Зачаcтую праздники сопряжены с употреблением алкоголя. Сколько этилового спирта способна выдержать наша нервная система и почему люди, не знакомые с похмельем, — в зоне риска.
Вячеслав Дубынин — доктор биологических наук, профессор биофака МГУ, специалист по физиологии мозга, нейробиолог, изучает мозг более 30 лет. Он рассказал, сколько и с какой частотой можно употреблять алкоголь и что белая горячка возникает не вследствие чрезмерного употребления спиртного, как привыкли считать обыватели.
— Зачаcтую праздники сопряжены с употреблением алкоголя. Это не только российский «культурный пласт». Использование замечательной молекулы C2H5OH (этиловый спирт) корнями уходит в глубину веков: древние шумеры варили пиво, это зафиксировано в рельефах.
C2H5OH — не чужая для человека молекула. В ходе распада глюкозы этиловый спирт возникает в клетках организма в небольшом количестве, поэтому даже в крови закоренелого трезвенника присутствуют следы этилового спирта. И есть ферменты, его разрушающие (самый известный — алкогольдегидрогеназа), они способствуют распаду продуктов этилового спирта до уровня углекислого газа и воды. Не будь этих ферментов, этиловый спирт был бы для людей столь же токсичен, как метиловый.
C2H5OH — молекула, значимая не только для человека: порой мы наблюдаем, как что-то происходит со снегирями и свиристелями, которым попалась перебродившая рябина. А в одном видео слон, наевшийся перебродивших фруктов, весело бегал по автостоянке и присаживался на капоты машин. Поскольку это был большой африканский слон, людям оставалось только наблюдать за происходящим.
Введение этилового спирта в организм — воздействие, обладающее конкретными физиологическими эффектами, потому что молекула включена в ряд обменных процессов. Кроме того, C2H5OH — вещество, не ведающее границ в нашем теле: оно и водорастворимое, и жирорастворимое. Поэтому этиловый спирт заполняет нас равномерно от макушки до пяток и воздействует на все органы и системы. Мозг — самая чувствительная система, поэтому ему достается первому.
Сколько этилового спирта переносит наша нервная система
— Все весьма индивидуально, но усредненные цифры все же существуют. 20–30 граммов спиртового эквивалента этилового спирта считаются малой дозой алкоголя. 20 граммов — скорее для женского организма, 30 граммов — для мужского, поскольку ферменты разрушения алкоголя у мужчин работают интенсивнее.
20 граммов — это примерно 200 граммов вина или бутылка пива. Замечу, это верхняя граница малой дозы. Я бы рекомендовал остаться в пределах 15–20 граммов спиртового эквивалента. На этом уровне алкоголь воздействует на дофаминовую систему, а дофамин — важнейший нейромедиатор положительных эмоций.
Алкоголь стимулирует дофаминовые синапсы работать интенсивнее, в организме происходит больший выброс дофамина (психомоторная стимуляция), и у человека немного повышается настроение, двигательная активность, снимается усталость. По сути, это эффект бокала шампанского, который мы выпиваем «для веселья».
Остаться во время празднования в пределах малой дозы — прекрасная идея. Вы будете чувствовать себя хорошо и продолжать веселиться. Превысив ее, вы попадете в диапазон так называемых средних значений, когда активируется ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) — главный тормозной медиатор в нервной системе человека. Алкоголь присоединяется к рецепторам, воспринимающим ГАМК, и усиливает их активность. В этом случае возникает эффект снятия стресса, успокоение, что называется, «отпустило» — проблемы отошли на второй план.
Зачастую русская культура не подразумевает употребления алкоголя в малых дозах, и перерыв между первой и второй крайне мал. Некоторые сразу начинают со 100 граммов крепкого напитка (это 40 граммов спиртового эквивалента). Средней дозой считается от 20–30 до 80 граммов спиртового эквивалента.
Большинство людей оправдывает регулярное употребление алкоголя необходимостью снять стресс. Вспоминается старый фильм «Красная жара», где Арнольд Шварцнеггер играет капитана советской милиции. Его спрашивают: как вы снимаете стресс? Он отвечает: водкой.
Более 60–80 граммов спиртового эквивалента — большая доза. В таких количествах этиловый спирт способен влиять на разные синапсы. Возникает очень индивидуальная реакция: кто-то становится жутко приставучим, кто-то плачет о несчастной любви, кто-то болтает в духе «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». В нормальном состоянии мы все это блокируем. В конце концов все засыпают.
Большая доза — серьезная перезагрузка мозга. С утра у человека будет такое похмелье, что вчерашние проблемы покажутся мелочью. Впрочем, некоторые пользуются этим «инструментом» как раз чтобы отстраниться от глобальных и стабильных проблем. Но с точки зрения токсического воздействия алкоголь — плохой помощник.
>>> Читайте также на DK.RU: «Будто гонится 9 злых собак, но от них не убежишь». Пандемия — это сверхсильный стресс
Сколько и с какой частотой можно употреблять алкоголь
— Врачи и наркологи говорят, что малая доза алкоголя допустима 1–2 раза в неделю, средняя — 1–2 раза в месяц. Большая доза — совсем экстремальная ситуация, лучше бы ее избегать. Если вы будете употреблять алкоголь чаще, может сформироваться алкогольная зависимость, причем как по дофаминовому типу, так и по ГАМК-типу. Без этого стимулятора дофаминовые синапсы или ГАМК-синапсы будут плохо работать.
В первом случае без алкоголя человек с утра толком «не заводится» — нет нужной психомоторной стимуляции. Что делать? Выпить 100 граммов, некоторые вообще клизму ставят — наш народ изобретателен. Во втором — в организме нарушается баланс возбуждения и торможения: нарастает нервозность, агрессивность, начинаются проблемы со сном. В какой-то момент могут возникнуть галлюцинации: человек начнет видеть маленьких отвратительных существ, чертиков, белочек, инопланетян. Это называется белой горячкой. Подчеркну, белая горячка возникает не вследствие чрезмерного потребления алкоголя — это просто алкогольный психоз, который к утру пройдет.
Настоящая белая горячка — это симптом синдрома отмены алкоголя при зависимости по ГАМК-типу. Значимость этого явления подчеркивается наличием самостоятельного термина, который возник еще в 19 веке.
Если у человека возникла зависимость по дофаминовому типу, это не значит, что через некоторое время у него не сформируется зависимость по ГАМК-типу. Они могут сосуществать. В этом случае с утра человек «не заводится», немного выпил — и уже «никакой». В итоге человек полностью выпадает из жизни, социума.
Отсутствие похмелья — это плохо
— Алкоголь сам по себе серьезный токсин. Кроме того, при его распаде образуется ацетальдегид, вызывающий эффект похмелья. Он разрушается с помощью фермента ацетальдегиддегидрогеназы.
У некоторых людей ацетальдегиддегидрогеназа «работает» так, что они не переносят алкоголь: даже небольшая доза тут же вызывает состояние отравления. Можно предположить, что остальным очень повезло. Это не так, поскольку у таких людей выше риск развития алкогольной зависимости, ведь они не ощущают негативных последствий, связанных с отравлением.
При плохой «работе» ацетальдегида даже небольшая доза алкоголя вызывает длительный хвост эффектов и серьезно действует на дофаминовую систему. Человек чувствует веселье, легкость, при этом практически не чувствует похмелья. Казалось бы, это лучший вариант, но именно он быстрее всего формирует алкогольную зависимость по дофаминовому типу.
Отношение к алкоголю должно быть очень осознанным. Причем, когда мы сталкиваемся с конкретными спиртными напитками — есть «пузырики», нет «пузыриков», есть танины, как в красном вине, или нет — становится еще сложнее. Не говоря уже о видах закуски, от того, в каком темпе вы пьете. Чтобы применение небольших доз алкоголя все-таки приносило радость, а не проблемы, нужно быть осмысленным «пользователем».
>>> Читайте также на DK.RU: «Суперзадача жизни — передать гены, а любовь — это бонус, красивая упаковка»
Текст подготовлен на основе видео на YouTube-канале Вячеслава Дубынина.