Новая инициатива правительства, требующая от компаний полного отчета об интернет-рекламе — от цен до самих роликов и текстов — вызвала много вопросов. Это ведь коммерческая тайна, напомнил РСПП.
Проект постановления правительства, который подразумевает, что рекламодатели будут передавать Роскомнадзору сведения о цене рекламы, параметрах аудитории и саму рекламу, раскритиковала комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В комиссии подчеркивают, что перечисленные данные — коммерческая тайна, их передача третьим лицам приведет к дополнительным расходам и рискам для бизнеса. В Роскомнадзоре же настаивают, что сведения нужны для того, чтобы рассматривать жалобы граждан. Минцифры согласилось доработать проект с учетом позиции бизнеса, пишет «Коммерсантъ».
Проект постановления правительства, разработанный Минцифры, перечисляет данные, которые рекламодатели должны будут передавать Роскомнадзору по закону о единой системе учета рекламы в интернете. Он появился на regulation.gov.ru 3 декабря, закон о единой системе учета всей интернет-рекламы в России был принят 17 июня 2021 г. Законопроект предполагает, что в стране появится система, отвечающая за сбор и обработку информации о размещенной в интернете рекламе, создать и вести систему должен будет Роскомнадзор. Закон вступает в силу с 1 сентября.
Законодатели требуют передавать информацию о рекламодателе, распространителе и операторе рекламы (имя, ИНН, адрес и другие сведения), а также информацию о самой рекламе: объемах, стоимости, параметрах целевой аудитории. Также должна передаваться сама реклама и ее описание.
Комиссия РСПП считает, что состав передаваемых сведений избыточен, а передача данных о самой рекламе и вовсе «нецелесообразна и необоснованна». Новый законопроект противоречит закону «О рекламе», он потребует от бизнеса дополнительных расходов, кроме того, это риск, ведь речь идет о передаче объектов авторских и смежных прав.
Также в РСПП отмечают, что проект содержит требования о предоставлении информации, относящейся к коммерческой тайне: сведений о заключенных договорах, их цене, стоимости показа рекламы, параметрах целевой аудитории.
В Роскомнадзоре поясняют, что доступ к самой рекламе необходим «для реализации полномочий уполномоченных органов власти в части контроля за соблюдением законодательства в области рекламы и информации, в том числе при рассмотрении обращений граждан». В Минцифры заверили, что «проект дорабатывается с учетом замечаний при участии всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса».
Больше всего рекламодателей, пишет «Ъ», тревожит неопределенность того, в каких именно целях будут использоваться собранные сведения.