия, призван перевести возникающие вопросы в рабочее русло. Однако если образовательная программа является совместным продуктом образовательной организации и бизнеса, который с большой долей вероятности потребует изменений в течение срока обучения студентов, то необходимо задуматься о порядке и механизмах внесения изменений в интересах партнеров. Нельзя пустить этот процесс на самотек, — продолжает Валентина Федотова.
Еще одна технология в обучении, стремительно обрастающая сторонниками, проектное обучение. Для того чтобы быть в тренде, можно решать реальные производственные задачи бизнеса уже в процессе обучения. Большой интерес вызывает региональный образовательный проект «Интегрированная профессиональная среда», направленный на интеграцию усилий высшего образования, среднего профессионального образования и бизнеса по формированию профессиональной среды, в которой студенты получают возможность решения реальных задач бизнеса за счет практики проектного обучения.
В 2019/2020 учебном году проект был реализован в партнерстве ГАПОУ Свердловской области «Екатеринбургский техникум «Автоматика», Института новых технологий и материалов ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург», ООО «Униматик». Сейчас техникум «Автоматика» работает в статусе региональной инновационной площадки и продолжает использовать технологию проектного обучения в образовательной деятельности. В 2020/2021 учебном году к реализации технологии проектного обучения подключаются еще 3 образовательные организации Свердловской области.
Третий шаг к результату — его оценка, причем оценка независимая, объективная. Это дает возможность образовательным организациям увидеть реальное качество подготовки студентов и определить пути дальнейшего обогащения содержания и оптимизации образовательного процесса, а бизнесу найти «источник» специалистов, максимально удовлетворяющий потребности производства.
Проект по проведению профессионального экзамена для студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, в течение последних трех лет дал возможность отладить практику взаимодействия бизнеса и образования через вновь появившийся институт — центры оценки квалификаций. Важно, что центры оценки квалификаций возникли и действуют на площадках крупных предприятий страны ИЛИ региона: ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ОАО «Россети Урал», ООО «НАКС-Урал», а также в инфраструктуре авторитетных отраслевых компаний. Проблема настоящего времени — информированность предприятий о новом канале получения квалифицированных специалистов и доверие к качеству оценки соискателей. Эти задачи решаются, с одной стороны, временем, с другой — активной позицией самого бизнеса в кадровом обеспечении производства. Для системы образования независимая оценка квалификации выпускников — это вызов со стороны бизнеса: возможность или невозможность предъявить результат. Востребованность рынком труда продукта образования — квалифицированного специалиста — и есть смысл делового сотрудничества бизнеса и образования, — говорит Татьяна Кансафарова.
Партнерские отношения образовательных организаций и предприятий, закрепленные в различных организационных моделях — это условие, обеспечивающее интересы обеих сторон в достижении конечного результата. Партнерские связи являются ключевым драйвером развития системы образования. Так, например, в настоящее время в Свердловской области представители бизнеса участвуют в коллегиальных органах управления в 81 государственной профессиональной образовательной организации из существующих 95. Формат функционирования наблюдательных советов образовательных организаций, которые представлены авторитетными менеджерами бизнеса, влияющими на стратегические планы, решения и определяющими векторы развития вуза или колледжа и конкретных образовательных программ, становится привычным.
Получили развитие производственно-образовательные кластеры (центры непрерывного образования, образовательные центры, корпоративные университеты и пр.), аккумулирующие ресурсы образовательных организаций различного уровня вокруг крупных компаний, обеспечивающие последовательность в развитии профессиональных квалификаций человека, мотивацию и условия для карьерного роста специалиста в соответствии с меняющимися запросами развивающихся производств.
Появился формат взаимодействия предприятия, выполняющего функции управляющей компании для образовательной организации. Такая форма позволяет углубленно входить в процесс формирования портфеля образовательных программ, условий для их реализации, отрабатывать механизмы целевого обучения, влиять на отбор и трудоустройство успешных выпускников. Так, например, практика вхождения ГАПОУ Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж» и «Первоуральский политехникум» в консорциум управляющей компании «Институт развития дуального образования», созданного Группой ЧТПЗ, активно развивается в настоящее время.
Пик развития партнерских отношений переживают различные формы сетевого взаимодействия. Сотрудничество образовательных организаций с индустриальными партнёрами, бизнесом, а также с другими колледжами и вузами не просто обеспечивает интеллектуальный обмен, технологическое партнерство, выгодные инфраструктурные и кадровые решения для эффективной организации образовательного процесса, но и ориентируется на решение задач консолидации ресурсов для кадрового обеспечения города, региона. Примером такого решения является недавно открывшийся и уже активно функционирующий Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области. Основная идея центра заключается в создании и координации сетевой формы взаимодействия большинства образовательных организаций среднего профессионального образования, вузов, иных образовательных структур, реализующих на своих площадках как образовательные программы, так и аттестационные мероприятия для самых различных категорий граждан, а также бизнес-партнеров, — продолжает Татьяна Кансафарова.
Таким образом, создание различных моделей взаимодействия образовательных организаций и работодателей, их общественно-деловых объединений (образовательных экосистем), является реальностью. А это уже организационный шаг, способствующий гарантированному движению к результату — не просто трудоустройству квалифицированного специалиста, но созданию условий для развития человеческого капитала корпораций.