«В условиях пандемии гостевые дома и подобные им проекты стали особенно популярны: когда все закрылось, люди поехали на природу». Как бизнес удовлетворил запрос свердловчан на комфортный отдых в лесу.
Пандемия коронавируса заставила задуматься о развитии внутреннего туризма не только представителей власти, но и предпринимателей. Когда из-за закрытых границ и эпидемиологических ограничений люди лишились возможности уехать в полноценный отпуск, глэмпинги на Урале оказались особенно актуальны. Это и маленькие каркасные домики с панорамными окнами и видом на лес, со всеми удобствами вплоть до собственного душа. И большие благоустроенные шатры, куда вмещается полноценная двухспальная кровать. Если в 2020 г. таких проектов были единицы, то в 2021 г. их, по оценкам Уральского союза туриндустрии, открылось более 30.
Среди тех, кто решил открыть глэмпинг — предприниматель Александр Крючков. Он вложился в арендный бизнес в 2020 г. на фоне нарастающих ограничений, связанных с пандемией.
Были определенные средства и желание запустить арендный проект еще несколько лет назад. А в условиях пандемии коронавируса гостевые дома и подобные им проекты стали особенно популярны: когда все закрылось, люди поехали отдыхать на природу, в пригород.
На поиски необходимого участка ушло около полугода, рассказывает предприниматель. Оказалось, тяжело найти большую площадку у воды — так, чтобы недалеко от нее была инфраструктура:
Большинство доступных участков находятся на отшибе или в глуши леса. Но необходимая площадка нашлась — в нескольких сотнях метров от горы Пильной. Землю пришлось покупать без электричества. На решение этой проблемы у нас ушло около трех месяцев: нужно было поставить свою трансформаторную станцию и подключиться к высоковольтной линии электропередачи. Это распространенная проблема для предпринимателей, которые берутся за арендный бизнес. Процесс с подключением к электричеству может продлиться до полугода.
Концепцию проекта начали разрабатывать уже после того, как был найден участок. В него решили вписать глэмпинг с большими палатками, в которых будут все необходимые удобства. Тем более что установить их — быстрее, чем построить полноценные домики. Такой опыт Александр Крючков позаимствовал у коллег из Москвы и Санкт- Петербурга, где подобные проекты были особенно популярны.
Когда предприниматель начал искать производителей таких палаток, понял, что в России их совсем немного. А часть компаний, которые называли себя производителями, оказались перекупщиками подобной продукции из Китая. Выбор пал на одну из московских фирм: после осмотра производства заключили сделку.
Так летом 2021 г. на участке в 3,5 га появилось 10 летних палаток-шатров и баня, а через несколько месяцев завершилось строительство еще шести домиков. В выходные дни заполняемость стопроцентная, в будни — на 75%.
По словам Александра Крючкова, желающие остановиться в домиках есть даже в будние дни в зимнее время. Хотя на старте проекта вопрос заполняемости в будни серьезно беспокоил предпринимателя. Большинство посетителей — молодые люди в возрасте 25-35 лет из Екатеринбурга и Первоуральска. Летом приезжали гости из Тюменской и Челябинской областей. С момента открытия глэмпинг посетило около 3 тыс. человек. Домики одновременно обслуживают восемь человек — в основном, жители Первоуральска.
В разговоре с DK.RU Александр Крючков не назвал сумму вложений в проект, но отметил, что траты пришлось серьезно пересмотреть из-за резкого подорожания строительных материалов:
Как только мы начали строиться — серьезно подорожали контейнеры, которые мы установили в качестве кафе и санитарного блока для посетителей. Мы закладывали сумму в 100 тыс. руб. за штуку — а в итоге купили за 150 тыс. Дерево в прошлом году за считанные месяцы также выросло в цене — в два раза. Так как мы уже начали проект, пути назад не было. Поэтому пришлось сокращать траты, например, на оформление площадки, чтобы уложиться в запланированный бюджет. О сроках окупаемости таких проектов судить сложно. Если считать вложения не только в инфраструктуру, но и в участок, понадобится длительный срок. Если говорить только о вложениях в инфраструктуру — при хорошей заполняемости вложения могут окупиться за два-три года. Мы также надеемся уложиться в этот срок.
Президент Уральского союза туриндустрии Ольга Ергунова считает, что сейчас спрос на глэмпинги превышает предложение. Поэтому в 2022 г. может появиться много новых проектов.
Ранее DK.RU писал о том, что софинансировать строительство туристических объектов будет корпорация «Туризм.рф». В ближайшее время Свердловская область намерена подписать с ней соглашение. Как сообщила директор департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области Эльмира Туканова, мерами поддержки также смогут воспользоваться девелоперы, которые планируют построить гостиницы не менее, чем на 120 номеров.
Использованы фотографии из личного архива Александра Крючкова