Меню

Осенью 2021 г. губернаторопад не состоялся. Когда ждать отставок и кто под угрозой?

Илья Гращенков. Иллюстрация: Личная страница в facebook

«То ли война, то ли не война с Западом «съедает» все силы и Путина, и правительства. Поэтому отставки губернаторов, полагаю, перенесены на февраль-март» — Илья Гращенков.

В России в ближайшие недели вполне может произойти очередной «губернаторопад», то есть замена нескольких глав регионов. О том, каких фигур губернаторского корпуса может коснуться вероятная грядущая процедура, в интервью DK.RU рассуждает известный политолог Илья Гращенков.

«Красивые цифры выборов не всегда нужны Кремлю»

По мнению Ильи Гращенкова, если губернатора где-то в ближайшее время поменяют, то не только из-за низких электоральных показателей партии власти.

Илья, очень часто Кремль менял губернаторов осенью. Однако осенью-2021 замены произошли только в трех регионах. Почему? Не до губернаторов было администрации президента?

— Да, обычно ротация глав регионов происходит в октябре-ноябре, поскольку декабрь считается уже месяцем подготовки к выборам губернаторов — в регион для пиара нового пока что врио приезжают технологи, назначаются вице-губернаторы по внутренней политике. А после Нового года верстаются планы кампании, создаются штабы, чтобы летом фактически запустить собственно кампанию.

Но осенью 2021 г. ротировать губернаторов не успели. Это, на мой взгляд, может говорить о трех факторах — первый может касаться более масштабной ротации чиновников — в правительстве, в администрации президента, силовых ведомствах: в силу этого какой-нибудь министр может уйти в губернаторы, а министром может стать, допустим, какой-то сотрудник президентской администрации. Возможно, по каким-то ключевым министерским позициям у Кремля пока нет договоренности, или, скажем, Владимир Путин лично не принял каких-то решений на этот счет.

Второй фактор может быть связан с прошедшими в сентябре выборами в Госдуму — такие вещи сильно утомляют Кремль. Вероятно, список претендентов на осенние губернаторские отставки существовал, но не был достаточно подготовлен.

Третий фактор — внешняя политика: то ли война, то ли не война с Западом «съедает» все силы и первого лица в стране, и правительства. Плюс ко всему идут какие-то реформы — муниципальное управление, закон о публичной власти, новая схема курирования федеральных округов с соответствующими вице-премьерами.

Все это затормозило губернаторопад, в какой-то мере его скорректировало, и эта процедура перенеслась, полагаю, на февраль-март.

Ранее отставки губернаторов часто связывали с неудачными выборными показателями «Единой России» в регионе. Сейчас Кремль придает значение этим цифрам?

— На мой взгляд, в Кремле сейчас существуют две точки зрения на выборные цифры. Первая — мы как власть должны везде получать высокий процент, приличное число мест в заксобраниях. Этого можно достичь только путем технологий — поэтому зачищают «поле» выборов, кого-то не допускают, применяя не совсем честные способы. Мне думается, эта точка зрения уже устарела.

Да, в каких-то регионах, где власть себя чувствует уверенно, — так называемых электоральных султанатах — это еще актуально, но в некоторых (как в Хабаровском крае) погоня за высоким процентом может привести к недовольству и расшатать ситуацию. Поэтому сейчас единой точки зрения на то, где результат власти плох, а где хорош, нет.

Возьмем ту же Якутию, которая продемонстрировала худший результат для «Единой России» (далее — ЕР), или Кировская область с Марий Эл — не факт, что если бы там боролись за высокий процент, это не обернулось бы протестом. Поэтому есть регионы, к результатам которых в Кремле относятся с пониманием, а есть те, где и 60% считается плохим результатом.

А если говорить о значении выборных цифр для губернаторов? Осенью уволили ярославского губернатора Дмитрия Миронова, под началом которого ЕР набрала всего 29,7% на фоне общероссийских 49%. Примерно столько же ЕР набрала в Кировской области, но губернатор на месте.

