Меню

«Без субсидий не выжить». Как организовать выездную торговлю в селах и не прогореть

Автор фото: Павел Ворожцов. Иллюстрация: Областная газета

Более чем в 100 малонаселенных селах и деревнях Свердловской области работают автолавки. Бизнес социально значимый, но, как правило, убыточный. История предпринимателей, которые рискнули.

В то время как Екатеринбург ежегодно прирастает новыми магазинами, желающих торговать в селах и деревнях становится все меньше. И это серьезная проблема для власти на местах — обеспечить жителей товарами первой необходимости становится не так-то просто. На помощь приходит выездная малоформатная торговля — автолавки.

Как правило, работают они в селах и деревнях, где проживает до 200 человек и нет стационарных магазинов. Но и автолавки охватывают совсем небольшое количество населения. По данным министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области, сейчас таких населенных пунктов более 100. По данным Центра агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН — около 190. Всего в Свердловской области — около 1,8 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает около 630 тыс. человек.

Точное количество автолавок, которые обслуживают деревни и села, неизвестно. Работают в таком формате в основном представители потребкооперации. Но есть и частные предприниматели. Среди них — Светлана Казанцева.

Шесть лет назад ее семья начала возить продукты в четыре небольшие деревни в нескольких десятках километров от Серова, сейчас они дважды в неделю объезжают уже шесть населенных пунктов. Предприниматель рассказала DK.RU, что подтолкнуло ее к такому решению, и почему они не планируют сворачивать свой семейный бизнес.

Светлана Казанцева, владелица автолавки:

— Шесть лет назад в районе перестала работать предпринимательница, которая возила продукты в деревни в окрестностях Серова. Появилась возможность занять освободившуюся нишу. Безусловно, решение это не было спонтанным. Всегда, когда открывается торговая точка, необходимо посчитать, какая в этом районе проходимость, есть ли конкуренция. Если это выездная торговля — объехать территории, поговорить с местными жителями, спросить про их предпочтения, посмотреть, есть ли в этих деревнях и поселках магазины. Конечно, мы такой анализ провели.  В итоге приняли решение попробовать.

После первых выездов обнаружилась проблема: половина продуктов возвращалась. И не беда, если бы это были продукты длительного хранения. Но у нас-то все свежее — молоко, хлеб, мясо, колбасы, также возим замороженную рыбу и пельмени, летом — мороженое. Если сразу не продадим — все это испортится.

Сначала с автолавкой ездила продавец, которая работала на нашу предшественницу. Потом она ушла на пенсию, и мы начали возить товары сами. Первое время этим занималась моя мама, и вот уже три года продаю я. Это наше семейное дело. Мама в три часа ночи встает, чтобы собрать машину — расфасовать продукты, подготовить ценники. Папа к пяти утра едет на местный хлебозавод, грузит хлеб. Утром молоко привозят к нам в магазин. До 8 утра мы должны собраться, чтобы выехать к покупателям.

Помимо автолавки у семьи Светланы три стационарных магазина в Серове. Поэтому проблем с поставщиками не возникает. Сейчас по договорам работают с серовским хлебокомбинатом, кушвинским молокозаводом, мясокомбинатом в Краснотурьинске. Так что  значительная часть ассортимента автолавки — хлеб, кондитерские изделия, молоко, сметана, замороженные и охлажденные продукты — местные, с севера Свердловской области.

Закупка ведется на тех же условиях, что и для стационарных торговых точек. Но ценники незначительно выше, чем в магазинах Серова. Например, если пакет молока в городе продается за 63 рубля, в автолавке он стоит 65.

— Это не такая большая разница. Если бабушки из наших деревень поедут в райцентр на автобусе, чтобы все это закупить, они больше потратят на дорогу. А еще и тяжелые пакеты везти, — объясняет Светлана. — Не могу сказать, что у нас от этой деятельности прибыль большая, но, как говорится, на хлеб с маслом хватает. Иногда, чтобы продукты не портились, соглашаемся продавать в долг, но потом деньги нам всегда возвращают.

Говорить о конкретных суммах заработка в этом случае я считаю некорректным. Намного важнее, что жители не брошены и у них всегда есть возможность купить необходимые продукты.


Светлана Казанцева (в центре) с жителями деревни Морозково, фото из личного архива

Автолавка  объезжает шесть населенных пунктов: деревни Поспелково, Морозково, Семенова, Копылова, Маслова и поселок Пасынок. В каждом живет несколько десятков человек. Например, в Пасынке осталось 78 жителей. Самая маленькая из списка — Копылова. Сейчас там живет восемь человек, летом, когда приезжают дачники, — 13. Только в трех из этих населенных пунктов есть штатные магазины.

— В Пасынке и Масловой точки открыл предприниматель из Сосьвы. Жители говорят, что он привозит только хлеб и уже успел скопить серьезные долги за коммуналку. Мы думали о том, чтобы выкупить эти помещения и открыть там штатные магазины, но посчитали, что лучше будем работать в формате автолавки. Тем более что хорошего продавца туда не найти — в деревнях почти не осталось молодежи, — объясняет Светлана.

Обычно автолавка делает в деревне две-три остановки, чтобы люди с соседних улиц могли спокойно прийти и закупиться. Но есть исключения.

— В одной из деревень живет бабушка, которая осталась совсем одна. Мы каждую пятницу заезжаем к ней персонально. Всех местных жителей, которые к нам приходят, я знаю лично. Если им нужно что-то, чего обычно нет в ассортименте автолавки — они звонят и заказывают. Если у людей праздник какой-то планируется или внучат привозят, звонят: «Света, привези яблок,  мандаринов и тортик». И я без проблем привожу.

Вижу, как с каждым годом жителей становится меньше. Очень переживаю, когда умирает кто-то из них. Принимаю все близко к сердцу. Мы с ними в хороших отношениях. По сложившейся традиции поздравляем местных жителей с праздниками, выделяем в качестве материальной помощи сладости на детские елки. Иногда жители просят привезти какие-то лекарства из города — тоже помогаем.

Конечно, в каждой деревне люди разные: кому-то наша работа нравится, кому-то нет. Но многие реально боятся, что мы перестанем к ним ездить. Успокаиваю, что бросать мы их не собираемся. Мы чувствуем большую ответственность. Я даже в отпуске все это время не была. Потому что знаю, что каждый вторник и пятницу меня ждут.

Автолавка Светланы Казанцевой работает без мер господдержки. Хотя, как отмечает предприниматель, потребность в них есть. У семьи — большие расходы на бензин, обслуживание автолавки и ее оборудования. Сейчас все делается самостоятельно.

Доктор экономических наук Валентина Неганова пояснила DK.RU, что это не единственная проблема, с которой сталкиваются предприниматели, ведущие выездную торговлю в сельской местности.

Валентина Неганова
руководитель Центра агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН
Автолавки в селах — это очень рисковый бизнес, в разных регионах он приносит от 44 до 90% убытков. При небольшом заработке предприниматель вынужден серьезно тратиться на бензин, обслуживание автомобиля, прогнозировать риски повышения цен на товары. Сложности в их работе также возникают из-за плохих дорог и мобильной связи, работающей с перебоями. Читала о предпринимателях в Красноуфимском районе, которые пробовали работать в этом сегменте, но получили значительные убытки до 500 тыс. руб. Очевидно, поэтому большая часть автолавок, работающих в селах, принадлежит не частникам, а потребительской кооперации, которую в тех или иных формах поддерживает государство.

— Безусловно, выездную малоформатную торговлю нужно развивать: пока в небольших и отдаленных селах и деревнях остаются люди — это актуально, — подчеркивает Валентина Неганова. — Тем более что стационарные магазины там тоже постепенно закрываются. Около года назад, в контексте программы развития сельских территорий, премьер-министр России ставил задачу развивать малоформатную торговлю в селах. Тогда все оживились, начали появляться ассоциации малоформатной торговли в разных регионах, в том числе в Свердловской области. Но больше никаких существенных подвижек в решении этого вопроса не было — ни в законодательном, ни в финансовом, ни в организационном  аспектах. А они требуются. Все понимают, что бюджет Свердловской области ограничен, но без субсидий и налоговых льгот таким предпринимателям не выжить. А как в таком случае выжить селам, где численность населения менее 200 человек?

Подготовила Елизавета Порошина

Читайте также на DK.RU: «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе