«Все думали, что офисным центрам будет трудно переживать пандемию, но случилась эволюция. Арендодатели выстроили качественную работу с арендаторами, вакантных площадей почти нет».
DK.RU провел круглый стол, посвященный рынку коммерческой недвижимости. Участники рассказали, каким был для них ковидный 2020-й, много ли арендаторов покинуло офисные и торговые центры и как будет развиваться рынок в ближайшей перспективе.
В круглом столе приняли участие:
Марина Сухановская, вице-президент корпорации «Маяк»;
Валерия Козлова, председатель совета Уральской палаты недвижимости;
Олег Мошкарев, вице-президент корпорации «Маяк»;
Екатерина Иглина, руководитель проекта БЦ NEBOPLAZA
Первая часть обсуждения коснулась как раз офисной недвижимости. В начале пандемии эксперты предупреждали о возможном 40%-ном падении в этом сегменте. Тревожные настроения объяснялись тотальным переводом сотрудников компаний на «удаленку» и их нежеланием возвращаться в офисы. Однако опасения так и остались опасениями. Более того, застройщики продолжают возводить офисные площади в центре города.
Так, к примеру, на глазах горожан в центре Екатеринбурга на ул. Розы Люксембург вырос БЦ NEBOPLAZA. Сейчас проходит активная договорная кампания и центр заполняется арендаторами.
Активным строительством офисных центров занимается и корпорация «Маяк». Сейчас компания возводит первую очередь бизнес-парка «Черепанов» неподалеку от ЖК «Татлин» и готовится к строительству небольшого офисного центра на ул. Розы Люксембург. Проблем с потенциальными арендаторами у обоих проектов, по словам Марины Сухановской, нет.
Качественных офисных площадей городу действительно не хватает, согласилась Валерия Козлова. По ее словам, если бизнес нашел себе удобную площадку для офиса, то ее опасно освобождать — тут же придут другие арендаторы. Многие предприниматели, осознавая это, не стремились скидывать с баланса офис, даже несмотря на «удаленку»:
Склады — дефицитный продукт
Второй блок беседы был посвящен складской недвижимости. Не секрет, то именно этот сегмент пребывает в зените востребованности. Во многом бурному развитию складов поспособствовал рост онлайн-коммерции и интернет-продаж.
В складском сегменте у нас тоже все хорошо. Например, складские помещения на ул. Ванцовского, где идет перераспределение на ритейл или интернет-коммерцию (так называемые склады последней мили), заполнены практически полностью, — отметила Марина Сухановская.
Валерия Козлова подтвердила: найти перехватывающие склады в черте города — практически нереальная задача. Это дефицитный продукт.
Вообще сегмент складской недвижимости в Екатеринбурге развивается очень стремительно. Во многом это связано с проектом «Большой Екатеринбург». Город растет, вокруг него должны появляться хорошие склады. Администрация этим занимается. Чего не хватает рынку? Многоуровневых складов в черте города (в Москве такие проекты уже есть) и инвестиционных складов. Такие проекты могли бы здорово подхлестнуть рынок, — отметила председатель совета УПН.
ТЦ не погибли?
В начале пандемии в СМИ появлялись громкие заголовки, в которых говорилось о скорой гибели торговых центров из-за оттока арендаторов. На деле мы видим, как коммерческие площади этого сегмента вводятся в эксплуатацию с завидной регулярностью. За примерами далеко ходить не надо: 1 июня на выезде из города в сторону Верхней Пышмы открылся ТРЦ Veer Mall, и пустующим его назвать никак нельзя.
Пул арендаторов торговых-центров, особенно районных, не сильно изменился из-за пандемии. Единственное, что поменялось, — стало больше площадок для интернет-торговли. Например, в ТЦ «Краснолесье» зашли ДНС и «Ситилинк». Интернет-площадкам не надо много места: это либо пункт выдачи товара, либо небольшой шоу-рум, который одновременно выполняет роль склада. Коммерческая недвижимость Екатеринбурга вообще не сильно пострадала. Мы — растущий город-миллионник, и именно к нам идет поток предпринимателей и покупателей не только из Свердловской области, но и из других регионов, — говорит Марина Сухановская.
Прекрасно себя чувствуют не только районные ТЦ, но и те, что расположены в центральной части города.
В Екатеринбурге все хорошо. Массового освобождения торговых площадей не происходит. Арендаторы и арендодатели грамотно решают вопросы друг с другом. Во многом именно поэтому, гуляя сегодня по «Гринвичу», «Пассажу», «Алатырю», мы не видим пустых помещений. Если бы владельцы ТЦ не разговаривали с арендаторами, все было бы не так радужно. Екатеринбург в сравнении с Москвой и Питером намного лучше справился с пандемией, потому что есть грамотная управленческая политика, потому что мы молодцы, — добавила Валерия Козлова.
В финале встречи каждому гостю было предложено взять заключительное слово.
Екатерина Иглина:
Какие бы события не происходили в экономике или социуме, выбирая площади в бизнес-центре класса А, арендатор преследует две цели: повысить привлекательность компании в глазах своего клиента и увеличить значимость для сотрудников. Что было и будет важным для арендатора? Удобство локации, инфраструктура (терраса, кофейня, внутренний двор и т.д.), оформление внутренних пространств, соседство и комфорт (быстрые лифты, чистота воздуха), прозрачность работы и лояльность управляющей компании. Именно это отличает премиум сегмент коммерческой недвижимости. А учитывая, что предложение площадей в бизнес центрах класса А в Екатеринбурге ограничено, запуск БЦ NEBOPLAZA открывает новые возможности для развития бизнеса.
Марина Сухановская:
— Коммерческая недвижимость остается инвестиционно привлекательной. Сейчас доходность коммерческой недвижимости составляет от 8-12% в год, на фоне ставок по депозитам в 3,5-4,5%. Таким образом, понятно, что инфляция в размере 4% в год (а в 2021 г. все 6%) не только «съест» возможную доходность, но и обесценит вложенный на депозиты капитал. Что касается коммерческой недвижимости, то в конце инвестиционного периода (8-12 лет) у человека остается полностью окупивший себя актив, который набрал стоимость и защитился от инфляции. Несмотря на пандемию, офисная недвижимость также будет пользоваться спросом. Даже крупнейшие региональные IT–компании, в т.ч. и наши арендаторы, не сделали ставку на удаленку, а по факту увеличили количество арендуемых площадей.
Валерия Козлова:
— О каком бы сегменте коммерческой недвижимости мы сегодня ни говорили, в каждом из них собственники научились работать профессионально. С этим мы связываем ту стабильность, с которой мы встретили 2021 год. Мы ожидаем появления на рынке коммерческой недвижимости закрытых паевых инвестиционных фондов, которые будут предлагать короткие инвестиции.