— Да, глава Ярославской области ушел — но ушел на повышение, а вот в отношении кировского главы пока можно поставить знак вопроса — останется Игорь Васильев на своем посту или нет. Пока в его отношении Кремль молчит, и это уже о чем-то говорит.

В случае с Ярославлем тоже нельзя однозначно говорить, что губернатор наказан за результаты выборов. Просто для Дмитрия Миронова сентябрьские перевыборы были тяжелыми, поэтому и прислан был врио Михаил Евраев, кстати, бывший яблочник, и это, думаю, попытка Кремля создать некую легенду для избирателей — мол, ваше недовольство услышано и мы прислали почти оппозиционера, способного вести диалог со всеми партиями. Нечто похожее, кстати, было и в Пермском крае, когда туда в 2018 г. прислали члена партии «Яблока» Дмитрия Махонина.

Возможно, в отношении Кирова (или Якутии) Кремль решил, что да, результат меньше 30%, но хорошо, что не 25. Кремлю все же важна устойчивость, а не красивые цифры, а также ему хочется показать, что мы живем не в авторитарном режиме, что у нас есть оппозиция и она где-то выигрывает.

Более пяти лет некоторыми регионами управляют так называемые молодые технократы (Глеб Никитин в Нижегородской области, Дмитрий Азаров в Самарской области, Александр Бурков в Омской области и т.д.). Как оценить такой управленческий подход Кремля? Как провальный?

— Провал был бы, если бы «молодые технократы» явно что-то завалили, но даже если это так, мы об этом практически ничего не знаем.

Но я считаю, что этот эксперимент был неудачным, потому что он начинался в эпоху, когда считалось, что политические проблемы в России решены и управление нужно технократизировать, как на Западе. Все губернаторы-технократы были заточены на то, чтобы быть винтиками системы, легко взаимозаменяться и быть гибким корпоративным инструментом.

Но после 2016 г. ситуация поменялась — она начала быстро политизироваться, и выяснилось, что технократы совершенно не приспособлены к политике, мало того, они ее просто боятся. Все эти конкурсы для будущих губернаторов показали, что на поверхность выносятся те, кого можно назвать скорее лоялистами, людьми безынициативными, без своей точки зрения.

С какой конкретно «политикой» молодые технократы не справились?

— Смотрите — сейчас практически все регионы управляются напрямую федеральным центром: всё в регионы раздается и распределяется через Минфин, Минэкономразвития, через федеральные программы, а люди на местах должны исполнять эти программы и докладывать об их реализации.

Но денег в стране уже не так много, соответственно, программы реализуются не в полном объеме, возникает куча непредвиденных ситуаций, люди говорят — мы вас выбрали, а почему не ремонтируют дом, почему присутствует коррупция, почему около дома размещают свалку бытовых отходов? Вопрос переходит уже в политическую плоскость. А губернатор, выходя к народу, говорит: меня послала Москва, это решение верхов, я ничего сделать не могу. Конечно, такие слова людей не удовлетворяют, раздражение растет, удовлетворенность властью снижается.

Кроме того, ситуация с коронавирусом. Губернаторам дали определенные полномочия, но каждый старался в своем регионе лишь что-то ужесточить, в итоге главы регионов стали какими-то «антинародными» руководителями, хоть и политически демонстрировали Кремлю лояльность. Таким образом, для губернаторов-технократов экзамен на коронавирус был провальным.

«Путин не заинтересован во внутренних потрясениях»

Илья Гращенков считает, что свердловский губернатор Евгений Куйвашев и серьезно критикуемый СМИ питерский глава Александр Беглов не войдут в число отставников, но отставка может коснуться так называемых «володинских» кадров.

Давайте все же вернемся к ротации. Жителям Свердловской области было бы интересно — есть ли в планах Кремля отставка губернатора Евгения Куйвашева? Вы в своем телеграм-канале его не упоминали как «губернатора на выход», но как возможный отставник он фигурировал в других прогнозах.

