Меню

«Девелоперы поставят на паузу будущие проекты». Как реагирует на кризис стройотрасль

Иллюстрация: DK.RU

Как ориентироваться в ситуации неопределенности, когда можно будет назвать тенденции новой реальности на рынке недвижимости и что можно предвидеть уже сейчас — Михаил Хорьков.

Руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков рассказал о ситуации на екатеринбургском рынке недвижимости.

— Произошла потеря ориентиров и отсутствие четкого понимания логики развития событий и факторов, которые будут влиять на рынок. Если до последнего момента мы ориентировались на какие-то привычные тенденции и показатели, индикаторы исходя из экономических событий, то в настоящий момент это все исчезло.

Эмоциональность в принятии решений выросла. Люди в стрессовых ситуациях ведут себя часто непредсказуемо  в одинаковой ситуации могут принимать противоположные решения. Исходя из этого, с одной стороны, оценивать ситуацию надо, с другой, те цифры, которые будет формировать текущий рынок, скорее характеристика момента, а не смены тенденций.

В ближайшие месяц или два нас ждет время не самых последовательных решений. Статистические показатели будут не самые информативные. Здесь больше надо будет оценивать эмоциональную составляющую рынка, но не рыночные тенденции. Это главная особенность текущего состояния рынка.

Множество семей оказались заложникам этой ситуации. Кто-то давно планировал покупку, кто-то хотел продать старую квартиру и купить новую. Большое количество семей оказалось уже в процессе сделки и стараются как можно быстрее закрыть этот вопрос, а кто-то вынужден отложить все планы, которые строили в течение последнего года.

Есть понимание, что эта ситуация повлияла на рынок негативным образом, но какие будут последствия для рынка, насколько они будут масштабными, к каким изменениям они приведут, сможем говорить позже. Сейчас можно проводить аналогии и высказывать эмоциональные оценки, но пока, к сожалению, слишком много неизвестных. Процесс переоценки условий продлится ближайшие два месяца.

С позиции строек можно несомненно спрогнозировать определенные риски. В отличие от предыдущих периодов, застройщики строят не на деньги покупателей, а на банковские кредиты, эти деньги доступны компаниям, у них нет проблем с финансированием, и стройки, которые реализуются, будут достраиваться на эти средства.

Здесь с точки зрения строительства возникает проблема следующего этапа. Рынок жилья  это всегда непрерывный процесс: что-то строится, что-то продается, что-то сдается в эксплуатацию, люди заезжают, при этом застройщик постоянно начинает новые проекты. Это непрерывное движение крайне важно.

Когда мы говорили, что в ближайшие месяцы будет происходить некое переосмысление, то имелось в виду, что оно и с точки зрения девелоперского бизнеса будет происходить. Сейчас застройщики будут форсировать новые проекты. Те, что уже в высокой степени готовности, скорее всего, выйдут на рынок, а вот число тех, которые должны по плану формировать рынок в конце этого года и в следующем, скорее всего, сократится. Соответственно, сократится выбор у покупателей. Когда рынок сжимается, он сжимается и в объеме предложения.

Пока рынку жилья, в общем-то, гарантирован стабильный спрос со стороны покупателей за счет того, что льготная ипотека продолжает действовать. Но, опять же, речь про 3 млн руб., это маленькие квартиры. Для того чтобы процесс покупки двух- или трехкомнатных квартир был более массовым, необходим как раз хороший оборот вторичного рынка, а к этому процессу как раз больше вопросов из-за подорожавшей ипотеки (ЦБ накануне поднял ключевую ставку до 20%, прим. ред.).

Главная причина, почему девелоперы могут поставить на паузу будущие проекты  льготная ипотека заканчивается 1 июля 2022 г. Что предложит государство взамен этому инструменту на сегодняшний день, неизвестно, как неизвестно и то, будут ли вообще эти решения. Под какие проценты будут кредитовать банки новые проекты с учетом текущего уровня ключевой ставки, никто не знает. Чтобы это все оценить, потребуется месяц или два.

Я надеюсь, что профильные ведомства дадут здесь как можно быстрее какие-то ориентиры и для покупателей, и для бизнеса, потому что в отсутствие внятных комментариев и информации эмоциональные решения часто заводят нас не туда, куда мы стремились.

Читайте также на DK.RU: Отпуск все же состоится? Уральцам предлагают покорять Азию