Меню

«Мэрия, вы же за чистоту в городе? Так откажитесь от шипов, подайте пример горожанам!»

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

Юрий Окунев: «Опыт других стран показывает: если устранить главную причину пыли — использование шипованной резины — то решить вопрос с уборкой снега будет гораздо проще. Мы-то почему хуже?».

Предприниматель Юрий Окунев, владелец «Талицких молочных ферм», уже несколько лет продвигает идею отказа от шипованной резины зимой — каждый автомобиль на шипованных колесах стачивает 24 грамма асфальта за 1 км движения или несколько десятков килограммов за сезон, и эта пыль в итоге остается в воздухе, которым дышат люди, и приводит к жуткой грязи в городе весной. В рамках эксперимента предприниматель предлагает администрации Екатеринбурга отказаться от использования «шипов» на зимней резине для муниципальных автомобилей и таким образом подать пример остальным автолюбителям. 

— Сейчас Екатеринбург — чистый город. Летом мы ходили пешком и не мыли обувь. Я в этом году очень редко мыл машину. Живу в центре и постоянно вижу, как моют улицы. 

Но, несмотря на всю чистоту летом, зимой и весной нас все равно ждет грязь. С октября водители начнут переходить на шипованную резину и вы заметите, как в воздухе станет появляться пыль, взвесь возле дороги. Она никуда не исчезнет, смешается со снегом и превратится в грязь, в которой нам придется жить полгода. Вывозить ее будут только частично. За сезон образуется 400 тыс. тонн пыли, которые лягут на снег, машины, одежду и осядут в наших легких. 

Да, есть распространенное мнение, что причина пыли на улицах — не использование шипов, а смесь «Бионорд», которой посыпают дороги. Конечно же, нет! На эту тему уже проводили исследование и все изучили. Да, грязь появляется там, где реагенты высыпают на дорогу, так как они смешиваются с дорожной пылью. Но это все равно что посветить фонариком в неубранной комнате и обвинить фонарик в том, что в комнате бардак. Готов устроить дебаты и доказать на пальцах, откуда происходит грязь.

Альтернативное мнение: «Это же не шипы в воздухе летают? Это та смесь, которой посыпают дороги»

В Норвегии проводили исследование, согласно которому частицы в воздухе мельче 0,10 микронов — это на 90% пыль от шипованной резины. При этом 91% жителей Осло, столицы Норвегии, в 2018 г. пользовались нешипованной резиной, хотя 20 лет назад их было гораздо больше.  

Часто говорят: как при нашем климате зимой вообще отказываться от шипов? Но как-то же 20% автомобилистов ездят без них, и ничего! Споры о разнице между шипованной резиной и «липучкой» ведут на многих форумах и пабликах, но там в основном обсуждают вопросы удобства, а не экологии.

Я понимаю, что для большинства людей тема отказа от шипованной резины не очень интересна и неактуальна. Для меня это тоже было непонятным несколько лет назад: «Какие шипы? Да нормально все. Зато не скользит. Немного грязно, ну и ладно». 

Может, эта идея немного опережает время. Все равно что на машине времени полететь в 90-е и уговаривать людей не мусорить на улицах — смотрели бы как на идиота. Да, некоторых не помешает уговаривать и сейчас, но посмотрите, как поднялся уровень культуры! Раньше я ехал и видел, как выбрасывают в окно пустые сигаретные пачки и окурки. Сейчас это встречается, но гораздо реже.

Да, пока доля тех, кто отказался от шипов, не растет. Но когда-то экоактивисты ввели понятие «декарбонизация». И — о чудо! — сейчас ситуация меняется: люди переходят на электромобили, думают о снижении выхлопов. У нас все хуже, и думать надо не о декарбонизации, а о том, чтобы хотя полгода не дышать пылью, сокращая себе срок жизни.

