«ESG — это не про красивые отчеты, а про то, как обеспечить устойчивое развитие компании в постоянно меняющемся мире». Тренд на ответственность бизнеса и новые требования налоговой — большое интервью.
Как переживает пандемию компания из «Большой четверки» аудиторско-консалтинговых фирм на Урале, что изменилось в работе ее сотрудников, которые раньше практически все время проводили в офисе, почему ESG-тренд набирает обороты и как внедрить ответственное отношение к экологии и обществу? Об этом, а также о развитии налогового мониторинга и влиянии бума на рынках капитала на уральский бизнес, рассказывает Никита Адамов, партнер, руководитель Уральского регионального центра КПМГ.
В последнее время и в мире, и в России популярна тема ESG (принципы управления, основанные на ответственном отношении к окружающей среде, социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления). В чем причины такого внимания со стороны бизнеса, ведь еще пару лет назад мало кто реально задумывался об этом?
— На самом деле на протяжении последних лет в профессиональных кругах мы отмечали нарастающий интерес к данной тематике. Но вы правы, что сегодня об этом говорят везде. Мы видим несколько причин для этого:
- Во-первых, возможности привлечения капитала. Инвесторы все чаще предъявляют дополнительные требования к компаниям в части ESG, чтобы рассматривать возможности предоставления финансирования.
- Во-вторых, возможности реализации продукции на мировых рынках, например, трансграничное углеродное регулирование в ЕС, которое затрагивает импорт определенных категорий товаров в ЕС.
- В-третьих, увеличение регуляторного внимания к этой теме как со стороны международных, так и со стороны российских регуляторов.
- В-четвертых, изменения в ожиданиях потребителей и гражданского общества.
На рынках капитала наблюдается тенденция к тому, что компании с низким ESG-профилем могут испытывать сложности с финансированием, как с точки зрения его доступности, так и с точки зрения его стоимости.
По оценке КПМГ, трансграничный углеродный налог затрагивает поставки в ЕС на 7 млрд евро в год, а дополнительная фискальная нагрузка на российский бизнес в период с 2026 по 2035 гг. может составить 15,5-37,7 млрд евро.
Пока соблюдение ESG-принципов остается добровольным, но становится общемировой тенденцией. Ожидается, что с 2023 г. все крупные и публичные европейские компании будут обязаны публиковать аудированную нефинансовую отчетность. Это, скорее всего, также затронет и российские компании, которые котируются на европейских биржах.
Все больше потребителей обращают внимание на ESG-профиль компаний и готовы менять свои привычки в пользу более ответственных участников рынка.
Со своей стороны мы оказываем поддержку компаниям, которые находятся в начале своего ESG-пути. Мы помогаем сделать так, чтобы принципы ESG не оставались на бумаге ради красивого отчета, а реально помогали компаниям развиваться в соответствии с лучшими практиками и достигать заявленных целей по всем направлениям.
В любом случае, принципы ESG могут стать реальным драйвером развития и роста только тогда, когда сотрудники компаний на всех уровнях, включая высшее руководство и акционеров, будут понимать, разделять и руководствоваться этими принципами. Зачастую требуется вносить ощутимые изменения в текущие бизнес-процессы, чтобы обеспечить достижение заявленных целей.
Также еще до пандемии много говорили про цифровую трансформацию бизнеса. Как обстоит ситуация с этим сейчас?
— Все зависит от специфики деятельности компании. Мы видим, что сейчас эта повестка в регионе осталась, при этом многие перешли к реализации проектов на практике. Люди понимают, что автоматизация бизнес-процессов позволяет улучшить качество принимаемых решений и повыcить производительность труда.
Небольшие локальные компании в этом смысле отстают от федеральных лидеров?
— Все зависит от специфики бизнеса, необходимости и видения руководства и собственников. Местные компании в сфере фуд-ритейла за два года совершили феноменальный скачок с точки зрения удобства заказа и доставки еды, продуктов и других товаров. Нужно ли было делать это три года назад? Вопрос дискуссионный, поскольку не было потребительской привычки. Но как только возникла потребность на рынке — компании сделали это. Мы видим много примеров, когда ИТ-составляющая в бизнесе играет очень важную роль в достижении успеха.
Любая цифровая трансформация, внедрение сложных информационных систем — это довольно дорого. Особенно сейчас, когда рынок зарплат ИТ-специалистов разогрет очень сильно. Окупаемость таких проектов, на первый взгляд, неочевидна. С другой стороны, есть компании, которые работают на опережение и стремятся внедрить автоматизацию во все важные бизнес-процессы. Как мне кажется, это результат того, что в таких компаниях развита культура инноваций и постоянного поиска совершенства во всем: в продукте, в коммуникациях, во внутренних процессах.
На примере многих компаний, которые являются нашими клиентами, мы видим, что значимые изменения начинаются и вдохновляются собственниками. Они достаточно глубоко погружаются в свой бизнес, поэтому у них есть возможность запускать в компаниях процессы значительных изменений.
Налоговая всматривается в глубины бизнеса
Режим налогового мониторинга предполагает постоянное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика за счет того, что организации предоставляют налоговым органам доступ к данным налогового учета в режиме онлайн. Взамен компании освобождаются от камеральных и выездных налоговых проверок, налоговый период «закрывается» для проверок уже через девять месяцев вместо текущих трех лет, предоставляется освобождение от штрафов.
В 2021 г. были снижены критерии для вступления компаний в режим налогового мониторинга. Тем не менее руководители многих компаний пока настороженно относятся к идее предоставления ФНС доступа в бухгалтерские системы.
Количество организаций, вступивших в проект, ежегодно увеличивается примерно вдвое. Что движет теми, кто вступает в налоговый мониторинг? Какие сомнения у тех, кто пока не готов к такому уровню общения с налоговыми органами?
— Мы видим, что в последние годы государство стремится повысить эффективность мер налогового контроля, снижая затраты и повышая собираемость налогов. Налоговый мониторинг — один из инструментов, который выводит общение налогоплательщика с налоговым органом на новый уровень. Опять же важную роль в этом процессе играет ИТ-составляющая, о которой мы говорили ранее.
К очевидным плюсам вступления в налоговый мониторинг можно отнести сокращение срока существования неопределенности в налоговых рисках компаний. В нашей практике есть примеры, когда налоговые проверки и последующие судебные разбирательства длились более пяти лет. Все это время собственники, руководство компаний и бухгалтерские службы живут в режиме повышенной боевой готовности.
В рамках налогового мониторинга все вопросы по платежам прошлого налогового периода закрываются в конце третьего квартала следующего года — заметная разница, особенно учитывая возможную персональную ответственность генеральных директоров и собственников организаций за налоговые правонарушения. Также важным преимуществом является отмена выездных и камеральных проверок, а это довольно заметное снижение нагрузки на бухгалтерию и другие службы компаний.
В дополнение к этому в рамках налогового мониторинга организация рассматривается в качестве добросовестного налогоплательщика, поэтому в случае выявления нарушений к ним не применяются штрафы. В случае сомнений по учету тех или иных операций для целей налогообложения, компании могут запросить мотивированное мнение налоговых органов, чтобы избежать споров в будущем.
Также важным положительным эффектом налогового мониторинга является то, что компании на свои процессы, методологию, систему внутренних контролей и уровень автоматизации начинают смотреть немного под другим углом, сравнивать свои подходы с лучшими практиками на рынке и с требованиями налоговых органов по данным аспектам. Такая ситуация позволяет пересмотреть подходы не только в области налогообложения, но зачастую и выявить идеи и мысли по смежным направлениям (РСБУ, управленческий учет, организации процессов в целом и т.п.).
Вступление в налоговый мониторинг — это возможность заново взглянуть на систему внутренних контролей в области налогового учета, повод задуматься о необходимости совершенствования учетных систем, а также способ повышения ответственности сотрудников.
Однако одним из главных барьеров на пути более масштабного применения режима налогового мониторинга является неготовность компаний предоставлять доступ в свои учетные системы налоговым инспекторам в режиме онлайн. Многих останавливает необходимость инвестировать в автоматизацию налогового учета и внедрение системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга.
Мы стараемся доносить до собственников и руководства компаний все плюсы и риски вступления в налоговый мониторинг, помогаем формализовать текущую систему внутренних контролей, идентифицировать недостатки системы внутренних контролей, которые нужно устранить, определить оптимальный вариант информационного взаимодействия с налоговыми органами, выбрать из многих доступных на рынке вариантов программных решений самый рациональный и сопровождаем его внедрение.
В последнее время много изменений в налоговом законодательстве в части международного налогообложения. В то же время страны «Большой двадцатки» договорились ввести единый налог в 15% на прибыль корпораций. Как это отражается на уральских компаниях?
— Действительно, в последние годы мы увидели много изменений в сфере международного законодательства, как в России, так и в мире. Эти изменения продолжатся и в 2022 г., и в последующих периодах.
Исторически бизнес на Урале, как и в России в целом, довольно часто структурировал операции с использованием компаний в иностранных юрисдикциях, таких как Кипр, Швейцария, Нидерланды. Российские налоговые органы уже давно начали предпринимать действия, направленные на предотвращение случаев необоснованной экономии на налогах с использованием иностранных структур. Были введены правила трансфертного ценообразования («ТЦО»), развивается концепция фактического получателя доходов, требуется раскрытие информации в отношении контролируемых иностранных компаний («КИК»). Все чаще налоговые органы получают информацию от зарубежных коллег в рамках взаимного обмена налоговой информацией, продолжается процесс пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения.
Мы всегда говорили нашим клиентам, что создание и функционирование любой компании в иностранной юрисдикции должно быть прежде всего обусловлено бизнес-причинами, которые организация должна быть способна обосновать. Если суть операций совпадает с формой, то проблем быть не должно. Если нет, то риски рано или поздно кристаллизуются в конкретных претензиях налоговых органов. Может, не сегодня-завтра, а через год или, что еще хуже, через пять.
Обратите внимание, что за последние годы нет ни одного выигранного в суде дела против налоговых органов в области ТЦО. Налоговые проверки по ТЦО практически всегда заканчиваются доначислением налогов. При этом готовность налогоплательщика подтвердить свою позицию с методологической точки зрения помогает компаниям значительно снизить суммы доначислений налогов.
Нужно понимать, что Россия — не единственная страна, которая стремится к тому, чтобы налоги уплачивались там, где возникает соответствующий доход. Мы видим колоссальные социальные расходы по всему миру, их нужно финансировать, а налоговые поступления — это основной источник доходов в бюджетах многих стран. Поэтому страны ОЭСР и договорились о введении единого налога на доходы цифровых корпораций. Но пока это декларация, как это фактически будет работать, как будет администрироваться и когда это начнется, пока понятно только в общих чертах.
Продолжится ли бум сделок на рынках капитала
Вопреки негативным прогнозам в начале пандемии, многие компании показали отличные финансовые результаты. В 2020-2021 гг. завершилось несколько успешных размещений акций российских компаний на международных биржах, а также активно проходили сделки слияний и поглощений.
За последний год на Урале произошло немало сделок M&A. Ряд российских компаний провели очень успешные IPO за последний год. Сохранится ли эта тенденция в 2022 г.?
— Действительно, в регионе эта тема оживилась, что является отражением общероссийских и общемировых трендов. Я бы связывал это с общей активизацией на рынках капитала, которая, в свою очередь, обусловлена стимулирующей монетарной политикой, отложенным спросом, накопленным за прошлый год, и позитивными ожиданиями относительно роста экономики. К тому же в последнее время не было серьезных внешнеполитических изменений, поэтому Россия постепенно возвращается на радары международных инвесторов. Мы наблюдаем, что в регионе остается интерес к этой тематике. Но как мы с вами видели в прошлом, все это может очень быстро закончиться. Будем надеяться, что позитивные экономические тренды сохранятся, а политические факторы не будут оказывать значительного влияния на возможности российских компаний на рынках капитала, и мы увидим еще ряд успешных размещений в 2022 г.
С какими сложностями сталкиваются компании в процессе подготовки к IPO и M&A сделкам?
— Правильным было бы поговорить про IPO и сделки M&A отдельно. Если начать с M&A, то основные сложности — это идентифицировать цели возможного приобретения, провести качественный due diligence и закрыть найденные риски через условия сделки в процессе переговоров с собственниками, привлечь финансирование.
Мы можем сопровождать компании на всех этапах процесса: использовать международную сеть КПМГ для поиска целей для приобретения или потенциальных покупателей, провести оценку, due diligence (финансовый, налоговый, юридический), обеспечить юридическое сопровождение сделки и помочь с переговорами. Для успеха очень важно, чтобы все участники процесса были нацелены на результат и демонстрировали взаимное уважение, готовность к переговорам и поиску компромиссов.
Процесс выхода на IPO, особенно на международные биржи, значительно сложнее и может занять гораздо больше времени Он очень часто требует значительных изменений внутри организации, чтобы компания могла соответствовать статусу публичной и быть привлекательной для инвесторов.
Подготовка к IPO — процесс небыстрый, а ситуация на рынках меняется очень быстро. Чтобы успешно выйти на IPO, в среднем, нужно готовиться минимум 1-2 года. Все должно быть готово к моменту, когда на рынке будет благоприятная ситуация.
Чтобы компания была готова к IPO, у нее должна быть четкая и прозрачная структура собственности, корпоративного управления, отчетность по МСФО за два-три последних года, налаженный процесс подготовки этой отчетности, финансовая модель, интегрированная с текущими форматами бюджетирования и сбором фактических результатов, надежная система внутренних контролей и управления рисками и прочее. Важно уже на этапе подготовки к IPО начинать общение с потенциальными инвесторами, показывать им планы и перспективы развития компании, чтобы потом в рамках IPO продемонстрировать, что организация может достигать поставленные ранее цели. Как мы говорили ранее, тематика ESG приобретает все большую важность и в этой области.
В сухом остатке для успешного выхода на IPO требуется кропотливая подготовительная работа, надежные партнеры и стабильная рыночная ситуация. Бизнес-модель компании должна обеспечивать инвесторам уверенность в долгосрочном устойчивом развитии бизнеса.
Вы помогаете компаниям по множеству направлений, а какую трансформацию претерпел ваш собственный бизнес за последние полтора года, как устроена работа в новых реалиях?
— Главный вывод — мы смогли очень быстро научиться удаленной работе. Раньше у нас было много командировок, постоянная работа из офиса с девяти утра и дресс-код, но оказалось, что это не так уж важно, — 80% задач можно выполнять дистанционно, работая из дома. Пандемия показала, что наша ИТ-инфраструктура позволяет организовать эффективное и безопасное взаимодействие с клиентами и командами, находящимися в разных уголках нашей страны. Мы быстро адаптировались к методам удаленной работы, взаимодействию через видео звонки, удаленному обмену информацией.
Конечно, есть и свои особенности. Каждый год мы нанимаем достаточно много новых сотрудников. Сейчас мы понимаем, что первое время им лучше работать из офиса. У нас уже практически два поколения новых сотрудников, которые начали свою карьеру в режиме удаленной работы. Мы видим, что, если человек все время работает удаленно, то ему сложнее прочувствовать ценности компании, сложнее найти мотивацию и понять, как конкретно его работа влияет на общие результаты.
Проанализировав наш опыт удаленной работы за последние полтора года, в сентябре мы перешли к гибридному формату работы: ожидается, что в среднем сотрудники будут работать в офисе два-три дня в неделю. Понятно, что у каждого могут быть свои обстоятельства, кто-то хочет работать все время в офисе, кому-то наоборот — лучше из дома 95% времени. Мы проявляем гибкость в этом плане и стараемся ставить во главу угла комфорт и результативность работы наших сотрудников. При этом для новых коллег мы стараемся проводить вводные курсы в офисе, лично. Нерабочие дни в начале ноября лишь подтвердили правильность нашего подхода, мы снова на 90% перешли в удаленный формат, для обеспечения безопасности наших сотрудников, при этом мы продолжаем выполнять все обязательства перед нашими клиентами.
В октябре у нас была встреча всего офиса и одним из вопросов был: «Почему мне нужно работать в КПМГ?». Помимо традиционных аргументов в виде зарплаты, карьерной лестницы и комфортного офиса в центре города, для наших сотрудников на первый план выходят новые ценности. Им нужен равноправный комфорт в общении, поэтому у нас все на «ты», нужно, чтобы люди могли прийти и предложить поменять то, что оставалось неизменным много лет, открыто обсудить свою зарплату, нужно, чтобы были постоянные изменения, возможности для самореализации и интересные нестандартные задачи.
Испытываете ли вы дефицит кадров? Как удается привлекать лучших сотрудников?
— Я думаю, что, как и мы, большинство компаний на рынке столкнулись с растущей конкуренцией за таланты. До пандемии региональный рынок труда был менее подвержен конкуренции с московским, но теперь, в режиме удаленной работы это уже не так. Поэтому чтобы оставаться привлекательным для сотрудников, нам нужно быть более гибкими, предлагать разнообразные интересные задачи, комфортные условия; давать возможность сотрудникам развиваться в разных направлениях.
Мы признаем важность заботы о здоровье наших сотрудников, поэтому предлагаем качественную программу добровольного медицинского страхования. Когда летом в городе были большие очереди за прививками, мы организовали для наших сотрудников возможность вакцинации в рамках ДМС, что позволило уменьшить риск заражения в очередях. Сейчас, когда мы видим, что многие компании возвращаются к работе в офисах, мы сохраняем гибридный формат работы. Мы говорим: «Ребята, мы вам доверяем, вы можете работать эффективно из дома и мы рядом, чтобы ответить на ваши вопросы».
Важно отметить, что мы открыто признаем: специфика нашей работы часто требует больше чем восемь часов в день. Мы стремимся повышать эффективность нашей работы путем внедрения новых ИТ-инструментов и постоянного пересмотра текущих подходов к работе. При этом мы компенсируем нашим сотрудникам вынужденные переработки.
Как изменяются ваши подходы к работе под воздействием трансформационных процессов, которые происходят в окружающей бизнес-среде?
— Мы постоянно ищем новые форматы работы. Так, последние два года у нас в Екатеринбурге работает две agile-команды. Мы доверили командам самостоятельный поиск новых сотрудников, решение о приеме на работу принимается максимум за две недели, когда раньше процесс мог занимать больше месяца. Мы обеспечили регулярное вовлечение в работу команды менеджеров и партнеров и смогли добиться более ответственного отношения сотрудников к выполнению поставленных задач. Например, на одном из проектов применение agile-методов позволило повысить результативность команды на 15-20%.
В дополнение к этому, сейчас у нас широкая продуктовая диверсификация. Более 40% сотрудников в нашем офисе — это не аудиторы, а специалисты по налоговому консультированию, информационной безопасности, оценке, услугам в области повышения операционной эффективности и бухгалтерского учета. У нас есть возможности развития во многих областях, а не только в аудите, как это было 10 лет назад.
Сейчас КПМГ в Екатеринбурге — это динамично развивающийся, самодостаточный офис с амбициозными планами на будущее. Мы знаем, что у нас сильная команда, которая умеет и готова работать в постоянно меняющихся условиях.
Какие у вас ожидания от результатов 2021 г.?
— В целом есть общий позитивный настрой, план работы до конца года очень насыщенный. Очень хочется, чтобы перед Новым годом пандемия отступила, люди смогли бы провести новогодние праздники в привычном допандемийном формате.
Да, у нас был отличный год, но в прошлом октябре я не ожидал таких результатов от 2021 г. В любой момент все может измениться и нужно будет принимать экстренные решения. С одной стороны, хорошо, что аудит — стабильная отрасль: на следующий год у нас уже подписаны все контракты, и сейчас мы начинаем процесс заключения договоров на 2023 финансовый год. Мы живем в горизонте одгого-двух лет, понимаем, где хотим быть через пять лет, и понимаем, что в любой момент наши планы могут быть скорректированы внешними обстоятельствами.
С другой стороны, за годы работы в КПМГ мы пережили многие кризисы, и из каждого мы выходили сильнее, чем были до. Мы никогда за все годы работы в Екатеринбурге не проводили сокращений персонала. Я на 100% уверен в нашей команде. И наши сотрудники могут быть уверены, что завтра они не окажутся без средств к существованию. Мы всегда стремимся выстраивать долгосрочные отношения с нашими клиентами, сотрудниками и поставщиками. Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее.