«До полной автоматизации строительной отрасли еще очень далеко. Но тенденции уже заметны». HR-директор «Брусники» — о том, реально ли заменить мигрантов и как повысить престиж строительных профессий.
С прошлого года во многих сферах, прежде всего в девелопменте, общепите и ритейле, наблюдается острая нехватка кадров. Кандидаты даже в массовых профессиях теперь уже не бесконечны, зачастую требуют повышения зарплат и тщательнее подходят к выбору работодателя. Впрочем, и компании наращивают уровень требований к соискателям: им нужны люди, готовые соответствовать новым условиям и быстро меняться. О ключевых вопросах взаимоотношений работодателя и соискателей в девелопменте рассуждает Ирина Федькина, HR-директор «Брусники».
Материал подготовлен при поддержке «Авито Работы» — сервиса №1 в подборе массовых профессий для половины работодателей (57%) в России, на котором ищут самых разных сотрудников — от курьера до бухгалтера.
В 2021 г. работодатели практически во всех сферах жалуются на дефицит кадров. Насколько остро эта проблема стоит в «Бруснике»?
— Работодатели не меньше семи лет точно говорят о дефиците кадров. Рынок труда всегда подвижен, что зависит от совокупности факторов, в том числе от силы бренда работодателя, специфики региона, политических и иных изменений. И каждый год можно видеть новые тенденции, изменения, в том числе связанные с пожеланиями кандидатов и требованиями работодателей.
Если говорить про инженерно-технический персонал, сотрудников проектирования или штабных структур, то «Брусника» не испытывает дефицита в желающих у нас работать. Другое дело, что требования «Брусники» к кандидатам достаточно высоки, поэтому мы решаем проблему в рамках «совпадений» ожиданий компании и возможностей кандидата.
Успешно релоцируем кандидатов из других регионов или городов и поддерживаем сотрудников, готовых к релокации в рамках компании. Если говорить именно о дефиците персонала, мы можем его испытывать в случаях, если нужно принять большое количество человек в очень сжатые сроки. И часто это касается рабочих специальностей.
Строительная отрасль в части кадров, возможно, пострадала больше других из-за высокой доли труда мигрантов. Сократилась ли их нехватка с начала года? Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что от использования труда мигрантов на стройках стоит постепенно отказываться — насколько вообще реально это сделать?
— Высока доля мигрантов не только в строительной отрасли, но и в ритейле, и в общепите. Но в целом, конечно, 2020 год и закрытые границы очень сильно повлияли на нас. С одной стороны — рост объемов строительства, с другой — сокращение количества работоспособного населения, отсутствие свободной иностранной рабочей силы.
Сложно представить, как и какие решения сейчас могут привести к возможности отказа от иностранных строительных бригад. Понятно, почему звучат вербальные интервенции на тему отказа от использования труда мигрантов, к сожалению, не всегда понятно, как конкретно это реализовать работодателям, при этом выполняя все обязательства.
Местные застройщики жалуются в том числе на тот факт, что уральцы не хотят идти работать на стройку. Действительно ли это повсеместное явление? Какие меры могли бы повысить престиж работы строителя?
— «Брусника» сейчас работает в шести городах, и не только в Екатеринбурге мы видим эту проблему. Ведь строители работают на объектах при любой погоде и в любой сезон. Во многом сказывается утрата престижа рабочих профессий в постсоветский период. Мы как работодатель делаем все от нас зависящее, чтобы на строительных площадках наши сотрудники чувствовали себя максимально комфортно.
Но только действий работодателя уже недостаточно. Сейчас молодые люди совсем не хотят получать среднее профессиональное образование по строительным специальностям. Во многом потому, что это «немодно». Мне кажется, что проблема требует переосмысления на государственном уровне: нужны программы, повышающие престиж работы в строительстве, престиж рабочих строительных специальностей.
Какие методы нематериальной мотивации помогают способствовать удержанию персонала?
— Если говорить о рабочих, то в первую очередь это улучшение условий труда: качественная спецодежда, теплые туалеты и столовые, организованное питание. Элементарно — теплая вода, чтобы помыть руки. Чистые и эстетически приятные помещения для мест отдыха.
Если про инженерно-технические специальности, то очень помогают программы развития сотрудников. Мы быстро растем и постоянно испытываем потребность в кадровом резерве. В Бруснику можно прийти сразу после вуза и за несколько лет сделать успешную карьеру, обучаясь и переходя от ступеньки к ступеньке.
Как меняются зарплаты строительного персонала и другие меры материальной мотивации?
— Мы ежегодно пересматриваем нашим сотрудникам заработные платы. Мониторим рынок по регионам и при необходимости проводим точечные пересмотры.
Сокращается ли сейчас число рабочих на стройке за счет автоматизации процессов? Как меняются требования к персоналу? Какие новые требования можно назвать?
