Меню

«Не будет спроса — не будут строить. Цены не упадут». Валерий Ананьев про планы на 2022-й

Иллюстрация: Предоставлено компанией «Атомстройкомплекс»

«Снижение цен было бы вопреки здравому смыслу и законам экономики». Когда и как «Атомстройкомплекс» планирует возобновить строительство небоскреба Opera Tower, выйти на IPO и застроить Эльмаш.

Генеральный директор компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев на итоговой пресс-конференции 2021 г. рассказал про пользу государственно-частного партнерства и закона о комплексном развитии территорий (КРТ), про строительство громких проектов и новых мощностей по производству стройматериалов, а также чего ждет от цен на недвижимость в следующем году. 

Про неизбежность роста цен и невозможность их падения

Надеюсь, что в 2022 году цены расти сильно не будут благодаря ряду вопросов, которые удалось решить. Наша мощная строительная база в регионе хотя бы каким-то образом позволит контролировать себестоимость строительства. Мы сами в первую очередь являемся потребителями этой продукции и заинтересованы, чтобы себестоимость очень быстро не росла, несмотря на инфляцию. 

Очень большое предложение на рынке не создаст дефицит. И при всем том, что спрос достаточно устойчив, я надеюсь, что большого роста цен не будет. Все в соответствии с инфляцией, хочется в это верить. Точно так же верю в то, что программа ипотеки, в том числе льготной, не схлопнется — здравый смысл возобладает и люди смогут покупать жилье в кредит по нормальным ценам.

Читайте также на DK.RU >>> Рынок новостроек ожидает охлаждение. Рейтинг крупнейших застройщиков Екатеринбурга

Цены станут ниже? Не вижу предпосылок. Себестоимость растет. Возможности по демпингу ограничены, никто этим заниматься не будет. Все сейчас строится по проектному финансированию, в банках квалифицированные комиссии, которые просто не позволят вам продавать жилье ниже себестоимости, иначе они же останутся без денег. Никто не сможет вернуть деньги, взятые на строительство, если будет торговать ниже тех цен, которые были заложены в финансовой модели проекта. За этим очень внимательно следят.

Если бы инфляции не было, рубль крепнул, можно было бы говорить о теоретической возможности снижения цен.

Даже если завтра жилье перестанут покупать, его перестанут строить. А когда жилье перестает строиться, создается дефицит и есть предпосылки для повышения цен. Думаю, мы хотим этого меньше всего. Поэтому снижение цен было бы вопреки здравому смыслу и законам экономики. 

Андрей Бриль: «Когда цены на жилье снижаются, нищает каждый. Это прямая дорога к кризису»

Про планы и государственно-частное партнерство

В 2021 г. компания планирует ввести 190 тыс. кв. м жилья, а всей недвижимости — почти 256 тыс. кв. м. Есть серьезные заделы, в этом году мы вышли на большое количество площадок: большой район «Юг-Центр», по ул. Гагарина, Discavery — один из флагманов нашей стройки, где мы постараемся реализовать все свои правильные градостроительные идеи.

Сегодня все понимают, что город надо застраивать комплексно. Нельзя строить только жилье и забывать про инфраструктуру и социальные объекты. Сейчас мы участвуем в конкурсе на строительство губернаторского лицея в микрорайоне Солнечный — технология заимствована у наших финских коллег, и экспериментальной пятиэтажной школы в Академическом.

В бюджете всегда есть деньги, но есть завтра. А хотелось бы здесь и сейчас. И появился интересный инструмент — государственно-частное партнерство, который позволяет бизнесу вместе с правительством привлечь банковское финансирование, необходимые гарантии.

Он позволяет начать реализацию проектов по строительству школ здесь и сейчас. Зная, как растет себестоимость строительства, сейчас школа стоит одни деньги, а через три года — уже гораздо дороже. Поэтому сегодня, хоть мы и привлекаем кредитные ресурсы, стоимость проекта будет дешевле. Надеюсь, что в следующем году первый такой проект, школа № 41, стартанет.

ГЧП также сразу позволяет привлечь квалифицированные организации, проектировщиков и строителей. Никакой закон это не решает, ни по аукционам, ни по тендерам на бюджетные стройки — с большим трудом удается найти качественного подрядчика, который бы уложился в те цены, которые декларируются. 

Когда приходит квалифицированная организация, участвующая в государственно-частном партнерстве, другие туда просто не пойдут. И она делает проект так, как представляет нужным, в том числе для нужд будущей эксплуатации. И сама выстраивает правильную эксплуатацию, что тоже немаловажно. Сказка недаром заканчивается свадьбой, потому что автор не знает, что делать с героем потом. Так и со сложными объектами: проектировщик спроектировал, строитель построил, а как правильно эксплуатировать, никто не знает. Здесь такой ситуации не будет: кто строит, тот и будет эксплуатировать.

