Все попытки правительства «поднять» наш туризм провалились. Что дальше — еще больше проектов и презентаций? Может, уже и не стоит пытаться? Похоже, бизнес и туристы неплохо справляются самостоятельно.
Практически все проекты, обещавшие буквально революцию во внутреннем туризме, свернуты. Теперь туризм будут развивать не через брендовые маршруты и отдельные территории, а через кластеры. Правда, в нашем регионе кластеры пребывают на стадии проектирования, а их будущее зависит от бюджетных денег.
Участники рынка в один голос утверждают, что без поддержки государства туротрасль развиваться не будет. Но пока одни ждут поддержки, другие ищут инвесторов сами или закрывают бизнес. А кто-то заявляет, что поток туристов не иссяк и работа есть всегда. Интересно также, что в регионе появился клуб самоорганизующихся туристов: пока турфирмы возят людей по готовым традиционным маршрутам, эти путешественники прокладывают их сами.
Сооружение для туристов «Кузница счастливых монет» рядом с обелиском «Европа-Азия», Екатеринбург
Елена Лузина: «Бедный наш свердловский туризм»
«Урал Лайн Тур» — едва ли не первая туристическая компания, открывшая в конце 90-х Екатеринбург иностранцам. В начале 2000-х компания ежегодно принимала сотни туристов, им заказывали турсопровождение по Уралу президент Марокко, правительство Москвы и консульство Германии. Теперь директор компании «Урал Лайн Тур» Елена Лузина заявляет, что уральский туризм умер. Чтобы как-то выживать, она занимается электромонтажом. Впрочем, Елена не теряет надежды на возрождение туризма, так, совместно с муниципалитетом Полевского она разработала проект кластера «Азов-гора». Дело за малым — дождаться денег: федеральных, локальных или частных. Стоимость проекта — 163 млн 843 тыс. руб.
— Поддержки отрасли в пандемию не было от слова совсем. У меня заложено все, что можно. Многие разорились. Как зарабатывать на ограничениях и без поддержки? Шансы есть, но люди, потратившие 20 лет на развитие отрасли, или перепрофилировались, или закрылись. То есть это лучшие кадры. Надеюсь на сезон-2022. И запуск моего проекта, над которым мы работаем с МО «Полевской» и местным бизнесом, — создание туристического кластера Азов-гора: экотуризм, люди, ремесла.
Без государственной поддержки, которой нет уже много лет, отрасль развиваться не сможет. Правительство изначально выбрало неправильный путь, не ту стратегию, точнее, стратегии в туризме у области нет вообще. Бедный наш свердловский туризм.
Чтобы туристы ехали пачками, надо понимать, кто мы как регион, что мы делаем, чем отличаемся от других. Должны быть идея и комплексное развитие территории, но их нет. Были точечные попытки, которые провалились:
- Проект «Верхотурье — православная столица Урала» закрыт. Средства потрачены. Что сделано? Сказать сложно.
- Проект «Самоцветное кольцо Урала» закрыт. Средства потрачены. Офис, представительские расходы, сайт. Что сделано? Тоже сказать сложно.
- Проект «Гора Белая». Три года со дня старта. Что сделано? Табличка для фотосессии.
- Проект «Демидовский маршрут» — новая попытка сезона-2021 продвинуть туризм в области.
Пока все так, мы и будем мучиться, и никто сюда не поедет.
Михаил Мальцев: «Нам всем это разгребать»
Глава Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев подробно рассказал о неудачных туристических проектах, инициированных правительством, проанализировал, почему они сошли на нет, и объяснил, куда потрачены выделенные на них деньги.
О проекте «Верхотурье»
— Проект «Верхотурье» анонсирован еще при Эдуарде Росселе и курировался Министерством культуры. Заявленная стоимость — 11 млрд руб., но этих денег никто никогда не видел. Идея была следующая — создать точку притяжения в Верхотурье как духовном центре Урала. У этого проекта был ряд минусов, которые изначально ставили под угрозу его успешность. Первый и основной — удаленность от Екатеринбурга. Это то расстояние, которое не позволяет сделать маршрут массовым в полном понимании этого слова. Второй минус — отсутствие историко-культурной составляющей в позиционировании, кроме духовной.
Но основной аргумент, который сыграл против, — это удаленность и отсутствие по пути элементарных туалетов и комплексов общепита. Так этот проект потихоньку и сошел на нет, хотя на привлечение экспертов выделялись приличные средства.
О проекте «Самоцветное кольцо Урала»
— Я был одним из его инициаторов и соавторов. На мой взгляд, он один из самых перспективных, но он создавался под ФЦП — федерально-целевую программу финансирования 2011-2019 гг. Федерального агенства по туризму. Практически задача была за счет государства получить не кредиты, а невозвратные деньги под строительство инфраструктуры. Но деньги пришли не в том объеме, в каком планировалось.
