Меню

Руслан Долженко: «Вузы становятся частью экосистемы бизнеса страны»

на фото: Руслан Долженко. Иллюстрация: Уральский институт управления

Вузы и предприятия все ближе друг к другу. Первые хотят решить вопрос трудоустройства студентов. Вторым нужен кадровый запас из числа лучших. Процесс сближения активно стимулирует государство.

В октябре 2021 г. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС вошел в число учебных заведений, которые получат грант в рамках федеральной программы министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Приоритет 2030». В конкурсе участвовал 181 вуз. Комиссия министерства науки и высшего образования РФ отобрала 106 университетов из 49 городов. Они и получат базовую часть гранта в размере 100 млн руб. каждый.  

При этом РАНХиГС также прошел отбор на специальную часть гранта по направлению «Территориальное и отраслевое лидерство», здесь финансирование может достигать 1 млрд руб.

DK.RU пообщался с директором Уральского института управления, доктором экономических наук Русланом Долженко и выяснил, как меняется система высшего образования, на что будут делать упор в институте управленческого профиля в ближайшие годы и почему уральский филиал Президентской академии стремится стать корпоративным вузом для работодателей региона. 

Новый маяк для вузов

«Приоритет 2030» запущен вслед за проектом 5–100, задачей которого было вывести ключевые региональные вузы в рейтинг лучших в мире. Новая цель — трансформировать университеты в центры создания новых знаний, технологий, разработок для экономики и соцсферы.

Руслан Алексеевич, как можно распорядиться средствами гранта в рамках «Приоритета 2030»?

— Базовую часть гранта в 100 млн руб. можно потратить только на развитие. Это не латание дыр и затыкание выпадающих доходов. Если у вас есть идея развития, государство дает под нее средства — развивайтесь. Отмечу, что грант получает РАНХиГС, а мы его часть. Но далеко не все смогли представить внятный проект развития. Мы смогли, и в РАНХиГС нашу идею оценили. 

В чем заключается идея?  

— В «Приоритет 2030» отобраны наши действующие проекты, которые связаны с работой со школами региона. Мы открыли в Свердловской области сеть управленческих и предпринимательских классов. По первым в партнерстве с активными главами муниципалитетов, по вторым — с представителями социально-ответственного бизнеса.

В частности, первым партнером стал Андрей Гончаров, основатель группы компаний PRO. Мы открыли с ним предпринимательские классы в Полевском и Краснотурьинске. Задача — не просто учить, но инициировать предпринимательское мышление у детей, развивать их навыки, формировать ценности, берущие истоки еще у уральских купцов. 

В целом учим детей проектной деятельности, проактивности, методам командной работы, находчивости в поиске инвестиций, элементарной экономике и бухгалтерии, наконец. Причем кейсы отрабатываем на местах — помогаем таким образом школьнику взглянуть на свою же территорию свежим взглядом и увидеть не безнадегу и всеобщую лень, а возможности для самореализации, саморазвития, самозанятости и роста благосостояния.

Есть действительно очень яркие, ценные детско-взрослые проекты. К ним проявляют интерес местные власти — помогают в реализации. В них заинтересован и местный бизнес, которому нужна здоровая социальная среда и не нужен кадровый дефицит. Ведь если на территории есть полезная «движуха», то там интересно жить. 

<<< Читать спецпроект DK.RU «Встречное движение: как сотрудничают вузы и промышленники Урала»>>>

Уральский институт управления подписал соглашения со всеми четырьмя объединениями работодателей. Первым союзником летом 2020 г. стала УТПП.

С какими территориями уже работаете? 

— Нас поддержали главы Асбеста Наталья Тихонова, Краснотурьинска Александр Устинов, Сысерти Дмитрий Нисковских, Артемовского Константин Трофимов. С ними заключены договоры. Подписана дорожная карта с главой Верхней Пышмы Иваном Соломиным. Они прекрасно понимают, что с детьми нужно работать, вдохновлять их, транслировать правильные ценности, чтобы подрастающее поколение знало свой город, хотело в нем остаться, сделать что-то для его развития. Такие ребята и идут к нам учиться управлять территориями, сообществами, коллективами. Работая с ними уже в школе, мы даем им сигнал: наш вуз, друзья, это не страшно и не скучно, а живо, умно и дико интересно.             

Как работа со школьниками меняет образовательный процесс в институте?

— Школы, взаимодействие с активными муниципалитетами и местным уральским бизнесом — это фундамент для правильной современной организации того, в чем мы уникальны вот уже тридцать лет, — обучения управлению. Теперь мы говорим, что не будем учить работать только в органах власти или только в промышленной компании. Мы будем учить управлять территорией комплексно — во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Это сильно расширяет набор навыков, которые необходимы нашему выпускнику.

