Новые знания даются взрослым сложнее, чем детям, однако их шансы на успех примерно равны, считает CEO «Нетологии». Как поставить цель и сделать мозг союзником в учебе — на DK.RU.
Марианна Снигирева — филолог по образованию. Начинала карьеру как тележурналист, затем перешла в сферу рекламы. В течение пяти лет была операционным директором Otto Group Russia. В 2018 г. пришла в онлайн-университет «Нетология» и в 2021 г. заняла пост генерального директора.
Марианна Снигирева считает, что сегодня рынок труда похож на эскалатор: чтобы просто оставаться на месте, надо «перебирать ногами» — получать новые знания и навыки. Она рассказала, почему взрослым тяжело это делать, как втянуться в обучение и сохранить мотивацию.
— В СССР поступить в вуз можно было до 35 лет. Люди получали одну профессию и всю жизнь в ней работали. Современный человек может сменить профессию в среднем до пяти раз. Официального возрастного лимита для этого больше нет — все в ваших руках.
По статистике онлайн-школ, львиная доля их аудитории — взрослые люди: 39% — в возрасте от 25 до 34 лет, 20% — от 35 до 44 лет, 10% — от 45 до 54 лет, 6% — от 55 лет. Оставшиеся 25% «делит» между собой молодежь: 19% — в возрасте от 18 до 24 лет и 6% до 18 лет.
Взрослые люди решают попробовать себя в чем-то другом по разным причинам:
1. Текущая профессия стала неактуальна.
2. Деньги (хотят зарабатывать больше).
3. Комфорт.
Многие хотят работать удаленно или иметь свободный график. Этот тренд сформировался не во время пандемии, а задолго до нее. Так, до 60% сотрудников «Нетологии» и раньше работали из других городов и даже стран. Некоторые никогда не были в нашем московском офисе.
4. Мечты.
К примеру, человек выучился на юриста, следуя примеру родителей, но потом понял, что это «не его». А «его» — веб-дизайн. И он решает взять жизнь в свои руки.
Мы выяснили, что около 40% людей просто испытывают нехватку знаний в своей области. Около 36% из тех, кто планирует учиться в ближайшее время, хотят освоить профессию с нуля. При этом 58% стремятся просто усовершенствовать знания.
Зачем учиться, если не хочешь менять профессию
— Сегодня все быстро устаревает, нам постоянно приходится решать новые задачи, осваивать новые инструменты, в противном случае мы утратим актуальность на рынке труда. Последний, на мой взгляд, похож на эскалатор. Чтобы просто оставаться на месте, надо хотя бы перебирать ногами.
Люди учатся, чтобы расти в карьере и ради развития — им интересно получать новую информацию. А некоторые рассуждают так: я «прокачиваю» свой мозг, поскольку боюсь, что ко мне придет дедушка Альцгеймер и бабушка деменция.
Придерживаться принципов ЗОЖ, заботясь о своем питании и о поддержке тела в тонусе, давно стало чем-то естественным. Но сегодня в мире очень силен тренд на lifelong learning — непрерывное обучение длиною в жизнь. Уместно говорить о тренде на развивающий образ жизни.
>>> Читайте также на DK.RU: Снимите розовые очки: работы под пальмой «на удаленке» у вас не будет — Дмитрий Румянцев
Как учиться взрослому
— В среднем только 30% студентов онлайн-школ доходят до конца обучения и получают диплом, 70% — исчезают на разных этапах. Взрослым сложнее учиться, чем детям. Тем не менее, мне кажется, что шансы на успех в обучении примерно равны.
Вся повседневная жизнь детей «заточена» на учебу, а мозги свободны от всяких установок, они склонны к постоянному постижению чего-то нового. Но зачастую дети учатся «на автомате» и поневоле. А в распоряжении взрослых есть важный инструмент — осознанное управление собой, который они могут применять с пользой для себя.
Почему взрослым тяжело учиться? Можно выделить две группы причин. Первая связана с самим человеком. У него нет времени: работа, семья, хобби, личная жизнь, и в дополнение к этому всему надо встроить обучение. А богатый жизненный опыт нередко мешает воспринимать новые знания: мы начинаем сопротивляться, критиковать. Кроме того, взрослые утратили привычку учиться, в отличие от детей. И, наконец, прокрастинация, лень, недостаток силы воли.
Вторая группа причин связана со школой. Курс может быть плохо спроектирован и поэтому вам сложно постигать модули один за другим. Неудобный или слишком интенсивный график. Скучная подача материала. Материал трудно понимать, поскольку преподаватель — эксперт в своей области, но не может доносить знания до других. Сложно справиться с домашними заданиями, потому что нет поддержки со стороны школы, сопровождения координаторов.