— Наверное, еще нельзя об этом говорить как о наступившей реальности — до полной автоматизации строительной отрасли еще очень далеко. Но тенденции уже заметны. Все больше цифровых решений появляется, используется все более сложное оборудование и т.п. И, как следствие, меняются требования к людям.
Мы, например, ищем инженерно-технических работников с обязательно развитыми цифровыми навыками, с мотивацией и готовностью работать постоянно в новом или обновляющемся ПО.
Для рабочих идет сильное смещение в сторону умения четко следовать процессам и инструкциям, четко выполнять требования, которые гарантированно повышают качество работы и использования техники в рабочем процессе.
По каким каналам сейчас эффективнее всего искать сотрудников в сфере строительства? Пробуете ли вы здесь какие-то новые методы, готовы ли на эксперименты?
— Мы фокусируемся сейчас в первую очередь на студентах: берем людей на стажировку и точно знаем, что мы в них вложили. Молодые ребята лучше всего адаптируются к нашим процессам, требованиям, программам. А нам, в свою очередь, тоже есть что предложить им в качестве роста и развития.
Что касается экспериментов, то у нас есть планы по формированию бригад на базе местных профцентров. Хотим запустить такой проект уже в 2022 году.
Как вы сотрудничаете с «Авито Работа» в части подбора персонала? Какие особенности можно выделить среди их инструментов, которые, вероятно, помогают лучше решать кадровые вопросы и анализировать ситуацию с подбором?
— Порядка 20% рабочего персонала мы приводим от «Авито». Но в «Бруснике» есть еще и производственный блок. Когда у нас была потребность в короткие сроки подобрать большое количество людей на производство, «Авито» нас очень выручил: мы получили от источника релевантных кандидатов и уложились в сжатые сроки.
Из инструментов отмечу чат общения с кандидатом. Часто это бывает быстрее, чем писать в мессенджеры. Очень помогает привязка кандидата к геолокации, когда кандидат указывает свое место жительства. Понятно, куда его лучше направить.
Какие специалисты на стройке самые востребованные и высокооплачиваемые
Какие тренды наблюдаются на Урале в строительной сфере? В каких профессиях больше всего нуждаются работодатели? Откликаются ли них соискатели? Каким специалистам готовы платить больше всего? На эти вопросы отвечает Елизавета Чурина, региональный представитель «Авито Работы» на Урале.
Выяснилось, что в Свердловской области число вакансий для строительных рабочих и специалистов за год выросло в 1,3 раза (на 33%). Для сравнения: в Тюменской области темпы прироста оказались повыше — 43%, а в Челябинской области ниже — 18%. По отдельным профессиям самый большой рост показали вакансии для машинистов, водителей и менеджеров — количество объявлений об их найме увеличилось более чем в два раза (на 112-116%).
Однако в топ-3 по востребованности входят другие работники строительной сферы. 17% от числа всех вакансий в строительстве, размещённых на «Авито» в Свердловской области, адресовано монтажникам, 16% — рабочим и 8% — сварщикам. Отмечу, что с прошлого года тройка лидеров не изменилась и даже доли вакансий остались такими же.
Несмотря на то, что в целом количество вакансий в строительстве растёт, есть отдельные профессии, по которым число предложений трудоустройства за год сократилось. Так, на 37% меньше стало объявлений о найме кровельщиков, на 18% меньше — вакансий для каменщиков и на 15% реже стали подыскивать отделочников.
Соискательская активность, которую мы в «Авито» измеряем количеством запросов контактов компаний, соответствует активности работодателей. За год интерес жителей Свердловской области к работе в строительных организациях вырос на 37%. Напомню, что количество вакансий при этом увеличилось на 33%.
В соседних регионах ситуация другая: активность соискателей там отстаёт от темпов прироста рабочих мест. В Тюменской области она увеличилась на 33%, а число вакансий — на 43%. В Челябинской области соискательский интерес вырос всего на 5% против 18% со стороны работодателей.
Медианная зарплата (больше и меньше которой получают по 50% работников) по всем строительным профессиям составляет 50 000 рублей в Свердловской области, 60 000 — в Тюменской и 47 000 — в Челябинской. Самыми высокооплачиваемыми специалистами являются сварщики, им предлагают медианные заработки в 71 000 рублей. По 65 000 обещают платить машинистам и монтажникам, 62 500 — водителям.
Между тем, на платформе «Авито» и для других специалистов есть вакансии с зарплатами, превышающими медианный уровень по отрасли.
Например, от 80 000 рублей уже на испытательном сроке предлагают ведущему инженеру ПТО в компании по производству и монтажу строительных металлоконструкций. Кандидат должен иметь высшее или средне-специальное строительное образование и опыт технического сопровождения проектов. На 70 000-80 000 рублей в месяц может рассчитывать каменщик, занятый на строительстве одного из жилых комплексов, или прораб на монолитные и кладочные работы.