Про комплексное развитие территорий

Весь город надо строить осмысленно. Это и создание пятилетней программы по строительству: сегодня есть возможность всем вместе застраивать большие территории и заниматься их комплексным развитием. Бизнес должен договориться с властью: где в ближайшее время появятся такие районы, как их правильно развивать. Если бы мы приняли программу на 5-10 лет, то деньги не отвлекались бы на объекты вне этой программы. Она необходима, чтобы жилье и объекты социальной инфраструктуры строились одновременно. 

Суть закона о КРТ та же, что у аукционов по развитию застроенных территорий. Мы должны снести аварийное жилье и построить новые микрорайоны, подвести коммуникации, решить вопросы благоустройства, с садиками и школами. Все это надо делать совместно с властью, горожанами и другими участниками строительства. Но мы только в начале пути: закон о КРТ надо совершенствовать, чтобы он был выгоден всем сторонам. Чтобы бизнес мог зайти на объект и не переживать, что он остановится, чтобы люди могли получить рыночную компенсацию или уехать в неаварийное жилье. 

Про интерес к площадкам КРТ на Уралмаше и Эльмаше

Все участки достаточно интересны, но и достаточно затраты. Здесь важно облегчить жизнь застройщикам, возможно, привлечь федеральные субсидии для тех из них, кто участвует в сносе и расселении ветхого жилья. И чтобы закон был более понятен для расселения людей из ветхого жилья. <…>

Мы наследники предыдущих поколений, которые строили этот город десятилетия для нас, и наша задача сделать его лучше, а никоим образом не хуже, не упустить шансы по превращению Екатеринбурга в комфортный город европейского уровня. Для этого мы должны свято чтить традиции, понимать, что хорошего сделано до нас и, основываясь на этой базе, сделать следующий шаг в развитии города.

Про застройку своей производственной базы на Эльмаше

Это очень интересно для нас — на этой территории находится наша база, первые наши заводы. Сейчас мы в стадии утверждения проекта планировки территории (в границах ул. Фронтовых Бригад — Стачек — Корепина — Вали Котика) и в ближайшее время приступим к его реализации. Мы используем территорию нашей базы, предстоит реновировать и ветхие дома вокруг, и построить новый район практически в центре Эльмаша, рядом с администрацией и парком Турбомоторного завода. Только на нашей территории мы собираемся построить более 120 тыс. кв. м жилья, детский сад и прочее. Вместе с «Кварталом энтузиастов», который мы строим по аукциону по развитию застроенных территорий, появится современный район — Эльмаш меняется на глазах. 

Про производство стройматериалов

Цементный завод в Сысерти у нас устойчиво работает. Мы научились делать цемент марки 500, ранее дефицитный, и марки 600 — это повышение качества наших конструкций. Сейчас завод загружен на 100%, и только 25-30% продукции достается нам, остальное можем предлагать другим строителям.

Часто забывается, что, когда в 2008 г. был похожий пик строительства, цемент подорожал в несколько раз, и это не могло не сказаться на себестоимости. Сегодня цемент подорожал, но гораздо меньше, чем металл и утеплитель — на несколько десятков процентов, а не в два-три раза.

Надо развивать весь промышленный кластер рядом с Сысертью. Карьеры позволяют производить нам и белый цемент, и поставить еще одну очередь, которая увеличит мощность завода. Такие идеи прорабатываются. На этом проекте мы открыты для внешних инвестиций. Кроме того, в Сысерти практически начал реализовываться еще один проект — третья очередь производства твинблоков. Две линии работают, одна в Рефтинском, другая — в Березовском. Спрос на эту продукцию и за пределами области достаточно высокий, это экологичный современный материал.

Инвестиции во вторую очередь цементного завода — порядка 3 млрд руб., первая очередь обошлась почти в 5 млрд. Вторая очередь практически удвоит объем производства, и мы понимаем, что весь этот цемент будет потреблен. 

Про выход на IPO

Несколько лет мы готовим и аудируем нашу отчетность по международным стандартам, вышли на рынок облигаций и два облигационных займа успешно заработали, планируем и третий. Можно рассматривать PRE-IPO — непубличное привлечение инвестиций для строительства второй очереди цементного завода для выпуска дефицитного белого цемента. Сейчас мы проводим реструктуризацию предприятия, вместе с нашими консультантами из КПМГ разрабатываем новую структуру предприятия, более прозрачную, принятую во всем мире и более понятную внешним инвесторам. Как только будем готовы и попробуем себя в разных финансовых инструментах, с удовольствием выйдем и на IPO всем холдингом «Атомстройкомплекс Строительство»

Про возобновление строительства Opera Tower

Самое главное, что работа движется. Мы полностью завершили работу над концепцией и сегодня в стадии проектирования, работаем над другими частями проекта. Затеяли полную реконструкцию того проекта, который был, потому что прошло достаточно много времени. Думаю, мы увидим в ближайшее время результат, обязательно покажем его общественности. Уверен, в 2022 г. мы приступим не только к проектированию, но и к строительству. У нас все для этого есть, мы очень хотим создать современнейший объект, которым и мы, строители, и горожане будем гордиться. И есть шанс увидеть реализацию уже в следующем году.