Меню

Олег Шиловских: «Мы успешно реализуем все, за что беремся»

Олег Шиловских. Иллюстрация: Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза»

В 2020 г. Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» не принимал пациентов в течение 2,5 месяцев, потом работал в условиях жестких ограничений. В 2021 г. клинике удалось «восстановить форму».

Центр вернулся к инвестпроектам, и 14 октября в главном здании на Бардина, 4а был открыт второй операционный блок. Он предназначен для хирургии патологии слезных путей и окулопластики. Подготовка и реализация этого проекта заняли четыре года, а финансовые вложения в него составили свыше 300 млн руб.

Генеральный директор Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза», главный офтальмолог Свердловской области, заслуженный врач России Олег Шиловских рассказал о задачах, которые позволит решить новый оперблок, и сроках открытия глазной поликлиники в центре города. А также поделился «формулой» ведения успешного бизнеса.

На церемонию открытия нового оперблока приехали полномочный представитель президента в УрФО Владимир Якушев и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Чем можно объяснить такое внимание властей к проекту частного медицинского центра?

— Проект создания операционного блока реализован в рамках концессионного соглашения с минздравом Российской Федерации, подписанного нами в конце 2017 г. Насколько мне известно, пока он единственный в стране. Мы вкладываем собственные средства в развитие, не привлекаем внешних инвесторов или государственные субсидии, при этом оказываем медицинскую помощь в рамках ОМС — думаю, это чрезвычайно интересный пример государственно-частного партнерства. Теоретически наш опыт можно тиражировать.

Кроме того, за 33 года работы у Центра сформировалось положительное реноме. Мы частная медицинская организация, однако играем важную роль в системе здравоохранения региона. Выполняем все обязательства в рамках социальных проектов: ежегодно по программе госгарантий у нас лечатся 25 тыс. пациентов. Мы давно перешагнули рубеж в миллион операций, по количеству проконсультированных пациентов приближаемся к цифре в 6 млн. Думаю, каждая семья в Свердловской области так или иначе соприкасалась с Центром. Отношение властей к нам обусловлено именно этим — стабильностью и качеством нашей работы.

В прошлом мы взаимодействовали и с Э. Э. Росселем, и с А. М. Чернецким. Эдуард Эргартович содействовал нам в открытии представительства в Каменске-Уральском и присутствовал на открытии филиала в Нижнем Тагиле. К Аркадию Михайловичу мы обращались при реализации городских проектов — отделения диагностики и лечения глаукомы и центра охраны детского зрения.

Олег Шиловских проводит экскурсию по оперблоку Евгению Куйвашеву и Владимиру Якушеву

Возможно, когда-то у властей были сомнения: сделают или нет. Жизнь показала, что мы реализуем все, за что беремся. Наши проекты работают, развиваются, вносят свой вклад в обеспечение здоровья жителей города и региона.

Почему возникла потребность в новом оперблоке?

— Сначала объясню, для чего он предназначен. Окулопластика (офтальмопластика) — раздел офтальмологии, включающий хирургические вмешательства на веках, мышцах глаза, слезных органах, мягких и костных тканях орбиты, а также подготовку к глазному протезированию. Патологии, с которыми чаще всего работают хирурги-окулопластики, — косоглазие, птозы (опущения века), нарушения оттока слезной жидкости по носослезному каналу, его реконструкция при травмах лицевого скелета. Эти нарушения причиняют пациентам колоссальные неудобства: при течении слезы наружу возникают раздражения, инфекции, это приводит к серьезным осложнениям.

Специалистов, занимающихся этой хирургией, в России, как и за рубежом, не так много. Наш Центр ежегодно выполняет более 2,5 тыс. таких операций взрослым и детям. Но этого, безусловно, недостаточно.

Мы начали заниматься дакриологией (область медицины, изучающая нарушения выработки и отведения слезы и способы их лечения) еще в начале 2000-х гг. В собственном проекте под названием «Слезный путь» проработали все аспекты создания хирургического отделения. Несмотря на ограниченность в площадях, подготовили операционную, где не без труда разместили один стол и оборудование. На каком-то этапе нас это устраивало.

Однако поток пациентов увеличивался. Людям приходилось ждать своей очереди, а врачам работать в стесненных условиях. Мы понимали, что надо расширяться, но на Бардина, 4а не было свободных площадей, выносить же это отделение за пределы основной базы не хотелось.

Тогда возникла идея освоить подвал (более 1000 кв. м) и переместить туда внутрибольничную аптеку с первого этажа, а на ее месте создать новый оперблок.

Новый оперблок

Мы предложили включить реконструкцию в программу концессии, и минздрав РФ поддержал идею. Площадь нового оперблока — 300 кв. м. Он суперсовременный, очень хорошо оснащен, и там два операционных стола. Теперь мы сможем сократить лист ожидания пациентов и сделать помощь доступнее.

>>> Читайте также на DK.RU: Олег Шиловских: «Мы абсолютно понятны, прозрачны и предсказуемы»

О новых клиниках в Екатеринбурге

Еще до начала пандемии Олег Шиловских говорил, что Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» готовит два больших проекта в Екатеринбурге: новую консультативную глазную поликлинику с глаукомным отделением в центре города и детскую клинику в Академическом. Последний проект будет реализован в партнерстве с компанией «Атомстройкомплекс»: она построит здание за свой счет и передаст его в аренду Центру.