— Про Куйвашева тут можно говорить как об отдельном кейсе: Свердловская область — это регион почти столичный, очень ресурсный, и оставят ли Евгения Куйвашева губернатором — это предмет договоренностей. А если решат менять, это будет сродни спецоперации — все финансово-промышленные группы Урала захотят поставить в губернаторы своего человека, но, естественно, принять такое решение может только лично президент Путин. Какой расклад сил учтет Путин, мы с вами узнаем последними.

У Куйвашева может быть хорошая поддержка в Москве?

— Считается, что Куйвашев — это ставленник Сергея Собянина, но так ли это? И мог ли он переориентироваться на кого-то другого? Непонятно. Кроме того, Куйвашев вынужден лавировать между серьезными игроками — в регионе представлены группы типа «Ростеха», в Екатеринбурге находится полпредство президента в Уральском округе, где были скандалы из-за ареста помощника полпреда по делу о госизмене. В общем, тут сложное сплетение разных интересантов, многие хотели бы «уйти» на этот регион, и наверняка у администрации Президента на этот счет много мнений. Трудно просчитать, есть ли у Куйвашева куратор в Кремле и есть ли вообще желание заменить этого губернатора.

К тому же сейчас внимание Путина поглощено внешним контуром и многое на внутреннем «рынке» он хотел бы заморозить, а Урал при всей своей конфликтности достаточно управляем. Это говорит о том, что договоренность оставить главой области Куйвашева все же сохраняется.

Кто же из глав регионов может быть близок к отставкам в эти месяцы?

— Есть главы регионов, которых объективно нужно менять — как по возрасту, так и по количеству сроков их пребывания у власти.

Это, во-первых, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, во-вторых, губернатор Саратовской области Валерий Радаев, в-третьих, уже упомянутый мною Игорь Васильев из Кировской области. А также глава Удмуртии Александр Бречалов, у которого, как и у предыдущего, результаты ЕР на выборах были не слишком убедительными.

Подвешенная ситуация и у рязанского губернатора Николая Любимова — элиты им недовольны, в региональных СМИ публикуют списки невыполненных обязательств. Вероятна отставка и главы Хакасии Валентина Коновалова — его, как известно, избрали в 2018 г. так же неожиданно, как и Фургала в Хабаровском крае, и Сипягина во Владимирской области. Фургала, как мы знаем, арестовали, а Сипягин теперь в Госдуме. Остался Коновалов. Так как экономическая ситуация в Хакасии при нем не особо поменялась в лучшую сторону, это может стать причиной отставки.

Как кандидата на отставку я бы вспомнил и главу Красноярского края Александра Усса — ходили разговоры, что его могут досрочно отставить из-за экологической катастрофы в Норильске. Но, если Усса заменят, это тоже будет сродни спецоперации, так как Красноярский край — очень богатый регион.

Похожая ситуация и с губернатором Петербурга Александром Бегловым — об его отставке стали часто говорить из-за плохой ситуации с вывозом из города мусора, и в целом мы видим, что против него в СМИ идет информационная атака. Но известно, что Путин не любит принимать решения под давлением, так что если досрочная отставка Беглова и будет, то явно не в этом году.

В телеграм-каналах предсказывали отставки и глав Оренбуржья, Марий Эл, Карелии…

— С губернатором Оренбургской области Денисом Паслером ситуация неожиданная — вероятно, это будет внеплановая ротация: ходит слух, что у Паслера есть конфликты, связанные с местными элитами. Оренбуржье — регион не очень богатый, основной бизнес связан там с ЖКХ, и интересанты — люди из федерально-промышленных групп. Их интересы как-то не совпадают ни с интересами федерального центра, ни с интересами местных элит, и этот факт якобы вызвал некое недовольство Кремля. Пока, конечно, повторюсь, отставка Паслера — это слухи, а не экспертный прогноз: да, у него есть конфликты, но по рейтингам у него ситуация лучше, чем у того же Васильева из Кировской области.

У главы Марий Эл Александра Евстифеева позиция не сильно прочная — ЕР набрала мало голосов, в одномандатном округе победил коммунист, но очередь желающих стать губернатором Марий Эл не сказать, чтобы длинная, и Евстифеев при всей своей слабости все-таки устраивает федеральный центр. Менять его на кого-то другого — достаточно бессмысленная история. То же, кстати, и с главой Карелии Артуром Парфенчиковым. Поэтому Евстифеев и Парфенчиков — это губернаторы из серии «зачем менять на переправе то, что работает». Путин, к тому же, не очень заинтересован сейчас во внутренних потрясениях, и, если какие-то лоббисты этих регионов не сумеют его убедить, никаких перестановок не будет.

Вы говорили, что, скажем, Куйвашев может быть креатурой Собянина, но есть креатуры Володина из числа вероятных отставников. Вес Володина сейчас достаточный, чтобы не трогать их?

— С одной стороны, саратовский губернатор Валерий Радаев, конечно, креатура Володина, с другой, не сказать, что в Саратовской области все гладко — когда человек много лет у власти, его интересы начинают расходиться с теми, кто его лоббирует. Кстати, когда Володин был куратором внутренней политики Кремля, там были планы поменять Радаева, и Володину пришлось его отстаивать. Как и главу Удмуртии Александра Бречалова, также считающегося «володинским».

Но я думаю, что большинство губернаторов уже переориентировались на других кураторов из руководства внутренней политикой, поэтому «володинские» губернаторы — это очень условное название. Да, его должность подразумевает, что он — третье-четвертое лицо в государстве, но с точки зрения административных полномочий его пост не очень влиятельный. Все-таки у «Единой России», членом которой является Володин, есть свои координаторы — это Медведев и Турчак, все решения фракции принимаются на этом уровне, и спикер Думы — фигура скорее церемониальная.

Володину как-то удается удерживать свою позицию, оставаясь внешним актором — он присутствует в медиа, недавно успешно провел акцию про закон о QR-кодах в своем телеграм-канале, но все это все равно демонстрирует понижение Володиным административного статуса.

По вашим данным, много сейчас людей готовы к губернаторской работе, если мы берем Школу губернаторов?

— Скамейка приличная, поскольку каждый курс Школы губернаторов — это несколько десятков человек, и за несколько лет такие курсы прошли сотни. 15-20% попадают в ротацию, остальные — в запасе.

Но насколько присланный глава региона — это вообще хорошо?

— Сейчас региональная привязка для губернатора неважна, даже хорошо, когда человек не связан с местными элитами. Но бывает по-разному. Скажем, для Тамбовской области назначение экстерриториального человека помогло сгладить конфликты между областной, муниципальной властью и местными элитами. Но в Ярославской области назначенный в 2017 г. Миронов всех разозлил, потому что был бескомпромиссным руководителем, а новый врио Евраев пока тускло себя проявляет и не контактирует с элитами.

Экстерриториальность проявляется по-разному, все зависит от потенции самого губернатора — готов ли он вести работу на местности и разрешать конфликты.

Может ли Кремль отдать в ближайшие месяцы какие-то губернаторские посты представителям не «Единой России», а, например, КПРФ?

— Если из Хакасии уберут Коновалова, у КПРФ освободится один губернаторский мандат и коммунистам на размен могут дать Кировскую область или ту же Марий Эл — почему нет? Мы же видели пример Сергея Русских, которого назначили губернатором Ульяновской области. К тому же, как и Русских, губернаторы из КПРФ могут быть условными коммунистами — не идейными, а присутствующими по разнарядке. Да и новый врио губернатора Ярославской области Евраев, как я уже отмечал, ассоциируется с «Яблоком», а это значит, что и «Яблоко», пусть и неформально, но получает какие-то регионы. Но вряд ли, думаю, новых губернаторов получат эсеры — за ними есть уже один регион и этого Кремлю достаточно.

Беседовал Сергей Кочнев

>>> Читайте также на DK.RU: «Мирным 2022 год точно не будет — он будет самым тяжелым за все путинское правление»