Меню

«Хочется вау-эффекта». Как область выступила на конкурсе туристических маршрутов

Свердловская область пытается отхватить кусок пирога внутреннего туризма. Но наши турпродукты пока не получили статуса национального бренда. Возможно, это связано с неверным позиционированием.

Маршруты по области вошли в топ-30 лучших на всероссийском конкурсе туристических маршрутов. Организатором выступило Агентство стратегических инициатив (АСИ). Всего от нашего региона на конкурсе было зарегистрировано 10 маршрутов, два из них были награждены как финалисты. Оба маршрута были представлены ТРК «Гора Белая».

Первый маршрут-победитель «Уральские каникулы на Чусовой! Путешествие сквозь пространство и время» проходит по территории Свердловской области, по местам, где Демидовы ставили свои легендарные заводы. Туристам предлагается прокатиться по диким лесным тропам на снегоходе или квадроцикле, а также познакомиться с местными жителями.

Второй маршрут, который попал в финал, — гастрономический тур по Свердловской области. Путешествие, посвященное уральской кухне, проходит в стенах старого демидовского завода. Туристам предлагаются завтраки по-уральски.

Принципиальным моментом при выборе победителей для жюри было встраивание в инфраструктуру маршрута деятельности местных жителей.

Главная задача туристического бизнеса в современных реалиях — выявить, поддержать и способствовать развитию действующих локальных предпринимателей и инициатив местных жителей, которые станут соавторами концептуальных туристических маршрутов, построенных на смыслах и людях, — так обозначила позицию жюри на сайте конкурса генеральный директор АСИ, заместитель председателя конкурсной комиссии Светлана Чупшева.

Десяти туристическим проектам на конкурсе был присвоен статус «национальный брендовый маршрут». В это число участники из Свердловской области не попали. Организаторы конкурса на церемонии вручения объяснили, что такие маршруты должны представлять собой «безопасное и полностью продуманное путешествие под ключ».

По результатам народного голосования Свердловская область как регион заняла 19-е место. Но ни один из наших маршрутов по результатам того же народного голосования не вошел в топ-30, хотя всего нашей областью было представлено 10 туристических продуктов. Для сравнения: маршрут по Чусовой набрал 143 голоса, а маршрут-победитель — несколько тысяч. 

Директор туристической компании «Урал Лайн Тур» Елена Лузина считает, что Свердловской области пока рано выходить на федеральный уровень во внутреннем туризме. Средний Урал не может конкурировать с Карелией, Дагестаном или Якутией, потому что у нас нет четкого позиционирования. Более того, то, что предлагается туристам, вызывает когнитивный диссонанс — несоответствие заявленного реальности.

С 2013 г. у нас хаотичные точечные метания. Проект Верхотурье — православная столица — закрыт. Проект Самоцветное кольцо закрыт. Далее — проект гора Белая. То есть по ажиотажу и рекламе у туриста создается впечатление, что в области есть только гора Белая, которая не так уж и высока — 715 метров, даже ниже Шунута, поэтому позиционирование ее как горнолыжного кластера вызывает диссонанс. И все-таки это Тагил, а Тагил — это завод, — пояснила ситуацию Елена Лузина.

Она обращает внимание и на то, что авторы туристических проектов допускают фактологические ошибки в трактовке истории родного края: «На презентации Демидовского маршрута было сказано, что знакомство с Екатеринбургом должно начинаться с посещения плотины городского пруда, построенной Демидовыми, и со знакомства с другими объектами, связанными с династией Демидовы. Это странно. Демидовы не имеют отношения к Екатеринбургу. Их вотчина — Тагил. Тоже диссонанс».

Кроме того, Елена Лузина считает, что люди, продающие турпродукт, видят ситуацию в туризме не так, как те, кто создает маршруты. Это тоже вызывает некоторое недопонимание.

Маршрут Царский в Алапаевске не может быть брендом — это ассоциация со смертью. Такое не продать. И возвращаемся к тому, с чего начали. Нет стратегии, нет четкого позиционирования, что такое Свердловская область и зачем сюда надо ехать. Нет комплексного развития территории и выделенных приоритетов, чтобы люди поняли: я приеду сюда, я получу то-то и то-то. И это будет вау-эффект, мы увидим то, чего больше нигде нет, — заключила эксперт.

По ее мнению у нас много таких мест, которые смогли бы привлекать тысячи туристов, а брендовых маршрутов, которые отразили бы особенность региона, пока, к сожалению, нет.

Ранее DK.RU рассказывал о резном доме кузнеца Кириллова, который находится в Свердловской области в селе Кунара. Он был заявлен на конкурс самых необычных народных арт-объектов России, но в десятку лучших не вошел. Конкурс арт-объектов проводился также с целью привлечения внимания россиян к внутреннему туризму.

Подготовила Татьяна Юстус