В новых «взрослой» и детской поликлиниках 80% пациентов будут лечиться бесплатно, по полисам ОМС.

Продвигаются ли масштабные проекты в Екатеринбурге или из-за пандемии их реализацию пришлось поставить на паузу?

— К осени 2022 г. мы надеемся открыть глазную поликлинику на Шейнкмана-Радищева. Сейчас адаптируем готовое помещение под себя — дорабатываем системы вентиляции и кондиционирования, выстраиваем логистику, интегрируем лифты и пр. Параллельно занимаемся подготовкой персонала, постепенно увеличивая штат. Костяк врачей и сестер перейдет со старой базы.

Но новая клиника в 2,5 раза больше существующего отделения диагностики и лечения глаукомы — ее площадь 1 300 кв. м, поэтому нужны еще рабочие руки. Если с техникой все просто — бери и покупай, то кадры надо готовить, поскольку на рынке сложно со специалистами, соответствующими нашим требованиям. Чтобы посадить врача на амбулаторный прием, мы должны его обучить, даже если это доктор с 10–15-летним стажем. То же касается среднего медицинского персонала.

Запуск новой поликлиники поможет нам осуществить давнюю мечту: мы создадим полный реестр больных глаукомой в Екатеринбурге по аналогии с существующим для больных диабетом и возьмем под контроль всех екатеринбуржцев с этим диагнозом. Их будут информировать о визитах на диагностику, лечение и даже когда закапывать капли, соблюдая рекомендации врача. Я уверен, что эффект системной работы с такими пациентами будет очевиден уже через год: показатели инвалидности по глаукоме снизятся.

С реализацией детского проекта в Академическом ситуация сложнее. Наш парт­нер «Атомстройкомплекс» берет в аренду землю под строительство. К сожалению, собственник участка постоянно меняет условия, и нам раз за разом приходится переделывать эскизный проект клиники. Сейчас мы работаем над пятым вариантом… А это время, силы и, наконец, деньги. Надеюсь, в итоге все со всеми договорятся и в Академическом появится суперсовременная детская поликлиника. В таком большом «семейном» районе она необходима.

Я считаю запуск новых проектов, закупку оборудования, строительство естественным эволюционным процессом. Предприятие должно расти и развиваться. Если долго стоять на месте, обязательно упадешь.

О «формуле успеха» в бизнесе и преемственности

В январе этого года исполнилось 20 лет с момента, когда Олег Шиловских возглавил Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза». Он сменил в этой должности своего учителя и первого директора клиники Христо Перикловича Тахчиди, которому после гибели Святослава Федорова предложили руководство всем комплексом МНТК «Микрохирургия глаза».

20 лет — большой срок. Что вы считаете своим главным достижением в должности генерального директора?

— Самое значимое событие при моем директорстве — концессионное соглашение с минздравом РФ. Это платформа для развития на 25 лет. Кроме того, Центр приобрел новый статус и избавился от необходимости каждые пять лет продлевать с государством договор аренды здания на Бардина. Постоянно собирать документы, доказывать, кто ты, было страшно тяжело и затратно по времени.

Если говорить о достижениях, которые я могу записать в свой личный актив, — пожалуй, это климат в коллективе. У всех в Центре товарищеские и деловые отношения. Сотрудники знают, что инициатива поощряется, у них есть желание профессионально расти, предлагать идеи и решения, которые могут способствовать развитию общего дела.

Вообще, задача руководителя состоит в создании благоприятных условий для людей. Я часто вспоминаю рассказ Святослава Николаевича Федорова. Он относится к перестроечным временам, когда в России происходила трансформация социалистической экономики в рыночную. Их с супругой принимал эмир Бахрейна — маленького государства с очень высоким уровнем жизни. Жена Святослава Николаевича решила выяснить, каким выдающимся экономистам Бахрейн обязан своим процветанием. Эмир ответил, что никогда не привлекал экспертов и не планирует, поскольку считает, что для успеха достаточно все делать, исходя из «нормальной человеческой логики».

Если спроецировать этот принцип на предприятие, важно позаботиться о том, чтобы всем сотрудникам было выгодно, интересно и комфортно работать. На мой взгляд, в нашем Центре созданы условия для профессиональной реализации. Как и механизмы, позволяющие получать достойную зарплату.

Все успехи и достижения — результат «коллективного труда». Я не помню ни одного проекта, авторство которого мог бы приписать себе. Наши удачные мысли рождаются в общих дискуссиях, и зачастую невозможно установить, кто же был автором идеи.

Кого вы видите на этой должности через 20 лет?

— Как там говорится: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах»? На мой взгляд, необходимо думать о смене поколений, воспринимая это как должное, и готовить преемника. Назначить — просто. Но вокруг назначенцев много, а толку мало. Хуже всего, когда кто-то оказывается не на своем месте. Я считаю, человек должен сам вырасти, пройти определенный путь, тогда в дальнейшем все воспримут приказ о его назначении как закономерное, логичное и справедливое решение. И не потребуется разъяснительная работа на тему: почему он, а не ты. В целом подготовка преемника — не операция, а длительный процесс. В противном случае шансов на ошибку очень много.

>>> Читайте также на DK.RU: Олег Шиловских: «В каждой семье Свердловской области есть наши пациенты»