Знаете, в последнее время мы работали над программами многопрофильного бакалавриата «Комплексное развитие территории», и главная проблема, с которой столкнулась группа разработчиков, — как из перечня дисциплин убрать лишние. Хочется оставить все. 

Потому что в наш век «черных лебедей» ты не знаешь до конца, что тебе понадобится в каждую следующую минуту. Навык медиакоммуникаций нужен? А то! Стрессоустойчивости? Еще как! Знание принципов бережливого производства, вовлеченности, ESG-повестки? Конечно!

И как вышли из этой сложной ситуации?

— Выход в самой системе многопрофильного бакалавриата. Она предполагает вариативность. Пусть студент решает, что ему ближе. Через два года базового обучения он определится, на каком направлении ему интереснее и перспективнее развиваться остальные два года. Обучаясь по выбору, он еще может «добирать» навыки курсами повышения квалификации, которые будут предложены в рамках учебной и внеучебной работы. 

Таким образом, после четырех лет студент получает не только более актуальную для рынка и близкую ему лично специальность, но и целый ворох сертификатов о дополнительных компетенциях. Такова идеология нашей дальнейшей работы в рамках «Приоритета 2030». Учиться у нас по этой системе можно уже со следующего года. Вот-вот объявим параметры набора. 

Как будете поддерживать актуальность новых образовательных программ?

— Будем исследовать новые темы и направления, по сути, создадим центр консалтинга для региональных органов власти всех уровней. Он будет заниматься проектами комплексного развития территорий с привлечением студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Это полностью соотносится со стратегией РАНХиГС до 2030 г.

Бизнес и кадры

Уральский институт управления делает упор на активное взаимодействие с бизнесом. Уже второй год подряд по заказу Корпоративного университета ТМК2U (ТМК и Группа Синара) реализуется программа дополнительного образования «Управление персоналом на металлургических предприятиях».

— У нас подписано соглашение о сотрудничестве с каждым из четырех объединений работодателей Свердловской области. Бизнес приходит к нам с запросом, а мы разрабатываем программы, в которые включаем непосредственно предметные и надпредметные навыки. Когда нужно, мы проводим научно-исследовательскую работу. Есть целевое обучение в магистратуре, где мы даже можем создать образовательную программу под конкретное предприятие.

УИУ — филиал РАНХиГС — делает ставку на тесное партнерство с предприятиями инфраструктуры. На снимке Руслан Долженко и министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов накануне подписания соглашения о содействии реформированию коммунального хозяйства региона

Более того, с этого года мы как филиал РАНХиГС — участник национального проекта «Содействие занятости». По нему бизнес может за деньги государства решить целый комплекс своих кадровых и образовательных проблем. 

Расскажите о нем подробнее.

— Государство готово финансировать повышение квалификации и переобучение отдельных категорий граждан. Это люди, которые ищут работу, безработные, граждане в возрасте 50+, женщины в отпуске по уходу за ребенком и др.

Специально для них мы разработали востребованные для рынка образовательные программы: управление персоналом, медиакоммуникации, управление проектами, бережливое производство и так далее. Готовы создавать курсы разной длительности и под конкретные целевые запросы бизнеса.

Например, если вы проектируете новое направление, хотите нанять дополнительные кадры под свежую задачу или, скажем, вашим специалистам сейчас надо знать тонкости закупочной деятельности, вам стали интересны вопросы концессии или SMM-менеджмента, welcome.

Мы с удовольствием приглашаем HR-управленцев для обсуждения текущих и прогнозируемых проблем подготовки кадров: кто и в каком количестве нужен. Квота этого года по проекту «Содействие занятости» нами почти выбрана. Но мы рассматриваем заявки на обучение с нового года. Проект будет продолжен. У него большие перспективы.  И повторю: эту образовательную услугу финансирует государство — для бизнеса и граждан она абсолютно бесплатна.

В этом году Уральский институт управления отмечает юбилей.

— Да, 30 лет. Значимая дата. 27 ноября 1991 г. по Постановлению, подписанному Геннадием Бурбулисом, был создан Уральский кадровый центр, который после стал Уральской Академией госслужбы, а сейчас это Уральский институт управления — филиал РАНХиГС. Наш Институт считается одним из опорных образовательных центров региона, здесь есть свои традиции, есть богатый опыт и великолепные перспективы для развития.

Я очень рад, что работаю в образовательной организации, потому что каждый день мы сталкиваемся с задачами, которые приходится решать, и от этого я сам как руководитель становлюсь лучше, команда становится сильнее. Любые изменения начинаются с осознания потребности в собственном развитии. А уже потом меняется и окружение, мир вокруг.

Автор текста: Сергей Дружинин, Екатерина Круглова