25 казахстанских компаний в рамках программы акселерации экспорта, запущенной QazTrade при поддержке PwC Казахстан, выходят на рынок РФ. Почему для российского бизнеса это тоже эффективный инструмент?
Экспорт товаров и услуг — одно из самых приоритетных направлений в Национальной экспортной стратегии Казахстана до 2022 г. На конец 2020 г. Россия занимала первое место по объему товарооборота (с долей 20%) и импорта в Казахстан (с долей 34,3%) и третье место по объему экспорта (с долей 9,3%) казахстанской продукции. И пандемия только укрепила связи соседствующих государств.
В макроэкономическом прогнозе на 2021 г. Евразийского банка развития (ЕАБР) отмечалось, что Казахстан и Россия сегодня реализуют наиболее масштабные в Евро-Азиатском регионе антикризисные пакеты (около 8,7 и 4,5% ВВП соответственно). Несмотря на растущий спрос на казахстанские товары, упрощение правил взаимной торговли в рамках ЕАЭС и ограничения по применению мер нетарифного регулирования, в торговом балансе между Россией и Казахстаном все еще остается значительный потенциал для роста казахстанского экспорта.
Основными популярными казахстанскими продуктами питания, экспортируемыми в Россию, являются пшеница, меслин, семена льна, ячмень, пшеничная мука, а также макаронные изделия. Среди продукции машиностроения спросом у российских потребителей пользуются казахстанские подшипники, аккумуляторы, трансформаторы, локомотивы и оборудование для железнодорожных путей. В химической отрасли Казахстан преимущественно представлен в категории продуктов неорганической химии, среди которых преобладают химические радиоактивные элементы и изотопы, а также оксиды и гидроксиды хрома. Основу экспорта товаров легкой промышленности в Россию формируют хлопок и готовые текстильные наборы, такие как постельное и кухонное белье.
Почему акселератор?
Программа акселерации экспорта осуществляется QazTrade под руководством Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан с целью реализовать экспортный потенциал страны и усилить сотрудничество России и Казахстана.
Программу можно рассматривать как многоступенчатый модуль, участники которого проходят обучение, получают бизнес-навыки по работе с зарубежными партнерами, узнают, как работают государственные структуры, в компетенцию которых входит помощь по экспортному направлению. Именно обучение и получение необходимых компетенций по экспорту позволит предприятиям МСБ уверенно выходить на международные рынки. Программа, которую Центр Развития Торговой Политики «QazTrade» реализует при поддержке PwC в Казахстане, этому всецело способствует.
Пилотный проект экспортной акселерации был запущен Министерством торговли Республики Казахстан летом 2020 г. при поддержке QazTrade и PwC в России, где находится Центр компетенций в области экспорта PwC. В рамках программы 35 казахстанских компаний пищевой индустрии вышли на рынок Китая. По итогам проведенных командой акселератора работ с 5 ноября по 9 декабря 2020 г. было проведено 160 B2B онлайн-встреч между казахстанскими и китайскими компаниями. Более 200 китайских компаний выразили заинтересованность в сотрудничестве с казахстанскими пищевыми компаниями, с половиной из которых были проведены B2B онлайн-встречи. Компании получили поддержку в виде теле- и прямого маркетинга на целевом рынке, а также приняли онлайн-участие в Шанхайской Международной импортной выставке (CIIE, ноябрь, 2020).
В программе акселерации экспорта в Россию в 2021 г. участвуют 25 перспективных казахстанских компаний, которые получили необходимую консультационную поддержку по выходу на рынок России или расширению присутствия. Также были проведены обучающие сессии по процедурам вхождения на рынок, продажам и сбыту.
В настоящее время проводятся серии деловых двусторонних переговоров в формате B2B между казахстанскими и российскими предпринимателями. Ожидается, что у российских компаний будет больше возможностей для ознакомления с портфелем продуктов крупных производителей Казахстана, а акселератор позволит выстроить наиболее эффективное сотрудничество.
Что предлагает российскому рынку набор акселератора 2021 года
Программа 2021 г. по российскому направлению охватывает четыре индустрии — химическую, легкую, пищевую и индустрию машиностроения. Продукты пищевой промышленности представлены шестью товарными группами. Это кондитерские изделия, молочные продукты, напитки, корм для животных, мед и чай. Отрасль машиностроения представлена в трех категориях — это оборудование, транспортные средства и кабели. Основу каталога по легкой промышленности формируют спецодежда, различная верхняя одежда, а также трикотажная продукция. В химической отрасли каталог преимущественно представлен бытовой химией, косметикой, антисептическими и дезинфицирующими средствами. Также имеется компания по производству антифризов.
Не стоит путать участников акселератора со стартапами. В наборе 2021 г. преимущественно представлены компании среднего и крупного бизнеса, уже имеющие опыт экспорта на рынки соседних государств. Годовые объемы производства компаний, например, пищевой отрасли достигают 45 000 тонн.
Изучить каталог участников программы можно здесь, ознакомиться с их товарамии — по ссылке.