«Раньше региональные интернет-магазины занимали от силы 1% от общего объема российского рынка e-commerce. Однако по итогам первого полугодия 2021 г. доля Свердловской области выросла уже до 7%».
Когда товары из интернет-магазинов будут приходить не за дни, а за минуты? Почему XXI век — время интересных бизнес-коллабораций и в чем Удмуртия молодец? Об этом в беседе с DK.RU рассказала Наталия Коробейникова, директор Boxberry в макрорегионе Урал.
Как развивается рынок электронной торговли на Урале? Заметна ли динамика в 2021 г. в сравнении с 2020 г.?
— То, что происходит на Урале в сфере e-commerce, в целом повторяет общероссийские тренды. Какую картину мы наблюдаем на российском рынке? Активный рост второй год подряд. Причины понятны: продавцы, которые не воспринимали онлайн всерьез, были вынуждены его освоить во время локдауна. Диверсификация каналов продаж привела к тому, что рынок e-commerce вырос очень резко. Если переключиться обратно на Свердловскую область, мы видим, что количество интернет-магазинов, подключивших услуги доставки по всей России, увеличилось на 35%. И это только за первое полугодие 2021 г.
Вообще местным продавцам становится тесно на локальном рынке, они живо интересуются российскими и зарубежными маркетплейсами. Электронные площадки, в свою очередь, этот интерес всячески поддерживают: проводят различные семинары, обучения, встречи.
Какие маркетплейсы пользуются особой любовью местных предпринимателей?
— Если говорить про российские, то это Ozon и Wildberries. Судя по аналитическим обзорам, именно эти две площадки лидируют по объему продаж и количеству подключений предпринимателей. Среди зарубежных площадок чаще всего интернет-магазины выбирают eBay, Etsy, Amazon. Кстати, наша компания тоже активно поддерживает предпринимателей, выходящих за рубеж. В прошлом году Boxberry запустила экспортное направление по странам СНГ, а с июля этого года международное подразделение доставляет товары в США и Европу (более 200 стран мира в целом). За первое полугодие 2021 г. наши клиенты отправили порядка 500 тыс. экспортных посылок.
Так что мы тоже умеем выводить продавцов на иностранные площадки и разрабатываем для них специальные пакетные предложения. Кстати, интересный факт, раньше количество столичных продавцов превалировало на рынке интернет-торговли. Региональные интернет-магазины занимали от силы 1% от общего объема. Сейчас ситуация изменилась.
По итогам первого полугодия 2021 г. Свердловская область занимает 7% в общей доле российского e-commerce. Краснодарский край и Татарстан — по 8%. Есть ещё удивительная Удмуртия с очень активным бизнес-сообществом. Там инициативы предпринимателей по выходу на российские и зарубежные онлайн-площадки поощряются на правительственном уровне. Владельцы интернет-магазинов получают колоссальную информационную и юридическую поддержку. Подобная государственная программа действует и в Татарстане.
Наталия, расскажите про структуру предложения уральских интернет-магазинов. Что продают чаще всего?
— В эпоху пандемии все службы доставки заметили, как изменилась структура потребительской корзины. Люди начали покупать в интернет-магазинах товары повседневного спроса. И, надо отметить, что после снятия ковидных ограничений эта привычка никуда не делась. На Урале, как и везде, в интернет-магазинах продают практически все: продукты питания, одежду, обувь, косметику, детские товары и игрушки и т.д.
Ассоциация компаний интернет-торговли оценила объем внутренней торговли в интернет-магазинах России в 2020 году в 2,781 трлн руб. Средний чек покупки продолжает расти?
— В первом полугодии 2021 г. средний чек покупки в целом по стране вырос на 5,5%. Такой рост сопоставим с уровнем инфляции и выглядит вполне логичным. Тренд положительный, эффект от пандемии не сошел на нет. Обратимся к региональной статистике: за 9 месяцев 2021 г. средний чек покупки на Урале вырос на 2% в российских интернет-магазинах и на 17% в зарубежных. Нельзя не упомянуть вновь об Удмуртии. Здесь средний чек покупки вырос на 25% — с 3666 руб. до 4557 руб. Регионы растут неравномерно, но растут, и это главное.
Перейдем к разговору о службах доставки. Как сейчас выстраивается курьерская логистика и какими должны быть современные службы доставки?
— В логистике сейчас выделяются два крупных тренда: ускорение процессов в городах, где располагаются хабы, и ускорение обработки заказов. Необходимо сделать так, чтобы с момента заказа товара до его получения проходило как можно меньше времени. Помогает в этом максимальная автоматизация процессов: автоматическая сортировка товара, мощные конвейерные линии, минимизация ошибок логистов.
В последнее время значительно увеличилась доля самовывоза. Тенденция держится уже несколько лет. Людям удобнее и быстрее забрать свой товар по пути на работу или с работы в ближайшем пункте выдачи, тем более что количество точек, где можно получить посылку, растет с каждым годом.
Курьерская доставка, по мнению аналитиков, тоже будет наращивать темпы роста, но преимущественно в крупных городах. Большое влияние на развитие этого сегмента оказывает экспресс-доставка продуктов питания, блюд из ресторанов и т.д. Привыкая к таким стандартам и скорости, клиент становится все требовательнее к курьерским службам. Ему важны не только сроки доставки, но и пунктуальность компаний. И мы в свою очередь это желание понимаем, принимаем и исполняем. Более 95% заказов Boxberry доставляет в заявленный срок.
Еще одно клиентское требование, которое касается как интернет-магазинов, так и служб доставки — наличие гибких опций. Например, у клиента должна быть возможность выкупить товар частично, оформить возврат. Все это добавляет лояльности к интернет-покупкам в целом, делает покупателей дружелюбнее.
В каком направлении в общем движется рынок служб доставки и e-commerce?
— В ближайшее время мы увидим рост влияния маркетплейсов. Продажи с этих электронных площадок будут занимать все больший объем продаж в e-commerce. За «место под солнцем» будут сражаться и сами продавцы. Конкуренция на тех же маркетплейсах будет расти год от года. За счет чего можно будет конкурировать: первое — за счет цены, второе — за счет сервисной составляющей, в которую в том числе входит доставка товара. Соответственно, курьерские службы будут меняться и подстраиваться под типы городов, структуру потребления в том или ином мегаполисе.
Кроме того, думаю, нас ждет много интересных коллабораций, когда один продавец поддерживает другого, один сервис доставки — другой. Например, в этом году Boxberry добавила партнерские постаматы, увеличив свою сеть на 2000 точек выдачи.
Читайте также: Отключение Visa и другие трудности: как интернет-магазины выходят сейчас за рубеж
Ну и коронавирусные требования уже прочно вошли в обиход и никуда в ближайшее время не исчезнут. Я говорю о бесконтактной доставке, наличии СИЗ у курьеров, обязательной обработке боксов дезинфицирующими средствами.
Бизнес сейчас переживает непростые, но интересные времена. С одной стороны, быстро меняющаяся экономическая ситуация держит предпринимателей в тонусе, вынуждает постоянно искать новые пути для укрепления своих позиций на рынке, сражаться за место под солнцем. С другой стороны, именно сейчас перед бизнесом открываются огромные перспективы. Быстрорастущий рынок электронной коммерции предлагает всем без исключения предпринимателям массу возможностей для развития и роста. Нужно только вовремя распознать их и суметь использовать на благо своего бизнеса.