«Есть ощущение, что ничего не делать — плохо. Но если создать портфель в правильных долях, забыть о нем может быть лучше, чем постоянно следить». Мария Гордон и Дмитрий Муравьев: правила инвестиций.
Какие ошибки делают почти все инвесторы, почему иногда выгоднее «вложиться и забыть», чем совершать постоянные сделки с ценными бумагами на бирже, обращать ли внимание на перегрев рынка — рассуждают профессиональный независимый директор, бывший топ-менеджер инвестбанка Goldman Sacks Мария Гордон и Дмитрий Муравьев, профессор Университета штата Мичиган.
Какие типичные ошибки совершают частные инвесторы
Дмитрий Муравьев: Первая — не инвестируют достаточно в активы с высокой доходностью: если вы держите все деньги в банке, это будет не очень хорошо, когда вы выйдете на пенсию. Вторая — инвесторы не очень понимают, как работает риск в финансовых активах, и держат недиверсифицированные портфели. Если вы работаете в «Газпроме» и покупаете его акции на все деньги, это не очень диверсифицированно. 10 российских «голубых фишек» — лучше, но тоже не очень.
Третья ошибка — слишком много торгуют. Если вы торгуете каждый день по 10 раз, то, вероятно, у вас есть скилл, но по статистике он есть примерно у 1% от всех инвесторов.
Мария Гордон: Начать нужно с небольшого ликбеза, который сейчас можно пройти онлайн. Важно понимать, какой у вас риск-профиль, какой горизонт, когда вам будут нужны деньги — от этого зависит, насколько рискованными будут ваши инвестиции. Какую волатильность портфеля вы готовы для себя принять? Диверсификация важна: портфель, в котором 20 акций компаний разных секторов, будет иметь меньшую волатильность — скачки в цене, которые могут вывернуть ваш желудок наизнанку. Можно пройти небольшой тест, который покажет, какой тип портфеля для вас правильный. Где больше облигаций — долгосрочных обязательств, когда вам каждые полгода платят доход? Они менее волатильны. Либо это акции — участие в будущих доходах компании, либо в изменении ее цены. Если вы человек более пожилого возраста, который рассчитывает на доход с этого портфеля, чтобы на него жить, вам больше подходит портфель, который состоит прежде всего из облигаций, а не акций. Но все равно нужен ликбез.
Читайте также на DK.RU >>> Николай Берзон: «Если человек не создает себе финансовую подушку на старость, он обречен на нищету»
Дмитрий Муравьев: Вложиться в индексный продукт в соотношении с безрисковым продуктом и забыть об этом — это довольно хорошо работает. У нас есть ощущение, что ничего не делать — плохо. В финансах, если вы создали портфель в правильных долях, забыть о нем может быть лучше, чем постоянно следить».
Мария Гордон: Самый большой враг инвестора — это он сам: наша склонность к страху, к тому, что нам всегда уютнее в толпе. Если другие так делают, значит, они умны и мне тоже нужно так сделать. Как раз удаление самого себя из своего портфеля через использование робоэдвайзеров либо ничегонеделание — на самом деле правильное решение.
Обращать ли внимание на перегрев рынка?
Мария Гордон: Если вы инвестируете вдолгую, вам 30 лет и вы рассчитываете получить из этого портфеля рост в течение следующих 30 лет, это не имеет значения. Стоит посмотреть на инвестиции университетов и благотворительных фондов: они почти не меняют аллокацию капитала и не выходят в кэш, когда кажется, что рынок перегрет. В долгосрочной перспективе все исправляется. Но если у вас есть понимание, что рынок на вершине, можно выйти в кэш, пересидеть и реинвестировать, когда рынок упадет.
Дмитрий Муравьев: Если в 2008 г. вы все продали, вместо того чтобы держать портфель, — это дело, но предсказать, упадет рынок или нет, очень и очень сложно. Еще один вопрос здесь — смогут ли частные инвесторы, такие, как я, предугадать, упадет рынок или нет. Академическая наука не знает, как это делать.
Что влияет на изменение цены акций?
Мария Гордон: Влияют ожидания разных рычагов, которые двигают цену актива. Для практического инвестора важно, каковы ожидания о доходах компании в следующие три года и как они изменятся. Пример — изобретет ли фармкомпания новый препарат, который излечит людей от рака, и таким образом ее доходы через 3-5 лет возрастут в 3-5 раз? Конечно, нам никуда не уйти от макропараметров, потому что они влияют на цену дисконта. Сегодня, когда инфляция идет вверх, а цены на деньги, измеряемые ставками центральных банков, не движутся, реальная дисконтированная ставка падает. Таким образом, реальные активы возрастают в цене. Это не навсегда, когда происходит изменение в ту или иную сторону, меняется цена на акции и активы.
