Уже к 2030 г. каждый десятый городской и междугородний автобус России должен работать на водородном топливе, гласит стратегия развития водородной отрасли страны. Один водоробус обойдется в 90 млн руб.
Министерство энергетики РФ предложило перевести каждый десятый автобус страны на водород. В проекте технологической стратегии развития водородной отрасли, разработанной Российским энергетическим агентством (входит в структуру министерства), сказано, что для увеличения потребления водорода на внутреннем рынке необходимо к 2030 г. перевести на него 10% городского и междугороднего транспорта, при этом важно развивать водородную заправочную инфраструктуру страны. Однако остро встает вопрос стоимости такого транспорта, пишет РБК. Издание отмечает, что имеет копию документа, которую подтвердил федеральный чиновник.
Сейчас проект стратегии направлен на согласование в профильные ведомства и должен быть внесен в правительство до 10 марта.
Напомним, в августе 2021 г. правительство утвердило концепцию развития водородной энергетики до 2050 г., согласно которой Россия намерена занять не менее 20% мирового рынка водорода к 2050 г. и экспортировать к этому времени от 15 млн до 50 млн т водорода в год. Низкоуглеродный водород сейчас в мире практически не производится, но к 2050 г. мировой рынок может вырасти до 122 млн т водорода.
В конце 2020 г. Владимир Путин поручал правительству к 2023 г. создать городской автобус на водородном топливе. Такой транспорт по сравнению с электрическим будет заправляться намного быстрее, а его ход без дозарядки заметно дольше. В июле прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин уже заключил соглашение с КамАЗом и «Роснано» по созданию производства водородного электробуса на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в Москве.
Первый тестовый водоробус поступит в Мосгортранс уже в конце 2022 г., сообщили в пресс-службе предприятия. Транспорт планируют тестировать, прежде чем начинать массовый запуск.
Однако один из основных поставщиков городского пассажирского транспорта в регионы — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК; подведомственна Минтрансу) — называет нереалистичной задачу заменить даже 10% автобусов на водоробусы к 2030 г.
По предварительным оценкам, стоимость водоробусов окажется неподъемной для большинства российских регионов, даже без учета стоимости заправочной инфраструктуры, — отметил представитель компании.
По его словам, регионы отдают предпочтение автобусам на газомоторном топливе, цена на которые составляет около 15% от примерной стоимости одного водоробуса. Сейчас такие автобусы стоят около 13,5 млн руб. (данные ГТЛК), то есть один водоробус может обойтись в 90 млн руб.
Также водород в России в ближайшие годы планируется использовать в таких отраслях, как химическая промышленность (производство аммиака и метанола), нефтепереработка, металлургия и энергетика. Планируется развивать и удешевлять такие технологии, как производство водорода путем электролиза воды, пиролиза метана, выделение водорода из атомной энергии, а также из металлов, например железа, алюминия и магния и их соединений.
До 2024 г. в России создадут реестр существующих и перспективных технологий и приоритетных пилотных проектов в области водородной энергетики, инжиниринговые центры и полигоны для апробации технологий и оборудования.
Также министр промышленности и торговли Денис Мантуров в конце 2021 г. заявлял, что Россия планирует создать водородные турбины и перевести часть электроэнергетики на водород уже в ближайшие пять-шесть лет.
Ранее на DK.RU: «В России абсолютный кризис компаний мечты. Никто не говорит про изменение мира»