«Экономить надо. Оптимизировать нужно. Дело это техническое, на самом деле. А вот принимать решения куда тратить — вот где полет фантазии. Именно от этих решений зависит развитие бизнеса».
Дмитрий Волошин, основатель EdutechLab, пишет на Facebook:
— Экономия. Постоянная экономия на всем. Каждый выплаченный рубль — как укол зубной боли. Особенно дергает прием новых людей. Как сотрудник будет участвовать в зарабатывании? Он принесет вообще новые деньги? А если не принесет, то зачем его брать? Лучше же нанять тогда еще одного менеджера по продажам? Экономия — сложный режим. Если в нем жить годами, то образ мысли фаундера драматически искажается. Он привыкает мало тратить. И это — проблема. Сложно зарабатывать много, привыкнув тратить мало.
Конечно, расчетливость в бизнесе важна. Некоторая прижимистость тоже объяснима. Когда стартуешь новое дело, да еще и на свои, поневоле учишься и торговаться, и схемы всякие выдумывать. В правовом поле, разумеется. Но вот что будет, если и дальше, когда дело пошло, оставаться в логике «потрачу поменьше»? Я видел такие истории:
1. Команда пионеров. Самый частый случай — экономия на опытных сотрудниках. Фаундер как нанимал юных и звонких за копейки, так и продолжает нанимать. Хорошо, когда у основателя есть менеджерский опыт и знания, и найм молодых — осознанная стратегия, как в Big-4. Чаще же не так. Фаундер не умеет выстраивать процессы и работа в компании превращается в выдумывание велосипедов. Обычно такие компании останавливают рост и дальше постепенно скатываются вниз, усиливая по пути стремление фаундера еще больше экономить.
2. Рекламная атрофия. Экономия на рекламных бюджетах — особый фетиш. «У нас умный маркетинг, мы тщательно следим за CAC!». Это чудесно, но не когда компании пора расти. На этапе исследования рынка — пожалуйста. Но уже наисследовали. Уже понятно, как и куда бить. Понятны аудитории, креативы, производство продукта стоит под парами. Ребята, откручивайте! Ан нет. Мы так не умеем. Даже, скажу честно, боимся. Потратим лишний рубль — а вдруг нам влетит? Мы лучше по чуть-чуть тратить будем. Так привычнее.
3. Мистерия ошибок. В конечном счете в попытках сэкономить страдает ключевое — терпимость к ошибкам. Фактически, основное свойство стартапа, ищущего рыночную нишу проекта, — это умение быстро ошибаться. А если экономить, то толерантность к ошибкам снижается. Год за годом. В итоге наступает болотце. Когда те, кто остались, сидят с прижатыми ушками и не рыпаются, потому что любой эксперимент, скажем A/B-тест, гарантировано подарит одну ошибку. А значит — траты. А траты что? Верно. Неприемлемы.
Экономить надо. Поджимать косты надо. Оптимизировать нужно. Дело это техническое, на самом деле. Берешь цифры и делаешь выводы. Никакого творчества, сплошная бухгалтерия. А вот принимать решения куда тратить — вот где полет фантазии. Именно от этих решений зависит развитие бизнеса. Я пытаюсь эту мысль донести до своих mentee. Удается не всегда, конечно. Но зато когда удается, тогда открывается новое качество бизнеса. Удовольствие от правильных затрат. Важная штука, друзья.
Читайте также: «Профанация на рынке труда правит бал уже десятки лет. И начинается она со школы»