Дмитрий Муравьев: Цена актива определяется двумя вещами. Тем, как инвесторы относятся к риску (макросоставляющая) и тем, какие ожидаемые выплаты актив принесет нам в будущем. У краткосрочной облигации, на два-три года, все выплаты фиксированы, поэтому ее цена будет варьироваться в очень узком диапазоне.
Цена акций Tesla определяется тем, где компания будет через 10-20 лет, и это сложно. Иногда мы видим, что Tesla отчитывается, у нее дремучие убытки, а цена акций все равно идет вверх, потому что инвесторы ожидали чего-то еще хуже. В значительной мере цена меняется за счет изменения ожиданий инвесторов.
Существует ли справедливая стоимость актива?
Мария Гордон: Компании, как живые организмы, они меняются. У бизнесов, которые движутся более медленно, перспективы меняются не так часто. У технологических и потребительских компаний перспективы могут меняться достаточно быстро. И не забывайте про макросоставляющую — она движет всем.
Дмитрий Муравьев: Мы не наблюдаем справедливую цену в буквальном смысле и даже когда имеем представление о ней, а текущая цена отличается, то схождение между ними может происходить довольно долго. Мой любимый пример — акции «Мечела» пару лет назад: в США они продавались по 2$, а в России та же самая акция — за 1$. Одна и та же компания торгуется на двух разных рынках по разным ценам. В среднем рынок эффективен, пример — катастрофа [космического шаттла] Сhallenger, когда в 1986 г. NASA запустила ракету в космос и через минуту та взорвалась. Государственная комиссия аккуратно изучала страшную трагедию и пришла к заключению через два года. Но если бы вы посмотрели, как вели себя на торгах в день трагедии акции четырех подрядчиков NASA, построивших ракету, то увидели бы, что сначала они шли вниз, через два часа акции отскочили, а одна продолжала падать. Спустя два года компания оказалась виновной в трагедии.
Рациональны ли инвесторы?
Мария Гордон: Рынки эмоциональны в ближней перспективе и рациональны на долгой дистанции. Когда рынки рухнули с пандемией, или с кризисом недвижимости в США, или с «пузырем доткомов» еще раньше, то цены на активы были настолько взвинчены, что это была нерациональная цена. Ожидание, что все будут покупать всё онлайн в 2001 г., а не 2021 г., привело цену к такому уровню, когда не дисконтировалась цена денег в следующие 20 лет ожидания.
При пандемии, когда в марте 2020 г. акции обрушились, а теперь, полтора года спустя, они на более высоком уровне, был животный страх, что мир закончится, что мы не знаем, где будет дно, поэтому нужно продавать всё. А когда все продают всё, то рынок намного уходит вниз.
В среднем раз в пять лет, когда идут коллапсы, рынок переходит из бычьей фазы в период страха, он падает на 35-40%, а рынки развивающихся стран вроде России могут упасть на 50-60%, потому что также падает национальная валюта. Понятно, что ценность активов настолько не изменяется, но страх питает панические ошибки, и это ведет к большому упадку цены на активы.
Дмитрий Муравьев: Но если бы рынки были совсем нерациональными, умным инвесторам было бы легко на них заработать. Мы бы видели одних и тех же персонажей, которые стабильно обыгрывали рынок. Легко найти персонажей, которые каждый год проигрывают рынку, то сложно найти тех, кто стабильно обыгрывает — таких фондов от силы 1%.
Мария Гордон: Американские расписки «Газпрома» выросли с 3-4$ до 10$ — год назад акции этой компании торговались по очень низкой цене в разрезе к активам компании. Есть понятие капитализации компании по отношению к ее затратам, book value, либо по отношению к ее cash-flow — денежному потоку до капитальных инвестиций. По обоим этим параметрам «Газпром» торговался ниже своей «книжной» стоимости. Что не так странно, потому что он много лет инвестировал в проекты без большого возврата на капитал или проекты «в никуда». Но когда цена на газ растет, понятно, что доходы компании сильно вырастут. И она взяла на себя обязательство выплачивать 50% своих доходов в виде дивидендов. Вы как инвестор смотрите, какие будут дивиденды в этом году.
