Меню

США закрывает небо для России, а Airbus разрывает контракты

Российские авиакомпании должны вернуть Европе до 28 марта 520 пассажирских самолетов, находящихся в лизинге. При этом воздушные пространства стран закрыты, а штрафы разорят международную авиацию.

Авиапроизводитель Airbus вслед за Boeing приостановил техподдержку российских авиакомпаний, сообщает РБК. Airbus прекратил отправку запчастей в Россию и отменил оказание услуг по поддержке российских авиакомпаний, которой занимался с 2003 г. «Инженерный центр Airbus в России приостановил все операции для Airbus в соответствии с санкциями», — говорится в заявлении. В Airbus добавили, что будут соблюдать все действующие законы. Компания анализирует, сможет ли продолжать оказывать инжиниринговые услуги российским авиаперевозчикам в условиях санкций. 

Помимо этого ирландский лизингодатель AerCap предупредил о разрыве договора лизинга с российскими авиакомпаниями. Сингапурская фирма BOC Aviation намерена выступить с аналогичным заявлением, пишет «Интерфакс». BOC Aviation передала российским перевозчикам 18 самолетов, что составило 4,5% парка компании. Воздушные суда находятся в лизинге у S7, «Победы», «Уральских авиалиний», AirBridgeCargo. Российская авиакомпания Nordwind Airlines уже лишилась самолета Boeing 777-300ER, который покинул страну, следуя рейсом Хабаровск – Мехико – Хабаровск. Борт летел с грузом, без пассажиров, но в Россию не вернулся — его страховку аннулировали из-за санкций ЕС. Теперь борт передадут зарубежному лизингодателю, дубайской DAE Capital.

Согласно введенным Евросоюзом санкциям, российские авиакомпании должны вернуть Европе до 28 марта пассажирские самолеты, находящиеся в лизинговой эксплуатации. Речь идет о возвращении 520 машин. При этом в ЕС признали, что сделать это будет крайне сложно или даже невозможно. Требующие расторжения контрактов лизинговые компании ЕС должны будут выплатить русским такие суммы штрафов, которые могут одномоментно превратить их в банкротов, сообщает председатель европейской ассоциации лизинговых компаний Фил Сеймур.

Ситуацию осложнит отключение банков РФ от SWIFT. Февраль закончился и россиянам нужно оплатить счета за пользование машинами в прошедшем месяце. Они согласны, но из-за отключения сделать этого не смогут. То есть деньги не поступят, и лизинговым компаниям выплачивать штрафы будет абсолютно нечем. При этом Сеймур напомнил, что американцы пока не отбирают свои «боинги». Мало того, если Европа заберет у России самолеты, велика вероятность того, что США начнут поставлять россиянам дополнительные борта взамен выбывших. 

В свою очередь со 2 марта Вашингтон закрывает воздушное пространство страны для всех российских самолетов, говорится в обращении президента США Джо Байдена:

Сегодня я объявляю, что мы вслед за нашими союзниками для еще большей изоляции России закрываем американское воздушное пространство для всех российских авиарейсов и добавляем давление на их экономику.

По информации американского Минтранса, запрет на использование воздушного пространства США касается всех самолетов, связанных с Россией, в том числе осуществляющих чартерные рейсы. Ранее небо для всех российских самолетов закрыл Евросоюз. 

Россия с 28 февраля закрывает свое воздушное пространство для 36 стран мира, рассказывал DK.RU. В список попали 27 государств-членов Евросоюза, а также Великобритания и ее территории – Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Джерси; Канада, Норвегия Албания, Исландия. Решение принято в качестве ответных санкций на закрытие воздушного пространства ЕС для российских самолетов.