Меню

Выездной туризм всё. Нашим лучше: больше спрос на родные курорты и неожиданные программы

Иллюстрация: DK.RU

Третий год 90% россиян отдыхают в своей стране. Власти пытаются распределить туристов по всем регионам. Одни операторы привлекают гостей горами, другие — промзонами.

Традиционные места паломничества путешественников — Байкал, Эльбрус, Черное море, Карелия, Санкт-Петербург, Москва. Регионы по-разному стимулируют эту отрасль, В Кабардино-Балкарии, например, запускают круизный поезд. На Урале продвигают промышленный туризм.

Очень много изменений — меняется логистика, так как существенно снизилась доля авиаперевозок. Изменились способы бронирования, потому что с рынка ушли порядка 10 онлайн-сервисов, которые обеспечивали 90% заказов.

«Южные курортные зоны работают на полных оборотах — такого наплыва туристов, сколько сейчас, не было еще с советских времен», — рапортует Приэльбрусье.

О том, где еще ожидается наплыв туристов, какие новшества вводятся для путешественников и организаторов отдыха, какие ограничения здесь уже можно спрогнозировать в связи с изменившейся геополитической обстановкой в мире, на онлайн конференции в екатеринбургском пресс-центре ТАСС рассказали чиновники федерального и регионального уровней.

Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии:

— В Москве только что завершились две международные туристические выставки. Там очень жарко обсуждались тренды и направления будущего сезона в этот достаточно сложный кризисный период.

Третий год подряд порядка 90% потенциальных потребителей на туристском рынке выбирают внутренние направления. Абсолютный лидер продаж и бронирования на сегодня — это Сочи. В этом же сегменте пляжного, рекреационного, оздоровительного туризма идут Анапа, Геленджик, республика Крым. На втором месте Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург. Далее — Казань, Калининград, Карелия, Кавказ.

Кешбэк

Все эти дестинации сейчас возможны в том числе благодаря государственным мерам поддержки. Одна из них — кешбэк. С 15 марта, если вы покупаете туристическую путевку, 20% от ее стоимости возвращается по карте «Мир» в течение пяти дней. В продажах кешбэк будет действовать до 1 мая, а путешествовать по этой программе можно до 1 июля. Им можно пользоваться неограниченное число раз, возврат осуществляется за тур с двумя ночевками и более.

В прошлом году данной услугой воспользовалось более одного миллиона туристов. С первого марта начинает действовать детский кешбэк — возвращается 50% от стоимости путевки, но не более 20 тыс. руб. На данную субсидию потрачено уже 2,5 млрд руб., планируется потратить еще столько же до 1 июля. На осень просим еще 5 млрд руб.

Транспорт

Изменился способ прибытия на курорты в связи с тем, что авиасообщение сейчас по югу России в 11 аэропортах остановлено. Железная дорога активно занимается перевозками. РЖД представили 22 новых маршрута в 35 регионах.

К следующему сезону изменится логистика по республике Крым и Северному Кавказу. Раньше, я это помню, мы заезжали в Крым через Харьков, через Запорожье, сейчас уже власти принялись за восстановление железнодорожного сообщения.

Бронирование

Изменились механизмы бронирования. С рынка ушло около 10 зарубежных онлайн-сервисов, которые обеспечивали нам порядка 90% услуг. Конечно, это дает возможность развитию и наших собственных онлайн-услуг бронирования. Заявлено, что будет создаваться государственный портал с аналогичными функциями, но пока крупнейшие операторы, отели, онлайн-системы сами активно работают в этом направлении.

Цены

Многие говорят о повышении до 30%, но пока тур можно купить без прогнозируемого повышения. В дальнейшем цены, конечно, будут расти согласно уровню инфляции либо увеличатся автоматически в высокие даты — майские праздники или летний сезон.

Отели

17 марта в Госдуме во втором чтении обсуждали закон, где обнуляется НДС для наших отелей. Это дает хороший стимул для строящихся гостиниц и тех, которые уже действуют. Правительство об этом просили 10 лет, но вот не было бы счастья, да несчастье помогло.

Мурат Шогенцуков, министр курортов и туризма Кабардино-Балкарской республики:

— У нас сейчас на фоне ковида настоящий туристический бум. В республике в прошлом году отдохнуло более миллиона туристов, такого количества не было еще с советских времен. Скажу вам честно, мы сейчас загружены очень плотно, и хотя есть отмены бронирований на последующие два-три месяца, это не фатально.