Если бы вы [купили акции «Газпрома»] в прошлом ноябре, дивидендная доходность была бы в районе 14-15%, но вы об этом не знали. Покупала бы я эту компанию сейчас? Большой вопрос: все хорошее, что могло произойти, уже произошло — акции более чем удвоились в цене. Я, кстати, купила их более чем год назад и постепенно убираю из портфеля. Но люди всегда будут говорить, где они получили доход, а не где потеряли.
Reddit-инвесторы: чем важна история с GameStop
Мария Гордон: Идет демократизация инвестиций. Раньше у нас был такой класс «махараджи» — портфельных менеджеров, которые зарабатывали большие проценты от активов, которыми они управляют, типичный фонд брал 1-2%. Сейчас идет демократизация инвестиций — они становятся доступнее через технологии, регулятор зажал профинвесторов в угол и те зарабатывают меньше. А демократизация и технологии позволяют маленьким инвесторам зажимать их в угол через объединенный спрос на акции — в этом нет никакой разницы, Reddit это или большой хедж-фонд. (В январе 2021 г. частные инвесторы с Reddit взвинтили стоимость акций умирающей сети GameSтop и чуть не разорили профессиональные инвестфонды — прим. ред.).
Дмитрий Муравьев: На российском рынке индивидуальные инвесторы занимают очень маленькую роль, и даже на американском рынке они не играли важной роли до 2020 г. Тогда у них появилось много свободного времени и денег, они стали покупать и продавать акции. Разница только в том, что раньше они покупали и продавали очень разные бумаги, и в среднем это не играло никакой роли. А социальные сети позволили инвесторам объединиться, и они все идут и покупают GameStop.
Это создает и дополнительный риск для институциональных инвесторов. Манипуляция это или нет — вопрос юридический. Акция выросла настолько сильно, что GameStop встрепенулась, выпустила дополнительные акции и это помогло избежать ей банкротства.
Но приход частного инвестора не повлияет на рынок. GameStop и [сеть кинотеатров] AMC — относительно небольшие бумаги, они даже не входят в индекс S&P 500. Это очень важное явление с социальной точки зрения, но с точки зрения влияния на рынок капитал индивидуальных инвесторов очень мал по сравнению с капиталом институциональных.
Но с точки зрения всего рынка это важно: reddit-инвесторы — молодые инвесторы, которые разбираются. Они инвестируют в свое образование и сухом остатке смогут формировать портфели, которые будут больше соответствовать теории. В долгосрочной перспективе это поможет им получить больший прирост стоимости. Надеюсь, то же самое будет и на российском рынке, потому что российские инвесторы инвестируют не совсем так, как предписано в азбуке.
Сохранить деньги, накопить на пенсию или «поиграться»? Что движет россиянами-инвесторами
Правила формирования собственных инвестиций
Мария Гордон: У меня есть пенсионные активы, до которых я не смогу даже дотронуться: деньги защищены специальным налоговым [методом], и их нельзя забрать. Там я инвестирую надолго. Когда мне кажется, что раз в 5 лет рынок на очень высоком уровне, я перехожу в наличные или активы низкого риска и потом реинвестирую. Это очень помогает: вы все равно не потеряли эти деньги, но потом можете купить активы по очень низкой цене.
Активы, которыми я управляю для своей семьи сейчас, разбиваю на акции и облигации высокодоходных компаний, которые дают доход, и небольшой портфель бумаг, на стоимость которых у меня есть определенный взгляд.
Всегда нужно быть достаточно скромным. Я сейчас не нахожусь на рынке как профессиональный инвестор. Понимание, что у тебя какой-то инсайт на одну компанию — это нескромный взгляд на вещи. Поэтому лучше инвестировать не через индивидуальные акции.
Дмитрий Муравьев: У всех финансовых профессоров очень разные портфели. У меня был коллега, который все инвестировал только в безрисковые облигации. Другой коллега два года назад вышел из рынка, потому что тот был очень сильно переоценен, и тоже переложил все в кэш. Я такого экстрима не делал. Пенсионные деньги у меня лежат в очень диверсифицированных фондах. В Англии и США ты к пенсионным деньгам относишься иначе, чем к тем, которые лежат на брокерском счету — там ты позволяешь себе большие вольности. 10% моего портфеля отводится на всякие эксперименты: немного торгую GameStop и AMC. Я занимался исследованием опционов и немного торговал ими. Когда ты делаешь академическое исследование, то важно понимать, откуда растут ноги. Если ты не торгуешь, то у тебя складываются воздушные замки и ты пишешь о чем-то, чего не понимаешь.
Текст написан на основе подкаста «Экономика на слух», это проект Российской экономической школы. Ведущий — Надежда Грошева.