Екатеринбург принимает выставку Пабло Пикассо, ранее показанную в Эрмитаже. Владелец работ рассказал DK.RU о коллекционировании, арт-рынке в эпоху ковида, и почему наш город сложен для арт-проектов.
Павел Башмаков — коллекционер графики. В 2010 году он основал галерею PS Gallery в Санкт-Петербурге. На данный момент в ней представлена крупнейшая в России коллекция оригинальной графики Сальвадора Дали. Галерея организует эксклюзивные художественные проекты в городах России. Выставка «Пабло Пикассо среди поэтов», которая проходит в галерее «Синара Арт», — уже третий проект PS Gallery в Екатеринбурге.
Выставки Пикассо если не в Екатеринбурге, то в мире проходят довольно часто. В чем уникальность вашего проекта «Пабло Пикассо среди поэтов»?
— Начнем с того, что его создали кураторы Государственного Эрмитажа. В 2019 году в музее прошла серия выставок, посвященных сюрреалистам. Экспозиция Пабло Пикассо была первой. Художник не входил в группу сюрреалистов, но считался близкой к ним фигурой, и сами сюрреалисты видели в нем «своего». Кстати, Гийом Аполлинер произнес слово «сюрреализм» именно по поводу творчества Пикассо.
Эрмитаж сформировал концепцию и конструкцию выставки на материале моей коллекции. Кураторы представили творчество Пикассо сквозь призму его знакомств и дружбы с поэтами той эпохи. Их было так много, что художник даже повесил над входом в мастерскую табличку «Место встречи поэтов». Он и сам пробовал писать стихи. Выставка «Пабло Пикассо: художник среди поэтов» не просто раскрывает тонкости художественных произведений мастера, но и рассказывает о его жизни, связях с Максом Жакобом, Жаном Кокто, Ильей Зданевичем, Амбруазом Волларом.
Мы сохранили концепцию кураторов Эрмитажа, но дополнили ее мультимедиа: «оживили» работы, представленные в экспозиции. Медиаконтент для проекта создавала группа молодых дизайнеров и ИТ-специалистов (всего человек 20) в течение четырех месяцев. Это был колоссальный труд. В результате персонажи по-настоящему «живут» и взаимодействуют друг с другом на глазах у зрителя, и он может полностью погрузиться в эту «реальность».
На мой взгляд, симбиоз классического выставочного формата и мультимедиа соответствует ожиданиям разных категорий посетителей. Мы всегда получаем восторженные, либо очень восторженные отзывы на такие проекты (у нас их три). Замечу, что зритель сначала попадает в зал с оригинальными работами Пикассо и только потом оказывается в мультимедиа-пространстве, где воспринимает увиденные ранее произведения под «другим углом». Чтобы покинуть выставку, надо опять пройти через зал с графикой.
Как вы пришли к коллекционированию произведений искусства и к выставочной деятельности?
— Я не решал для себя, что с завтрашнего дня займусь коллекционированием — это было бы довольно странно. Я всегда увлекался живописью и графикой с одной стороны, и предметами коллекционирования, с другой. В меньшей степени антиквариатом, в большей — интересными, оригинальными интерьерными предметами прошлого. Около 12 лет назад я подумал: почему бы не создать бизнес в этой сфере? И начал возить из Европы вещи в стиле ар-нуво — столовые приборы, вазочки, небольшие предметы мебели. Позднее спектр стилей и объектов расширился. Не скрою, мои дела шли хорошо.
Однажды я решил нарисовать на бумаге идеальный дом — с холлом, кухней, столовой, спальнями и кабинетом, чтобы понять, каких интересных предметов нет в моем магазине. И обнаружил: стены-то пустые.
Я понимал, что не могу возить живопись больших мастеров, ведь их полотна стоят миллионы. Правда, позднее выяснил, что цены могут быть «скромнее»: к примеру, небольшую работу Огюста Ренуара можно купить за €50-60 тыс. В общем, у меня был выбор: сфокусироваться на живописи неизвестных мастеров, или на графике известных. Я отдал предпочтение второй, поскольку для большинства людей все-таки важен автор.
Сальвадор Дали, Жоан Миро, Пабло Пикассо — такие имена воздействуют сильнее, нежели художественные качества картины мастера с менее известной фамилией.
Мне нравилось приобретать что-то и для себя. Однажды в Париже библиофил предложил мне серию иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии», состоящую из 100 ксилографий. Я согласился, решив, что буду постепенно ее продавать. Не могу сказать, что эти работы активно покупали. Но я начал глубже изучать феномен графики, ее разнообразие и Парижскую школу, художники которой как раз очень развили этот вид искусства. Постепенно у меня стали появляться работы Дали, Михаила Шемякина, Марка Шагала, Леонор Фини и других мастеров. В какой-то момент я осознал, что из моей коллекции Дали можно сформировать выставку. Своей идеей я поделился с друзьями из Краснодара. Это стало поворотным моментом. Первая выставка (2016 г.) прошла с огромным успехом. Я понял, что мне интересно создавать экспозиции, закладывать в них идеи и смыслы.
Сейчас у меня семь проектов, они посвящены Пабло Пикассо, Василию Кандинскому, Марку Шагалу, русским художникам-эмигрантам, изменившим историю искусства 20 века. Есть красивый проект «Шедевры мастеров Парижской школы», рассказывающий о более чем 30 художниках. Но Сальвадор Дали остается локомотивом коллекции. Не потому, что я страстно увлечен его творчеством, мне он в большей степени интересен как личность, чем как художник. Однако результаты исследований показывают, что самые желанные авторы у россиян, посещающих выставки — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали. Они опережают других художников с огромным отрывом. Выставка Дали — всегда главное событие в городе.
Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».
Когда вы привезли первую выставку в Екатеринбург? Как вы в целом выбираете города для проектов?
— Первый проект «Гении русского зарубежья. Возвращение имен» состоялся в 2019 году в галерее «Синара Арт». Потом был Дали, а сейчас Пикассо.
Как правило, на нас выходят региональные музеи и выставочные залы с предложениями о проведении выставок. Некоторые города представляются интересными мне лично. Для меня важно, чтобы выставка получила отклик. Мне не интересно везти проект, если его будут смотреть 5–10 человек в день. Это попусту потраченные силы, время, любовь. Наша страна очень неоднородна по активности людей в разных городах. Лучше ходят на выставки там, где развит бизнес, где жизнь кипит. В портовых городах проекты всегда проходят хорошо, яркий пример — Калининград. Город не большой, но люди там активные, есть хороший музей. В городе-миллионнике Омске на выставки приходит в три раза меньше посетителей, чем в Калининграде. Там никому ничего не интересно. Регион стагнирующий, и людям не до искусства.
Как вы оцениваете с этой точки зрения Екатеринбург?
— Екатеринбург — сложный город для выставочных проектов, но его сложность обусловлена другими факторами, чем в Омске. У меня не было ни одной коммерческой выставки в Петербурге или Москве, и Екатеринбург тяготеет к этим городам: он большой, столичный, там проходит масса различных мероприятий. Возможно поэтому наши проекты в Екатеринбурге несколько теряются.
Что вы вкладываете в словосочетание «коммерческая выставка»?
— Это выставка, на которую продаются билеты. Галерея «Синара Арт» продает билеты на нашу выставку, Эрмитаж — нет. Это абсолютно некоммерческая история. Мы просто получаем огромное удовольствие от сотрудничества с одним из главным музеев мира.
Вы позиционируете свою выставочную деятельность как просветительскую. Есть ли в ней бизнес?
— Одно без другого не может существовать. В какой-то момент я пришел к выводу: когда чем-то занимаешься, нельзя думать о деньгах как таковых. Конечно, в начале жизненного пути не у каждого есть такая возможность. Но потом, когда (и, если) она появляется, нужно заниматься тем, что нравится, не просчитывая конкретный доход. Тогда деньги придут.
Я плачу зарплату сотрудникам, в трех проектах есть мультимедийная составляющая (это дорого), организация выставки стоит денег, не говоря уже о средствах, потраченных на приобретение самого «контента». Все это, как минимум, надо окупать. Не скрою, какие-то проекты уходили в минус, но в последнее время мы научились не допускать подобного.
Я шопоголик: каждые выходные выделяю по 3–4 часа для изучения мирового аукционного пространства. У меня масса идей для выставок. Чтобы воплощать их, нужно приобретать новые объекты. На какие средства? На заработанные на выставках. Получается замкнутый круг.
Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».
>>> Читайте также на DK.RU: Как инвестбанкир прошел путь от покупки «картины в кабинет» до продаж на Sotheby’s
Можете рассказать о самых интересных/успешных/желанных приобретениях?
— Начну с того, что в последнее время у меня больше поводов для расстройства. Это связано с тотальным обесцениванием денег в Европе из-за «пандемийных вливаний». Люди не верят, что через полгода или год деньги будут иметь ту же покупательскую способность, что и сегодня, поэтому активно их вкладывают: кто-то покупает золото, кто-то недвижимость, кто-то искусство. В связи с этим устоявшиеся цены на рынке взлетели процентов на семьдесят, а то и удвоились.
Кроме того, отношение к графическим сюитам стало хищническим. Как правило, такие серии исчисляются дюжинами, работы облачаются в специальную папку, дополняются текстами — в результате получается самостоятельный, целостный арт-объект в жанре livre d’artiste (фр. «книга художника»). В последние полтора года я регулярно вижу, как такие произведения скупаются на аукционах в Европе, а потом продаются в США поштучно, причем каждый лист чуть ли не по стоимости целой сюиты. У меня сердце кровью обливается, ведь сюит относительно немного, и половина — в музеях.
Что касается удач, позапрошлым летом я купил на аукционе замечательную раннюю работу Михаила Шемякина, масло на дереве. Продавец не понимал, что это Шемякин. У художника очень «вязевая» подпись: увидев однажды, ты никогда ее ни с чем не перепутаешь. Я купил эту картину очень дешево, до последнего не верил, что все получится. Примечательно, что в Париже мне ее вынесли из какого-то гаража.
Я покупаю много работ Шемякина, рассчитываю в будущем сделать по нему проект. Сейчас я хочу усилить выставку Шагала, приобрести произведения для нового проекта, посвященного Сальвадору Дали. Мечтаю собрать полную коллекцию его скульптур из стекла. Их 23, у меня на сегодняшний день 15.
Можно ли сказать, что ваш интерес к Михаилу Шемякину обусловлен тем, что вы петербуржец?
— Как раз он мне нравится и как художник. Большой цикл Шемякина «Карнавалы Санкт-Петербурга» у меня один из самых любимых.
Зал мультимедиа. Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».
Живописные произведения Пикассо стоят десятки миллионов, как и Сальвадора Дали, Шагала и других мастеров этого уровня и известности. Каковы цены на их графику? От чего они зависят?
— Ответить на этот вопрос крайне сложно — разброс цен колоссальный, а стоимость зависит и от тиража, и от красоты работы. Некоторые листы стоят по €20—30 тыс. Дали в этом плане подешевле: до Шагала ему далеко.
Павел Башмаков. Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».
Продаете ли вы работы из коллекции?
— Бывает, но далеко не все. Мой дядя Марк Башмаков (прим. ред. — профессор, автор учебников по математике, знаменитый альпинист и один из самых известных в России коллекционеров произведений искусства парижской школы в жанре livre d’artiste) говорит, что нет работы, которую он не продал бы — все зависит от цены. В целом я готов с ним согласиться. Какие-то вещи я могу продать довольно спокойно. Но чтобы убедить меня расстаться с тем, с чем я расставаться не хочу, надо сделать очень крепкое предложение.
Работы Пикассо я не продаю. Для меня критически важно сохранить экспозицию, созданную Эрмитажем. Некоторые вещи Дали из моей коллекции настолько значимы, что люди специально приходят посмотреть на них. И у меня нет уверенности, что после продажи я смогу их быстро восполнить.
Некоторые коллекционеры годами просят меня что-то уступить. С самыми настойчивыми я выбрал следующую тактику: говорю, что вещи, которая интересует человека, у меня нет, на сайте она выставлена «просто так», а я работаю над тем, чтобы ее получить. Рано или поздно я ее действительно нахожу и привожу человеку.
Вы хотите создать музей, в котором разместится ваша коллекция и коллекция вашего дяди. Это идея или уже проект?
— Пока идея. Для ее воплощения надо решить самый тяжелый вопрос — с помещением. Мне кажется, Петербург должен быть заинтересован в том, чтобы большая, всемирно известная коллекция, которая на протяжении 12 лет постоянно гостит в Государственном Эрмитаже, осталась в городе.
Мне приходит на память Музей Берггрюна в Берлине. Хайнц Берггрюн собрал очень красивую коллекцию, включающую произведения Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса. Он (еврей) был вынужден бежать из Германии. Спустя годы в качестве «жеста примирения» Берггрюн передал коллекцию родному городу. Берлин выделили под нее огромный особняк в Шарлоттенбурге. Берггрюн жил в нем вместе с собранием до конца своих дней. После его смерти, согласно условиям договора, коллекцией управляют его наследники.
Примерно так же поступил Сальвадор Дали: он завещал свое наследие Испании, но с условием, что его будет курировать фонд «Гала — Сальвадор Дали», куда входят его родственники. Они до сих пор руководят им.
Пока я не занимался вопросом создания музея очень активно, не ходил в Смольный. Думаю, музей будет создан, но сейчас трудно сказать, в какой именно форме. Пока в Санкт-Петербурге у нас есть площадка, работающая в закрытом формате.
Выставка «Пабло Пикассо: художник среди поэтов» проходит в галерее «Синара Арт» до 27 февраля.
Фото в тексте — галерея «Синара Арт».
>>> Читайте также на DK.RU: Алиса Прудникова: «Искусство «очеловечивает» бизнес, дает ему энергию и драйв»