Ежедневно в дома горожан поступают тепло и газ. Однако мало кто задумывается, какой путь проходит последний, чтобы добраться до квартир. И, главное, кто следит, чтобы на газопроводах не было утечек.
Их путь лежит через сугробы, леса, болота и высокую траву. На их плечах не только массивная сумка, в которой лежит газоанализатор и приспособления для очистки снега, но и ответственность за непрерывное поступление газа в квартиры и дома жителей Екатеринбурга. Речь идет о слесарях службы подземных сетей АО «Екатеринбурггаз». Журналиста DK.RU пригласили посмотреть, как работают эти специалисты.
Наша экскурсия начинается с газораспределительного пункта, расположенного в 10 км от Екатеринбурга. Эта станция обеспечивает газом сразу несколько крупных районов Екатеринбурга — Компрессорный и Кольцово.
На газораспределительных пунктах давление газа понижается до безопасного для потребления уровня. Далее газ поступает в сеть газораспределения «Екатеринбурггаза» и транспортируется промышленным предприятиям и до пунктов редуцирования газа, в которых также происходит понижение давление для подачи в жилые дома, — рассказывает по пути Евгений Перминов, заместитель начальника центрального аварийно-диспетчерского управления АО «Екатеринбурггаз».
В Екатеринбурге находится порядка 1000 газораспределительных пунктов. Каждый из них отвечает за отдельный район. За целостностью газопровода и установленных на нем сооружений (газовых задвижек и т.д.) следят слесари-обходчики. В ведении каждой бригады слесарей — около 20 различных маршрутов протяженностью в пять и более километров.
Первая остановка — газовая задвижка. Здесь слесари СПС проводят замеры на загазованность, очищают выходы газопровода из земли. Нарушения фиксируются в специальную тетрадь, а затем передаются руководству.
Так выглядит газовая задвижка
Выходы газопровода из земли должны быть очищены от снега, чтобы в них не попадала вода
Уровень загазованности определяется специальным прибором — газоанализатором. Если уровень выше нуля — это уже нарушение, о котором необходимо доложить руководству
Обход трубопровода высокого давления осуществляется раз в две недели, низкого — раз в месяц. При этом неважно, какая погода — хоть ливень, хоть ураган, хоть снег. Мы все равно обязаны выйти на маршрут. Одну задвижку мы осматриваем от 15 минут до получаса. Все зависит от погодных условий, — рассказывает Ольга Ямашкина.
Слесари обязаны идти четко по газопроводу. Ориентироваться на местности помогает маршрутная карта. Зачастую газопровод прокладывают не под дорогой, а, напротив, в лесу, и слесари пробираются сквозь сугробы и высокую траву.
Обойти по «нормальной» дороге газопровод нельзя, потому что можно пропустить утечку газа
Утечку газа на газопроводе видно сразу. Зимой на месте аварии образуется желто-бурое пятно на снегу. Летом — участок с неестественно желтой травой. Если газопровод проходит в водной местности, то в месте утечки появляются пузыри.
В задачи слесарей-обходчиков входит не только фиксация утечек, но составление предписаний тем, кто нарушает охранную зону газопровода. По правилам, на расстоянии двух метров от него не должно располагаться никаких сооружений. Однако предприимчивые дачники часто ставят в охранную зону заборы, а коммерсанты — киоски.
Бывали случаи, когда при раскопке грунта под забор владельцы участков портили газопровод. Просто пробуривали его насквозь, — рассказывает Надежда Степанова.
После обхода нескольких задвижек мы отправляемся к так называемой «привязке». Это небольшой красный «домик», на котором указано, где проходит газопровод и где он сворачивает.
Следующая станция — ШРП (шкафной распределительный пункт).
На подходе к нему слышен довольно неприятный свистящий звук. Ольга и Надежда поясняют: это сигнал об утечке. Газоанализатор показывает, что нарушение целостности газопровода произошло в сварочном шве.
Пока ждем аварийную службу, Иван Евдокимов, начальник участка пусконаладочных работ и ТО ШРП и котельных центрального аварийно-диспетчерского управления, рассказывает, чем отличается шкафной пункт редуцирования газа от блочного.
На самом деле разница во внешнем оформлении. Оборудование в шкафном и блочном пункте стоит одинаковое и отвечает за снижение давления газа, которое поступает в дома и квартиры пользователей. В пункте редуцирования газа присутствует специальное отключающее устройство, которое прекращает подачу газа в экстренных случаях, тем самым обеспечивая безопасность абонентов.
У газоспасателей, которые приезжают на экстренные вызовы, есть нормы доезда. По вызовам, связанным с утечкой природного газа, они составляют один час. Доезды на места утечки сжиженного газа — 40 минут. По факту аварийная служба приезжает всегда быстрее. В нашем случае ожидание заняло 15 минут.
Бригада газоспасателей состоит из четырех человек. Екатеринбург обслуживает 10 аварийных бригад. Их задача — устранить утечку и оказать помощь пострадавшим (если таковые имеются).
Есть определенные регламенты ликвидации аварий. Кроме того, у нас есть план взаимодействия со спецслужбами города — «скорой помощью», МЧС, полицией. В случае серьезных аварий мы можем привлекать и эти силы. Кроме того, газоспасатели аттестуются на оказание первой помощи. В аварийно-спасательных автомобилях есть носилки, медицинские шины и тревожная кнопка, которой мы пользуемся в случае, если на месте аварии возникают конфликтные ситуации, — рассказывает Сергей Зарипов, начальник дежурной смены аварийно-диспетчерской службы.
Интересный факт: взрыв газа может случиться только тогда, когда воедино сходятся три условия: закрытое помещение, искра и концентрация газа в помещении от 4% до 17%. Если значение больше или меньше, хлопка газа не будет.
В любом случае помните, если вы почувствовали запах газа в квартире, вам необходимо открыть окна и позвонить по телефонам 04 или 104 (с мобильных телефонов) для вызова аварийно-спасательной газовой службы.