Уникальность этого проекта — а может, это был и его недостаток — в том, что он включал в себя 632 км. Это очень амбициозно. Если бы проект был реализован, наш туризм не находился бы в том бедственном положении, в котором сейчас пребывает.
Изначально мы затребовали от государства 1 млрд 250 млн руб. Сумма была получена гораздо меньшая, за счет этих денег в том числе была реконструирована набережная Нижнего Тагила.
Проект умер фактически из-за того, что со стороны Министерства инвестиций и развития не было налажено взаимодействие с частными инвесторами, они потеряли к проекту интерес и движения последующего не было: как только средства по ФЦП были получены, предприниматели решили, что задачи достигнуты и в данном вопросе поставлена точка. Таким образом, пул инвесторов распался.
О проекте «Демидовский маршрут»
— Это совсем забавно: в 2021 г. мы пришли к тому, что в Свердловской области нет брендовых маршрутов. Это не просто термин: существует комиссия по внесению маршрутов в брендовые, она их сертифицирует. Комиссия создана на базе Ростуризма и АТОР (Ассоциация туроператоров России).
Нам было важно, чтобы у нас такой маршрут был не только для формального включения в разные списки и перечни, но также для того, чтобы был понятный, узнаваемый маршрут, который стимулировал бы туристов ехать в наш регион.
Ничего добиться не удалось. Проект писался на коленке, была плохо организована работа отраслевого министерства по продвижению проекта и приглашению к нам комиссии. Получилось так, что, когда это было нужно, ничего не делалось, а потом выстрелило абсолютно вхолостую — тема брендовых маршрутов утратила актуальность.
С этого года изменен сам подход к развитию туризма — теперь нужны не брендовые маршруты, а национальные. То есть изменились критерии оценки маршрута.
О планах на будущее
— Мы можем надеяться на то, что перекроем эти три неудачных примера и другие первым успешным проектом. Которого у нас, правда, пока нет. Это вина правительства, точнее министерства инвестиций и развития, наследие которого предстоит разгребать нам всем — Ионину, Тукановой, Гункевичу, Мальцеву.
Константин Кузнецов: «В экстремальном туризме будут платить любые деньги»
В Свердловской области есть работающие маршруты, которые не нуждаются в популяризации. Например, перевал Дятлова, плато Маньпупунер, Приполярный Урал. Маршруты проходят по Свердловской области и Республике Коми, привлекают жителей из других регионов. Правда, это уже другой вид туризма — экстремальный, на снегоходах и квадроциклах. Причем туры эти далеко не дешевые.
Люди, которые на них работают, заявляют, что наш регион не нуждается в брендинге, позиционировании, продвижении, выставках и конкурсах. Такая деятельность — это пустая трата денег. Об этом рассказал руководитель сообщества «Снегоходные гиды Урала», директор туристической компании «Русские горы» Константин Кузнецов.
— Я работаю в сфере туризма с 2005 г. Мы возим туристов на перевал Дятлова, Маньпупунер, на Приполярный Урал и Крайний Север. Недостаток желающих ощущался только в первый год работы, тогда была необходимость развиваться. Сейчас поток туристов стабилизировался, хотя пандемия и внесла свои коррективы. Увеличился процент людей, которые, сделав заявку и внеся предоплату, в какой-то момент отказываются от поездки. Таких 10% в каждой группе. Их подкашивает вирус и они остаются дома.
Зарубежных туристов в пандемию вообще не стало. Едут в основном из Центральной России — из Чебоксар, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, из нашей области больше всех. Северный Урал раскручен журналистами и кинорежиссерами — все хотят прикоснуться к его красоте.
Стоимость туров очень различается и зависит от того, есть ли у туриста свой снегоход или он будет брать его в аренду. Сейчас арендная стоимость снегохода — 15-20 тыс. руб. за день. Умножаете аренду на количество дней, плюс доставка снегохода, плюс проживание и питание, получаете стоимость от 35 до 130 тыс. руб., это только до перевала Дятлова и Маньпупунера. 35 тыс. — это если человек едет на своем снегоходе.
В экстремальном туризме цена не имеет значения, главное — впечатления. Тарифы на перевозку на желание людей посмотреть мир не влияют. Они едут и на Кавказ, и в Карелию, и на Северный Урал. Это туристы особого склада.
Мы пытаемся обращать на себя внимание государства, но у нас свои планы, а у государства — свои. Нам нужна не инфраструктура. Ее могут организовать местные бизнесмены — они построят гостиницы и гостевые дома, купят снегоходы и проложат дороги. Нам нужно, чтобы государство запустило заброшенные аэропорты в Печоре и Ивделе. Тогда туры на север станут более доступны, это в разы увеличит турпоток, потому что люди смогут летать из Екатеринбурга в Ивдель, или из Сыктывкара в Печору, или из Москвы в Печору.
Проводилось заседании комиссии по поводу развития туризма, такое ощущение, что оно проводилось ради заседания. Поговорили, посмотрели, покивали, в сторону отвернулись, когда я им сказал про аэропорты, на этом все.
Не надо ничего строить, не надо проводить никаких выставок, люди и так знают, что у нас очень красиво. Надо запустить аэропорты, турпоток сразу увеличится и ситуация в туризме изменится радикально.
Вячеслав Пестриков — о самоорганизации в туризме
В Свердловской области появился новый тренд — путешествия не через турфирму, а при поддержке туристического сообщества. Смысл в том, что люди сами ищут интересные места и делятся информацией в соцсетях — как доехать, где переночевать, сфотографироваться и так далее. Популярность такого формата возникла не спонтанно. Она сложилась в условиях, когда туристический поток растет, туризм востребован, но стандартные предложения не могут удовлетворить этот спрос. Так считает сооснователь сообщества автопутешественников Ural Travellers, директор АНО «Лаборатория внутреннего туризма» Вячеслав Пестриков.
— Туризм изменился. Люди стали больше исследовать «свою территорию» — город, регион, страну. И роль пандемии тут велика, как ни крути. Поток туристов есть, а покрыть их потребности качественно и количественно не получается. Турфирмы везут туда, куда можно. У них связаны руки — это вопрос законодательства и существующей инфраструктуры. В то время как у свободного путешественника есть весь инструментарий для создания своего индивидуального, удобного и интересного конкретно ему тура вообще в любую точку. Все есть в интернете: информация о достопримечательностях, бронь жилья, маршруты, точки питания. Мне кажется, все больше людей хотят путешествовать самостоятельно. Путешествовать — это же как процесс творчества. Ты вроде бы знаешь, как все будет, но вдруг понимаешь, что нужно свернуть с выбранного пути. И это лучшее, что можно сделать в путешествии.
Сообщество Ural Travellers или «Уральские покатушки» мы создавали как раз для того, чтобы найти людей по духу и обмениваться информацией. В этом году нас стало более 2,5 тыс. человек. Мы постепенно трансформируемся из справочника информации и площадки для обмена лайфхаками в своеобразный мультипроект, который формирует самостоятельную повестку и включается в серьезные региональные инициативы. Сегодня на нас смотрят уже как на общественное объединение и активного регионального участника туристической отрасли.
Как мне кажется, сейчас туризм очень востребован и неплохо развивается. В него включается все больше людей. Но что с этой сферой будет завтра, вряд ли кто-то может сказать. Останется ли страна столь востребована и любима нами после открытия границ? Наверное, наши ряды сильно поредеют.
А что касается срока для формирования достойного уровня сервиса, то тут дело не сколько во времени, сколько в финансах и в адекватных условиях для развития бизнеса. Даже в нашей области есть территории, которые ожили за счет личного интереса бизнесмена. Так что здесь нужен баланс. Как и во всем.
Леонид Гункевич: «Туризм — это мультипликатор, он тащит за собой 50 смежных отраслей»
С 2018 г. по поручению губернатора Евгения Куйвашева в регионе началась реализация проекта туркластера «Гора Белая» — первого в России масштабного проекта комплексного развития туристской территории.
Иногда кластер путают с одноименным горнолыжным комплексом. Однако горнолыжный комплекс «Гора Белая», хоть и находится на территории будущего кластера, пока подчиняется непосредственно Министерству спорта, а кластер развивает управляющая компания туристско-рекреационными кластерами Свердловской области.
К 2028 г. туркластер должен объединить горнолыжный курорт, природный парк «Река Чусовая», поселок Висим и еще 16 населенных пунктов — старинных уральских поселков и деревень.
Появится более 50 км трасс для единовременного катания 7500 человек. На территории туркластера будет создано 4500 мест размещения, 10 000 рабочих мест прямой и косвенной занятости, а количество посещений вырастет до 1,5 млн человек ежегодно.
Леонид Гункевич, генеральный директор управляющей компании туристско-рекреационными кластерами Свердловской области (УК ТРК СО):
— Территория туркластера «Гора Белая» сравнима по размеру с Люксембургом. За три года мы проделали большую работу, хотя для обывателя она может быть пока «невидима». Мы завершаем подготовку земельных участков: проведены процедуры по лесоустройству, ООПТ, принят генплан, земельные участки переданы из федеральной собственности в региональную. Заканчиваем проектирование канатной дороги и трасс с инженерной инфраструктурой к ней. Запроектированы сети и автомобильный проезд для средств размещения и СПА-комплекса.
Сформирован пул инвесторов из малого и среднего бизнеса, которые смогут приступить к строительству, как только к участкам будут подведены сети. Конечно, пандемия и коронавирус на проекте сказались негативно: не все необходимые работы по созданию базовой инфраструктуры были профинансированы. Надеемся, в этом году мы сможем закрыть эти вопросы. Кроме того, в рамках горнолыжного курорта и реки Чусовой планируется привлечение федерального софинанисрования на строительство туристской инфраструктуры через государственную корпорацию ТУРИЗМ.РФ.
О природном парке «Река Чусовая»
— Это один из якорных объектов и «магнитов» туркластера. Маршрут протяженностью около 300 км объединяет старинные поселки вдоль реки Чусовой, которые уже привлекательны для туристов. На данный момент УК ТРК СО занимается подготовкой земельных участков под будущие причалы, ведутся переговоры с правительством Пермского края по развитию межрегионального проекта и строительству гранд-причалов, причалов и пит-стопов, часть из которых будет работать всесезонно, обеспечивая комфортный и разнообразный отдых на реке.
Кстати, два наших маршрута «Уральские каникулы на Чусовой! Путешествие сквозь пространство и время» и гастрономический маршрут «На Урале есть!» стали победителями Всероссийского конкурса «Открой свою Россию». Сейчас мы дотачиваем последние нюансы, чтобы открыть эти маршруты для массового посещения туристов со всей России.
О гастрономическом маршруте
— Хлеба и зрелищ! Ничего не изменилось за много сотен лет. Люди по-прежнему хотят вкусной еды и захватывающего шоу. Неудивительно, что фестивали, ярмарки и праздники еды так популярны во всем мире. Шесть миллионов людей ежегодно едут на Октоберфест, еще три миллиона пробуют «Вкус Чикаго». Миллион наслаждается Фестивалем шоколада в Перудже. Есть фестивали продуктов: Ночь редиса в Мексике, Фестиваль чеснока в Гилрое, Фестиваль дуриана в Тайланде, праздник арбуза в Австралии, есть наш Сызранский помидор.
Каждый из них вносит большой вклад в развитие территории, увеличивает турпоток, пополняет местные бюджеты и, главное, помогает в продвижении местных продуктов и производителей. Например, фестиваль даров моря в Галисии (Испания) проводится с 1963 г. в маленькой деревушке О-Грове с населением 3000 жителей (немногим больше нашего Висима). Ежегодно его посещают более 200 тыс. туристов (в 66 раз больше, чем живет в деревне!). Сюда съезжаются мировые производители морепродуктов, любители рыбных деликатесов, лучшие иностранные и местные повара… За 10 дней фестиваля рядом с деревней (ведь она слишком мала, чтобы вместить всех желающих) вырастает целый город из шатров туристов, а местные рыболовы обеспечивают себе доход, которого хватит, чтобы жить до следующего фестиваля.
Потенциал развития гастрономического туризма на Урале велик. В 2020 г. мы совместно с уральскими шеф-поварами подписали Манифест уральской кухни: «На Урале ЕСТЬ» (шеф «Барборис» Андрей Бова, бренд-шеф заведений Валентина Кузякина, шеф-повара Kitchen Мирон и Николай Семеновы, а также один из самых известных адептов уральской кухни и звездный шеф Владимир Олькиницкий). Вместе с Антоном Лебедевым мы представляли Агентству стратегических инициатив наш гастротур в рамках конкурса «Открой свою Россию». Команда АСИ была в восторге от уральской кухни и природы!
В дальнейшем мы планируем запустить масштабную фестивальную историю уральской кухни и уральских продуктов не только по ресторанам Екатеринбурга, но и на территориях с привлечением местных жителей. Наш гастротур «На Урале есть» будет проходить на территории туркластера в Арт-резиденции (старый Демидовский завод в Черноисточинске). Туристы любят это место, ведь там все про нашу историю. Это очень атмосферное арт-пространство.
О Висиме с его тематическими парками
— Висим — уникальный поселок и родина Мамина-Сибиряка. Здесь много точек притяжения туристов. Есть Висимская зооферма, которую мы планируем в дальнейшем превратить в масштабный сафари-парк. Есть единственный в Свердловской области ипподром. Здесь же в будущем планируется создание шоу-парка горнозаводской цивилизации.
Многие думают, что туризм — это про отдых и ничего более. Но на самом деле туризм — это мультипликатор, который влечет за собой развитие еще 50 смежных отраслей: сельское хозяйство, медицина, строительство, производство, транспортные услуги и т.д. Мы с вами знаем, какой мощный туристический и экономический потенциал природного, культурного и исторического наследия есть на Урале. Скоро об этом узнают и все остальные!
Читайте также в материалах DK.RU: Внутренний туризм — новая мода. Как Россия открывается путешественникам во всей красе.