Все эти вещи очень важны, но мы заметили, что «под капотом» очень часто лежит одна определяющая вещь, мешающая взрослому человеку учиться — отсутствие цели. Если человек не понимает, зачем учится, скорее всего, успеха ему не достичь. Процесс обучения сложен, занимает несколько месяцев, а то и лет. И без «долгоиграющей батарейки», которая будет заряжать вас, не обойтись.
Если нет цели или она неверно поставлена, по мере обучения постепенно снижается мотивация, и человек бросает учебу.
Как поставить цель
— Мы не всегда точно понимаем, чего хотим. Если цель выбрана неправильно, она не будет мотивировать. Есть разные технологии, помогающие в построении цели. Мы работаем с интегральной целью: стараемся научить студентов ставить цель таким способом. Объясню коротко: поставить интегральную цель — значит подойти к ее формулированию с разных сторон. Вы ищете не одну формулировку, а несколько воплощений. И, когда будете возвращаться к цели, они будут на вас влиять.
Вы берете несколько фраз и дополняете:
— Я хочу быть (действовать), как (кто?)
— Я хочу проявлять (качества)
— Я хочу быть более…
Например: я хочу изучать английский и формулирую цели так:
— Я хочу быть уверенным, свободно говорить на языке и ездить в разные страны.
— Я хочу быть, как мои знакомые, и знать язык на уровне С2.
— Я хочу демонстрировать уверенность в общении с иностранцами.
Пока вы ищете формулировки, вы уточняете свои цели, визуализируете их и понимаете, действительно ли это ваши цели.
К цели надо периодически возвращаться, чтобы понять, не нужно ли ее пересмотреть. Цель может кардинально измениться — это нормально. У нас есть студенты, которые начинают учиться программированию, а потом понимают, что сложно, что им оно не нравится. Да, программисты много зарабатывают, но жизнь коротка и ее нужно тратить на те вещи, которые действительно интересны и важны. В результате люди переходят с одного курса на другой, например, на веб-дизайн.
Как сделать мозг союзником в учебе
— Мозг может помогать в учебе, а может мешать, саботировать ее. Мы не в силах изменить принципы работы мозга, но можем использовать знания о нем, чтобы сделать его своим союзником.
1. Включите в график обучения сон, спорт и медитацию
Мы учимся благодаря нейропластичности мозга — его способности менять структуру нейронных связей. Говорят, к 45 годам она снижается, тем не менее мы можем учиться всю жизнь, постигать новое и менять паттерны поведения.
На нейропластичность можно влиять позитивно (здоровый сон, физические нагрузки, медитация) и негативно (стресс, тревога, депрессия).
Когда вы учитесь, очень важно следить за своим состоянием. Так, отказаться от посещения тренажерного зала и засесть за уроки программирования — неправильная история. Правильная — оставить и то и другое.
2. Добавьте в процесс обучения приятный ритуал
Сварите кофе, поставьте любимую песню — сделайте то, от чего ваше сердце бьется чуть радостнее. Это поможет повысить в мозге концентрацию серотонина — гормона счастья. У вас будет хорошее настроение, которое мозг будет ассоциировать с учебой. И вам будет легче входить в процесс.
3. Выделите время на обучение
Старайтесь ни с чем не совмещать процесс обучения. Мозг не умеет одновременно решать несколько задач, он может быстро переключаться с одной на другую. Но из-за этого энергия мозга растрачивается, а качество его работы снижается.
Поэтому, если вы смотрите вебинар, не надо параллельно гладить белье или заниматься уборкой. Если делаете домашнее задание по курсу, не отвлекайтесь на рабочий чат.
4. Позволяйте себе прокрастинацию
Нам кажется, что прокрастинация — зло. На самом деле это режим рассеянного мышления, когда могут прийти неожиданные вещи, озарения, и сложная задача решится самым креативным способом.
Но, чтобы озарение пришло, сначала надо очень сильно сфокусироваться на проблеме и попытаться найти решение, а уже потом отпустить мысль.
5. Если застряли в прокрастинации, используйте метод малых усилий
Мозг «говорит» вам примерно следующее: это очень сложная, энергозатратная задача, непонятно, добьемся ли мы результата. Давай не будем ее решать.
В такой ситуации надо «съесть слона по кусочкам»: придумать простой шаг, с которого начнете. Например, при изучении английского расчертить тетрадь и записать первые два слова, прочитать один абзац текста, а не заставлять себя прочесть сразу несколько страниц. Когда вы во что-то включились, мозгу сложно остановиться. Один урок посмотрели, начните смотреть следующий, дальше мозг будет вам напоминать, что к этому надо вернуться.
В обучении у человека может быть два больших помощника — сила цели и мозг. Важно сделать так, чтобы они работали на вас, помогали сохранять драйв.
>>> Читайте также на DK.RU: «Работодатели развратили кандидатов: если ты не похож на Google, к тебе прийти зашкварно»
Текст подготовлен на основе выступления Марианны Снигиревой на ReForum — международном форуме о человеке в мире будущего.