Конечно, даже если все пересядут с шипов на «липучку», вопрос уборки снега останется. Но это все равно что спросить: «Если мы не будем есть из помойки, нам по-прежнему надо будет мыть руки?». Ну конечно, надо будет мыть и убирать. Опыт других стран показывает: если устранить главную причину пыли — использование шипованной резины, то решить вопрос с уборкой снега будет гораздо проще.

В Японии есть районы, где снег лежит по 3-4 месяца в году, и весной он тает чистым. Мы-то почему хуже? Ничто не мешает отказаться от шипованной резины в течение 2-3 лет, но в повестке дня этого вопроса почему-то нет, и для меня это загадка.

Да, вопросы экологии и комфорта окружающей среды для многих далеко не на первом месте. Но вы заметили, что в последние годы расширяется территория пространства, за которую люди переживают? Это уже и подъезд, и двор. Как-то утром я гулял с собакой и увидел хорошо одетую женщину, которая собирала чужой мусор, выкинутый на газон. Я поздоровался и сказал: «Вы делаете отличное дело, и, пожалуй, я тоже так буду».

Сейчас, гуляя с собакой, убираю не только за ней, но и беру мешок для мусора, которого в центре довольно много. Если так станут делать и другие люди — отлично. Но организовывать импровизированные субботники не буду — претят показушные мероприятия для пиара. Мне просто неприятно жить в грязном городе. 

«Многие думают, что проще уехать из страны, чем изменить среду обитания. Уверяю: не легче»

Сейчас многие люди принимают решение: покупать ли зимнюю резину? Блогер Илья Варламов*, который тоже много говорил о вреде шипов, вскоре должен встретиться с чиновниками московской мэрии и объяснить им это. И думаю, если до них дойдет, что грязь в городе — от шипов, то в Москве примут драконовские меры, которые пойдут по всей Россию. Но у нас же классный город! У нас живут классные люди. Мы же сами можем быть инициаторами таких вещей.

Сейчас выборы кончились, и все чиновники выдохнули. Но с чиновниками разговаривать бесполезно: никто не принимает никаких решений. Любая инициатива от чиновника воспринимается как покушение на иерархию власти.

Разговариваешь с ними: «Слушайте, ну будьте инициаторами. — Не-не-не! А что нам скажут там? — Где «там»? — Вдруг откуда-нибудь прилетит звонок: "Чего вы начинаете самодеятельностью заниматься?"». Для них это же как волчий билет. Чиновников забили: главное не высовываться, не дай бог повторится ситуация с Фургалом (бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал был арестован в июле 2020 г. по обвинению в организации убийств — прим. ред.).

Чтобы инициировать диалог, необходим запрос от общества. Надо разговаривать, поднимать градус дискуссии, и в какой-то момент эта плотина прорвется. Через 20 лет вы будете со смехом вспоминать: «Какие мы были идиоты, что ездили на шипах», или что были двигатели внутреннего сгорания и мы дышали выхлопными газами.

В Казани, которую мэр Екатеринбурга Алексей Орлов ставит в пример, чаще убирают снег. И поэтому кажется, что там чище: снег абсорбирует пыль, и если его вывозить, а не сваливать на обочину, грязи будет меньше. Но если зима бесснежная? Все будет в пыли. Если дать больше полномочий квартальным, укомплектовать ДЭУ сотрудниками и техникой, грязи в городе будет меньше, но болезнь это не вылечит. Пока мы не слезем с холодного камня, без разницы, какие лекарства от геморроя пить.

У меня нет никаких отношений с Алексеем Орловым — ни деловых, ни человеческих. Но мэрия, вы же за чистоту в городе? В администрации четко знают, что шипы создают грязь. Так покажите горожанам на собственном примере, что ездить на липучке безопасно, откажитесь от шипованной резины для муниципальных машин!

Понятно, что отказываться от шипов — все равно что разворачивать тяжелый корабль: это долгий процесс. Но заниматься им надо. Кто у нас капитан в мэрском кресле?

* - выполняет функции иностранного агента