Максим Спиридонов: «Какого бы уровня вы ни достигали, очень важно периодически помещать себя в ситуацию дискомфорта или хотя бы гораздо меньшего комфорта, чтобы ценить то, что вы имеете сейчас».
Максим Спиридонов, венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель, рассказал, как недавно обретенное богатство изменило его жизнь и какие выводы он из этого сделал.
— Недавно я обнаружил, что могу говорить по отношению к себе: я богат. Это осознание было довольно удивительным. Попробую рассказать, что это такое для меня, какие выводы я делаю и какие рекомендации даю тем, кто хочет оказаться в таком же положении и назвать себя богатым человеком.
Формально можно привязаться к моей последней сделке (в январе 2021 г. г-н Спиридонов продал свою долю в «Нетологии-групп» другому акционеру, «Севергрупп» — прим. ред.) и начать идентифицировать себя через призму денег. Но я вдруг понял, что не хочу этого делать. Хотя с точки зрения нормального человека я сейчас стал богатым, я считаю, что это слишком плоское определение меня, не включающее в себя многое из того, кем я являюсь.
С другой стороны, тема миллионера, денег как единственного критерия успеха настолько часто используется, в том числе не по делу, что пытаться таким образом себя называть — это дурной вкус. Поэтому не буду называть себя ни миллионером, ни миллиардером, а порассуждаю, что значит быть состоятельным. Это довольно интересно, особенно учитывая тот факт, что в этом статусе я закрепился недавно.
В чем же главные плюсы того, чтобы быть богатым человеком? Первое — иной, высокий уровень бытового комфорта. Мы начинали «Нетологию» с моей женой Юлей в однокомнатной квартире, где постоянно мешали друг другу, разговаривая в видеоконференциях, я на кухне, она в комнате. Сейчас жизнь в трехэтажном доме, при помощи нескольких человек — няни, уборщицы — радикально проще, комфортнее и легче.
Второе: деньги — это колоссальная географическая свобода. В этом году, несмотря на пандемию, мы ездили по делам в Германию, провели шикарный отпуск в Эмиратах, провели месяц на вилле в Греции, летим в Рим, потом в Париж.
В каком-то смысле это жизнь мечты, и я, кстати, напоминаю себе, что я живу в мечте. Это важный момент, таким образом я пытаюсь дать себе не привыкнуть, не почувствовать, что это норма. Если это станет нормой, то перестанет приносить настоящую радость.
Третье: деньги — это шанс получить уникальные возможности. Участие в закрытых клубах, образование, которое развивает тебя, уникальны. Сейчас я прохожу программу личного развития стоимостью в миллион рублей, включающую в себя очень много любопытнейших вещей. Параллельно учусь на сопоставимой по цене программе в бизнес-школе INSEAD. Это самая известная бизнес-школа Европы, и во Францию я лечу как раз, чтобы пройти очередной модуль. Ты получаешь возможность учиться и апгрейдиться так, чтобы создать условия для дальнейшего развития.
Четвертое. Деньги — это удивительная возможность помогать. Причем, поскольку в масштабах твоего состояния часто эта помощь относительно невелика, даже если она составляет тысячи, десятки тысяч долларов, но, когда ты помогаешь близким и родственникам в таких объемах и они тебе искренне благодарны, это колоссальные радость и удовольствие, которые сложно с чем-то сравнить.
Банально, но отдавать, когда у тебя много, оказывается очень приятно.
Минусы богатства часто следуют из его плюсов
Первое: у бытового комфорта есть обратная сторона — гедонистическая адаптация, привыкание к высокому уровню. Ты привыкаешь к тому, что ездишь на машинах такого класса, живешь в отелях такого уровня, к тому, что спишь на кровати с таким матрасом и не хуже. Привыкаешь есть в определенном качестве, что люди из сервиса относятся к тебе определенным образом. Это очень опасная штука. Во-первых, можно потерять ощущение радости от того, что происходит. Во-вторых, ты можешь оказаться беспомощным. Если ты потерял навык мытья посуды и уборки за собой, а потом оказываешься в ситуации, когда вынужден это делать, ты можешь быть и глубоко беспомощен, и глубоко несчастен.
Поэтому, какого бы уровня вы ни достигали, очень важно периодически помещать себя в ситуацию дискомфорта или хотя бы гораздо меньшего комфорта, чтобы ценить то, что вы имеете сейчас.
Второе: меняется круг общения. Отваливаются контакты с даже порой близкими людьми. В моем случае это друзья по школе и институту. Они смотрят на мир как прежде, а ты иначе — как на пространство возможностей, на место, где можно действовать, которое можно подстроить под себя, по крайней мере, попробовать изменить под свои нужды. А они — как на нечто независящее от тебя, на что-то, что продиктовано волей других людей, что нужно принимать и, как следствие, часто страдать, но не пытаться изменить.
Третье: все больше людей претендуют на твои деньги. Появляются организации, знакомые и незнакомые люди, которые так или иначе считают: когда в информационное пространство ушла информация о твоих деньгах, они точно имеют право на какую-то их часть.
Доходит до комичных случаев: в личные сообщения инстаграма приходят сообщения буквально в духе: «Я бедный, ты богатый. Вот карта, ты знаешь, что делать». Здесь можно вспомнить циничную, но справедливую поговорку: «Чтобы стать миллионером, нужно на все говорить «Да», а чтобы стать миллиардером, нужно на все говорить «Нет».
Николай Берзон: «Если человек не создает себе финансовую подушку на старость, он обречен на нищету»
Четвертый минус неочевидный. Чем больше у тебя денег, тем больше времени и внимания уходит на заботу о них. Нужно часть здесь, часть там… Много разных подходов, которые позволяют сбалансировать все это. Но в то же время создают большое количество зон внимания, требующих учета, организованности, дисциплины — с твоей стороны и со стороны тех людей, которым ты поручил управление этим хозяйством. До денег лучше всего дорастать постепенно. Постепенно учиться управлять все большим их объемом. Быть готовым к тому, что это работа, требующая менеджерских качеств, дисциплины и определенного хладнокровия, поскольку ты управляешь чем-то, где цена ошибки может быть очень велика с точки зрения тех же самых денег.
Какие выводы можно сделать?
Любое богатство относительно. Будучи обладателем шикарного дома в престижном поселке, большого состояния и многих других благ, которые я сейчас стараюсь не перечислять, я понимаю, что относительно некой группы лиц, которая мне незнакома, но просматривается на горизонте, я не просто не богат, я нищий. У меня нет не просто нормальной яхты — нет никакой. Я даже летаю периодически не бизнес-классом, а всего лишь экономом. Не говоря о том, что для меня редкость взять напрокат бизнес-джет, а своего самолета даже не предполагается.
Я хорошо понимаю, что с точки зрения определенного взгляда на мир у меня сейчас нет ничего. Есть люди, которые зарабатывают и обладают меньшим, и они достойны уважения, на то есть свои причины. И то же самое касается людей, которые находятся надо мной.
И упаси бог меня вовлекаться в крысиные бега, попытки соревноваться с обладателями дома больше, чем у меня, а в перспективе — яхты и самолета. Они у меня, вполне вероятно, появятся, но я сам себе будущему говорю: «Слышь, чувак, не пытайся соревноваться размером яхты или вместительностью самолета». Потому что точно у кого-нибудь будет больше. Как и другие выступающие части состояния или тела могут быть больше, и это объективная реальность. Если она делает тебя несчастным, все остальное бессмысленно.
Значит, все, что ты заработал, заработал зря, поскольку тебя фрустрирует спина того, кто бежит впереди, условного лидера. А если ты его обгонишь, вполне может оказаться, что это был не лидер, а всего лишь один из пелотона, а группа лидеров вообще черт знает где. Если хочется это делать, важно соревноваться с собой вчерашним. Соревноваться в процессе становления «лучшей версии себя». Для меня это главный драйвер: я вчерашний и я сегодняшний — что изменилось? Если есть хотя бы небольшие изменения, это уже меня драйвит. А то, что относительно Билла Гейтса я пыль под ногами — да и хрен с ним. Дай бог здоровья Биллу Гейтсу.
Материал подготовлен на основе материала YouTube-канала Максима Спиридонова