На железнодорожной сети России скопилось 9 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами. Среди причин простоя называют первые серьезные холода, рост тарифов РЖД и ухудшение организации работы монополиста.
На сети РЖД скопилось 9 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами. Это пятилетний максимум, в компании ситуацию объясняют первыми серьезными холодами и проблемами с выгрузкой цистерн в портах.
РБК пишет, что к концу 2021 г. среднесуточное количество груженых нефтебензиновых цистерн, брошенных на сети РЖД, достигло 9 тыс. и продолжает расти. Это в 2,4 раза больше, чем было в конце 2020 г., и максимум за пять лет, рассказали изданию три источника, близких к железнодорожным операторам.
Алексей Дружинин, исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта, рассказал, что периодически возникают проблемы и с перевозкой других видов грузов. По данным союза на 27 декабря, на сети РЖД было брошено 1125 поездов — почти 79 тыс. вагонов со всеми грузами.
Ситуацию Дружинин назвал «неуникальной» и «рабочей», такое количество вагонов скопилось из-за индексации грузовых тарифов РЖД на 6,8% с 2022 г., считает он.
Сейчас идет большой объем предъявления грузов с целью вывоза до 1 января. При этом РЖД уже выполнили план по погрузке на 2021 год, — пояснил Дружинин.
Представитель компании «Трансойл», одного из крупнейших железнодорожных операторов по перевозке нефтяных грузов, рассказал РБК, что сейчас без движения стоят более 3000 цистерн:
Например, вблизи Комсомольска-на-Амуре груз стоит несколько дней при температуре минус 45 градусов. Порядка 40% нашего брошенного парка с грузом — в адрес портов Северо-Запада, остальной груз ждут на Дальнем Востоке, — сказал он.
Дмитрий Ратушный, руководитель железнодорожных грузоперевозок компании RailGo, рассказал, что наиболее проблемными сейчас являются четыре железных дороги: Куйбышевская, Октябрьская, Свердловская и Северо-Кавказская.
Представитель «Трансойла» считает, что у проблемы есть эффект домино: каждая цистерна с промерзшим грузом становится причиной замерзания идущих под выгрузку вагонов:
Проблема носит системный характер, и в последнее время мы отмечаем тенденцию к ухудшению ситуации. Чтобы компенсировать застрявший в пути парк, мы вынуждены посылать дополнительные вагоны и нести финансовые потери.
Влияют на ситуацию многие факторы: окончание речной навигации, ухудшение погодных условий, сезонный спрос на уголь, рост цен на нефть и нефтепродукты, из-за чего НПЗ увеличили переработку.
В РЖД сообщают, что вагоны с нефтеналивными грузами скопились на припортовых станциях после прихода первых серьезных холодов, из-за проблем с выгрузкой цистерн в портах. Особенно это касается вязких грузов, вроде мазута, которые «дубеют» при минусовых температурах.
Для того, чтобы ситуация не становилась еще хуже, был создан оперативный штаб, в котором участвуют грузоотправители, нефтебазы и портовые терминалы, операторы цистерн. Штаб работает ежедневно.
При этом в Ассоциации морских торговых портов говорят, что проблема в ухудшении организации работы по доставке грузов именно со стороны РЖД, мощности портов значительно опережают провозную способность путей общего пользования.