Спикеры «Евразийской Недели Бизнеса», которая пройдет 14-15 апреля в отеле Hyatt Regency Ekaterinburg, ответили на вопросы предпринимателей, связанные с экономическими санкциями.
Рекомендации бизнесу дали Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, Михаил Кольцов, генеральный директор «Сушкоф» и «Дель Песто», Кирилл Кузьминский, совладелец ГК «Пив&Ко», Наталья Борова, экс-директор по маркетингу УГМК-Здоровье, Владимир Жолобов, директор Z&G. Branding, руководитель Eurasian Business Week и Игорь Глезденёв, директор UP-PROMO.
Как действовать в новых реалиях?
Валерий Пиличев: Продолжать свою работу. Я верю, что предприниматели будут продолжать вести бизнес, перестраивать процессы, меняться, но идти дальше. Сейчас остро стоит курс на импортозамещение. Я бы советовал, особенно тем, кто намечает свой путь в бизнесе, искать те продуктовые ниши, на которые сегодня резко возрастет спрос.
Владимир Жолобов: Во-первых, принимать решения в спокойном состоянии, без эмоций. Во-вторых, проработать несколько вариантов сценария и план действий. В-третьих, минимизировать те расходы, которые не влияют на выручку. Усилить маркетинг. Проанализировать текущих и потенциальных клиентов, как они сейчас принимают решения, какие у них мотивы и что им важно»
Наталья Борова: К сожалению, готового рецепта и волшебной таблетки сейчас нет. Не у кого списать, подсмотреть у старших товарищей не получится. Когда нет рецепта, мне очень помогает мысль: «Если по-старому уже нельзя, то как мне выстроить систему по-новому». Кризис продлится долго и выйдут из него компании и управленцы с выстроенной крепкой системой. Пришло время выстраивать новую устойчивую систему бизнеса, управления, маркетинга, продаж и прежде всего своей жизни.
Кирилл Кузьминский:
Любой сервис, любой магазин, любая компания, которая будет сегодня транслировать стабильность и привычный комфорт, получит высокую оценку со стороны клиента. Поэтому бизнес должен прилагать максимум усилий на поддержание сервиса. Плюс необходимо вкладываться в основополагающие операционные процессы компании. Те доли, которые удалось завоевать на рынке — сохранять и поддерживать. Смотреть, где есть тонкие места в бизнесе и их чинить.
Куда сейчас лучше всего инвестировать свободные средства?
Наталья Борова: В любой непонятной ситуации инвестируй в себя. Такие вложения не зависят от инфляции и дефолта. Ваши знания и навыки невозможно отделить от вас, отобрать или национализировать.
Кирилл Кузьминский: Рубли обесцениваются, инфляция растет и продолжит расти. Вложить деньги в открытие работающего бизнеса — хорошая возможность. Сейчас к нам приходит много инвесторов, которые понимают, что ритейл работает на марже в 3% с оборота. В абсолютных величинах этот показатель вырастет за счет инфляции. Элементарно: капитал, вложенный в товарные остатки и оборудование, поднимется в цене. Магазин и продукты питания — это высоколиквидные материальные активы сегодня, которые будут прирастать.
Игорь Глезденёв,: В развитие бизнеса и каналы, которые фундаментальные. Сайты, внутренние процессы, CRM.
Последствия санкций для предпринимателей Екатеринбурга
Валерий Пиличев:
Санкции, к сожалению, сказываются на всех нас. Это, прежде всего, проявляется в росте цен: на материалы, комплектующие, услуги. Конечно, предприниматели реагируют: они вынуждены повышать цены, искать новых поставщиков. Экспортеры пересматривают рынки сбыта. Но большинство пока сохраняют свои прежние договоренности, ищут варианты исполнения действующих договоров и заключения новых.
Кирилл Кузьминский: Сбой цепочек поставок и увеличение себестоимости. Безусловно, это сложности. Безусловно, замедление многих рабочих моментов. Безусловно, понадобится больше денег для решения возникших проблем. Но все это решаемо, если быть упертым. Логистика абсолютно точно восстановится. Не нужно паниковать. Ищем новые логистические пути и ждем разрешения геополитической ситуации.
Михаил Кольцов: Компаниям, которые были завязаны на импорт, будет тяжело, но, как показывает опыт, за время предыдущих санкций и сыры появились, и колбасы достойные. Также, наверное, появится техника и оборудование, на это просто нужно будет больше времени. Поэтому рынок предпринимателей сейчас поштормит, но я думаю, что с каждым месяцем будет всё больше и больше появляться заменителей всего импортного. Мы это переживём и даже сможем вырасти на этом как предпринимательское сообщество.
Какая поддержка или льготы необходимы бизнесу?
Валерий Пиличев: Информация и льготное финансирование — по-прежнему самые актуальные меры поддержки. В тесном взаимодействии с федеральными и региональными органами власти мы разрабатываем новые инструменты поддержки предпринимательства. Быстро внедряются конкретные меры содействия. Так, Правительство РФ приняло решение дополнительно выделить свыше 14 млрд рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам. Мы со своей стороны планируем вскоре озвучить новые условия предоставления финансовой поддержки.
Кирилл Кузьминский: Льготное кредитование, сокращение количества проверок и минимизация сроков и упрощение выдачи любой разрешительной документации — самая оптимальная помощь для предпринимателей сегодня.
Михаил Кольцов:
Бизнесу необходимо в любое время снижение налогов, второе — это программы кредитования для предпринимателей, которые в кризисное время продолжают своё развитие, и если бы установилась какая-то минимальная ставка, например, 3% годовых, то это простимулировало бы многих на создание и развитие своего бизнеса
Более подробно о том, как выживать бизнесу в условиях сложившегося кризиса, эксперты расскажут 14-15 апреля на «Евразийской Неделе Бизнеса».
Бесплатная регистрация участников на сайте.
Организаторы: Z&G.Branding, Z&G.Event.
Соорганизатор: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства