Является ли уход зарубежных игроков с банковского рынка России тенденцией или это просчет иностранного менеджмента? — отвечает председатель правления Райффайзенбанка Сергей Монин.
Весной этого года Ситибанк (российская «дочка» американской Citigroup) объявил, что продолжит работу только с корпоративными клиентами. А в октябре чешская PPF Group начала поиски покупателя на российский банк «Хоум Кредит».
Два этих события не связаны: на российском рынке нет тенденции к сворачиванию зарубежных банков, уверен председатель правления Райффайзенбанка Сергей Монин. В интервью РБК он рассказал, что с рынка уходят именно те, «у кого не получается делать здесь бизнес». Монин объяснил это тем, что у международных банков очень часто применяется централизованная модель управления, когда практикуется «переиспользование продуктов, которые изначально были произведены для другого рынка»:
Этот подход не позволяет иностранным банкам стать по-настоящему популярными для российских пользователей и набрать масштаб. Отсутствие масштаба и дальше не позволяет сделать эффективной всю бизнес-модель. Я не думаю, что уход иностранных банков — это тенденция. Это целиком индивидуальные решения, принятые для каждой конкретной организации. Я совсем не думаю, что при этом они друг на друга смотрят: каждый ориентируется на свой бизнес, на то, какие есть перспективы, как используется капитал, нельзя ли его использовать более выгодно. И исходя из этого принимает решение. Макроэкономические факторы я бы тоже не преувеличивал.
По его словам, у Райффайзенбанка нет таких рисков, поскольку тот с самого начала использовал децентрализованную модель и сам производил продукты для российского рынка.
Отметим, по данным ЦБ, в прошлом году от банковских лицензий отказались Morgan Stanley и финский банк Nordea. При этом первая решила свернуть бизнес в России из-за санкционных рисков. В Nordea отметили, что банк сосредоточит свою деятельность в скандинавском регионе.
На начало 2021 г. доля иностранцев в совокупном капитале российских банков составила 11,79%. За пять лет показатель сократился примерно на 2,5 п.п, сообщало агентство Bloomberg.
Читайте на DK.RU: «До 2015 года у нас были другие планы по развитию Европы». Греф — о продаже активов в ЕС