Меню

«Дай возможность — вырубят все вокруг за километр». Кто и что не дает бизнесу развиваться?

Иллюстрация: http://shartash-park.ru/

«Сначала жители говорили, что не хотим ваш бизнес тут видеть, жалобы писали во все инстанции. А сейчас мило общаются и им все нравится». Термы на Шарташе запретили, общество раскололось.

На прошлой неделе термальный проект «Баден-Баден» на берегу озера Шарташ практически потерял шансы на реализацию. Сначала его не одобрила общественная экспертиза — экологи посчитали, что стройка поставит под угрозу популяцию редкого сибирского углозуба, занесенного в Красную книгу. Следом отрицательное решение вынесла и государственная экологическая экспертиза. 

Это событие вызвало большой общественный резонанс, разделив пользователей соцсетей на два лагеря. Одни считают, что запреты на строительство в природоохранных зонах — мера необходимая: не будь их, предприниматели станут использовать любую общественную территорию для собственного обогащения. Другие уверены: подобные ограничения ставят крест на развитии города.

DK.RU собрал самые яркие высказывания екатеринбургских предпринимателей и общественников, которые попытались отстоять свою позицию.

Леонид Гункевич, генеральный директор АНО «Управляющая компания туристско-рекреационного кластера «Гора Белая»:

— Вот смотрю я на всё, что происходит вокруг разных инвестиционных проектов и просто «разрыв мозгов»… Все против всего, при этом ставят в пример запад, но матерят предпринимателей. Мне кажется, дедушка Ленин пробудил какие-то чёрные силы.

У меня есть знакомые, которые построили хороший спа-отель в Австрии, в Альпах, на альпийских лугах, на берегу горной реки.

Вся деревня была рада, встретили очень дружелюбно, задали уточняющие вопросы на общественных слушаниях, сказали, что, несмотря на то, что по ночам строить запрещено, они не будут возражать, дали разные советы по законодательству и даже подсказали, что можно получить компенсацию от государства.

Мои знакомые быстро получили документ, построили и работают, можно на букинге забронировать, отличный отель. Государство ещё компенсировало за каждое созданное рабочее место сто с лишним тысяч евро, короче несколько миллионов.

А что у нас?

У нас тут в деревне где-то прочитали, что на озере можно аквакультуры разводить, так в деревне начали на войну собираться, против будущих предпринимателей, не дадим погубить озеро. Ну, другие события вы тоже знаете и их огромное количество…

Как мы дошли до этого?

Денис Пучков, адвокат в бюро LOYS:

— Я тебе другое скажу. Наши знают: дай возможность строить — вырубят все вокруг за километр, а там умудряются на стройке деревья обходить. Но и там, уверен, жителям может что-то не понравиться. Вот я понять не могу, зачем Баден везде лезет, теперь вот на гору Бессонова полез. Не все, что порождает спрос, нужно обществу! Не нужны эти псевдотермы в таком масштабе, в нашем природном парке, да ещё и на горе.

Богдан Кульчицкий, директор 66.RU:

— Будем честны — последние годы Екатеринбург стремительно провинциализируется. Прежде всего потому, что потускнела предпринимательская инициатива. А тут предприниматель Евгений Кононов, испытав успех с термами на Уктусе, решил его масштабировать и сделать еще три теплых бассейна со спа-зоной, банным комплексом, тренажерками и прочим релаксом. Мы все видели — получилось отлично. А кто не успел — сходите, посмотрите. Вряд ли вам захочется со мной спорить.

Ума не приложу, почему проект терм «Баден-Баден» встретил такое сопротивление в городе, где более полугода зима и решительно не хватает чистых водоемов и хороших пляжей. Возможно, масштабы строительства на Шарташе кого-то смущают. Но это — предмет для переговоров. Можно уменьшить масштаб или, наоборот, расширить подотчетную территорию, чтобы ближайшие пляжи тоже привести в порядок и взять под контроль.

Есть расхожий тезис: кому захочется тут что-то делать, если желающих помогать не видно, все только хотят дать пинка? Вспомните, какие изменения город воспринял с благодарностью за последние год-два-пять-десять? У меня не получается. Что ни делается — все плохо, все апокалипсис, ущемление прав и оскорбление чувств.

Андрей Попов, основатель Клуба HR-mnenie:

— У нас в обществе существует катастрофическая презумпция виновности предпринимателей, весь бизнес по определению ворюги, соответственно любой бизнес-проект — это прежде всего попытка обмануть, изгадить, хапнуть и убежать.

Это сложная тема, потому что теория такова: якобы отдельные хорошие предприниматели бывают, но в большинстве случаев это жадные хапуги, все ресурсы, которые они используют, они украли у народа (реже у государства) и просто обязаны все отдать. Виноваты по определению.

Ольга Старцева, председатель Уральской Экологической Инициативы:

 — Дошли мы до этого, действуя часто в обход природоохранного законодательства, что в Австрии, пример которой приводит Леонид Гункевич, невозможно. Потому и веры нет, что нормы нарушаются, купить можно многое, как и глаза на многое закрыть. Вот об этом, о возвращении доверия к предпринимателям и инвестиционным проектам, и надо задуматься. Чтобы тот, кто нарушает, не состоял в рядах уважаемых предпринимательских объединений. А объединение помогало государству в неукоснительном соблюдении законодательства, в рассматриваемом вопросе — природоохранного, как в Австрии.

Константин Маркелов, статский советник в Sokol Marketing:

— Может быть, причина в том, что часто многие предприниматели пытаются занять какие-то лакомые куски природы и на этом капитализировать. Может быть, есть резон что-то построить с нуля в чистом поле, завод, например, какой-то. Или, наоборот, в городе хороший ресторан открыть.

Владимир Окуньков, руководитель Ассоциации малых гостиниц и хостелов:  

— Да понятно же, почему у нас такое отношение к бизнес-проектам. Если телевизор много лет показывает предпринимателей только откровенными бандитами, «жуликами» (помним, кто так выражался) да прохиндеями, которые только о своих барышах думают, и всё, пользы от них никакой. То и отношение подавляющей части общества такое, к сожалению. Справедливое? Нет! Очень много честных и порядочных предпринимателей с нужными проектами тому самому обществу (товары и услуги). И они реально пашут, да еще всё на свой страх и риск. Сам проходил подобное, когда жители приходили и говорили, что мы не хотим вас и ваш бизнес тут видеть, жалобы всякие писали во все инстанции и эти инстанции, бросались со мной разбираться. А сейчас эти самые жильцы мило общаются и им все нравится, ну а что, порядок же у нас.

Александр Руднев, Managing Partner в OmniLine:

— У нас обычно один созидает, а девять разрушают. Посмотрите новости по запросу «Троицкий лес». После этого нет доверия уже ничему. Недавно вот фильм посмотрел «Левиафан», четко отражает суть. Ощущение, что власть имущие имеют какой-то тайный портал на другую планету, а наша им просто колония.

Материал собран на основании дискуссии на странице Леонида Гункевича в Facebook и авторской колонки Богдана Кульчицкого.

Читайте также на DK.RU: Екатеринбуржцы пытаются остановить вырубку реликтового леса и застройку Широкой речки