Основными будут считаться те виды деятельности, от которых компания получает не менее 80% выручки. Информацию придется постоянно актуализировать. Причиной реформы стал беспорядок в системе ОКВЭД.
По итогам заседания правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), которое состоялось на прошлой неделе, премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития и ФНС подготовить изменения в систему применения бизнесом кодов ОКВЭД. Как стало известно газете Ведомости, концепция реформы уже разработана, ее курировал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Основным будет считаться тот вид деятельности, от которого компания получает наибольшую выручку. Коды ОКВЭД предлагается определять также исходя из объема выручки, поэтому компаниям или ИП нужно будет указать виды бизнеса, которые в общей сложности покрывают не менее 80% совокупной выручки. Нельзя будет проигнорировать направления, которые занимают в доходах более 10%. Структурирование деятельности исходя из долей выручки позволит более гибко применять к бизнесу те или иные нормы, а в перспективе — и меры поддержки.
При изменении структуры выручки более чем на 20% бизнесу нужно будет официально обновить и уточнить коды ОКВЭД. Это делается для того, чтобы избежать ежегодных издержек на обновление документов и уменьшить административную нагрузку на бизнес.
Коды НКО (для некоммерческих организаций) будут присваиваться исходя из численности работников по тому или иному виду деятельности (основным ОКВЭД будет тот, где зарегистрировано больше всего персонала и т. д.).
При этом не планируется изменений в основных положениях законодательства, согласно которым бизнес вправе осуществлять любую деятельность безотносительно выбранных кодов ОКВЭД (за исключением лицензируемой).
Для тех, кто регистрируется впервые, на платформе ФНС появится система подсказок — интерактивный помощник. Действующие пользователи сервиса смогут интегрировать свои системы бухгалтерского учета с инструментом ФНС: таким образом будет автоматизирована процедура отчетности.
Причиной реформы стал беспорядок, показавший неэффективность текущей системы во время разработки мер господдержки для малых и средних предприятий во время пика локдауна COVID-19. Беспорядок в системе ОКВЭД существенно влиял на качество статистики. В качестве примера Андрей Белоусов привел ситуацию в одном из секторов экономики, где на этапе пандемии ситуация парадоксальным образом складывалась благоприятно. Выяснилось, что один из крупнейших онлайн-маркетплейсов поставил эту отрасль в качестве своего основного ОКВЭД, что существенно искажало статистику. Как только данные были скорректированы, входящие потоки по отрасли резко упали.
«В таких условиях трудно принять точные решения — например, никакой искусственный интеллект не сможет правильно оценить обстоятельства, если получит в качестве исходных искаженные данные», — отметил советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Павел Сухолинский.
«В целом предложенная реформа — это шаг вперед, при этом пока она половинчатая, — говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Отношения между компаниями описываются товарными накладными, счетами-фактурами и платежными поручениями. У ФНС нет возможности все полноценно отслеживать — между платежом, получением денег и кодом ОКВЭД нет однозначной связи».
Более глубокая автоматизация, цифровизация всего процесса позволят сделать реформу более комплексной, резюмировал представитель «Деловой России».
Читайте на DK.RU: Новым налоговым режимом для малого и микробизнеса смогут воспользоваться не все