У нас главная точка притяжения — Эльбрус. 70% турпотока проходит через эту территорию. Нам была поставлена задача, во-первых, нивелировать разницу между сезонами, и второе — осуществить возможный отток от Приэльбрусья в направлении других дестинаций. За четыре года, пока мы работаем, мы «оттянули» примерно 10% людей.

Новые направления

У нас есть состоявшиеся маршруты, связанные с пребыванием в Нальчике и Приэльбрусье. Обычно это связка оздоровительного и горнолыжного туризма зимой и прогулками и экотуризмом летом.

За последние три года наш бизнес сделал рывок — у нас появились новые направления. Одно из них знакомо уральским туроператорам — это «Долина Нарзанов». Уникальное место, где на территории 600 квадратов находится 17 различных источников минеральных вод. Рядом с каждым висит анализ состава, и все эти 17 источников не повторяют друг друга ни разу.

Второе направление — термальные источники: азотно-термальная и йодо-бромная вода. Здесь есть СПА-комплексы. Сюда едет огромное количество гостей из дальних регионов, даже Владивостока. В этом году мы запустили через Нальчик круизный туристический поезд. Есть планы запускать другие, более простые поезда, не такие навороченные, как этот круизник.

Логистика

У нас есть проблемы с логистикой, но территория очень компактная при наличии нескольких аэропортов достаточно высокого уровня — Минводы, Махачкала, Нальчик, Грозный, Беслан. Расстояние между аэропортами — 1,5-2 часа.

У нас развитая сеть хороших федеральных дорог. Сейчас основное направление бюджетирования — это дорожное строительство. Мы должны вспомнить, что в 80-е годы практически 85% туристического потока перевозили российские поезда.

Наша задача — не набить сюда два млн человек, чтобы один миллион уехал, ругаясь на сервис и условия пребывания. Мы гарантируем, что весь турпоток, который будет приезжать, будет принят на самом высоком уровне.

Михаил Мальцев, руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии, президент Уральской ассоциации туризма:

— Мы взяли курс на развитие внутреннего и межрегионального туризма, в том числе с ближайшими регионами, где нет не только авиационной, но и, по сути, транспортной составляющей. Мы планируем развиваться не только за счет государственных субсидий, но также по линии частно-государственного партнерства.

Внутренний туризм

Нам необходимо увеличить число загородных средств размещения, здесь мы смотрим на регионы, которые, по нашему мнению, являются лидирующими — Кабардино-Балкария, Татарстан, Калининградская область, Тюменская и Челябинская области. Мы стараемся не отставать, кое-что брать на вооружение, у нас есть свои плюсы.

Мы тоже можем претендовать на лидирующие позиции в стране в части промышленно-индустриального туризма. У нас для этого есть все условия. Будем развиваться по всем направлениям, адаптировать турпакеты под сегодняшние реалии.

Может, стоит организовать перелеты напрямую между нашими городами, минуя московский узел. Мы бы выиграли во времени и, может быть, даже в затратах. Мы планируем сделать существенный скачок в части развития инфраструктуры.

Заграничные направления

У нас были договоренности с авиаперевозчиками в Будапешт, но последние события эти планы заморозили. Авиасообщения с этим направлением пока нет. Совершить авиационный перелет туда напрямую из России невозможно. Отдельные туристы посещают Венгрию через стамбульский авиационный узел. Визы там по-прежнему действуют, но аннулированы. Я надеюсь, что со временем мы реализуем планы по части нашего взаимодействия с Венгрией.

Какие будут решения приняты авиационными властями, какое будет количество бортов по международным направлениям, мы не знаем. Представители Росавиации и Минтранса не дают ясности в данном вопросе. У нас есть лишь предположения, что в части турецкого направления авиасообщение скоро возобновится, но количество рейсов будет существенно снижено, что приведет к увеличению цен на авиабилеты.

Возможно, авиаперевозки станут настолько дорогими, что это нанесет удар по массовому сегменту в выездном туризме. Но нам же лучше: будет больше спрос на родные курорты, в том числе на Черноморское побережье.

Читайте также в материале DK.RU о том, что в Свердловской области ради развития туризма восстановят узкоколейку XIX века.