В Уральский НИИ ОММ обращаются бесплодные пары с самими сложными диагнозами и анамнезами. Доктора ОММ подчеркивают: сегодня бесплодие — не приговор, а руководство к действию.
Уральский НИИ Охраны Материнства и Младенчества первым в регионе открыл Отделение ВРТ. С 2006 года более 3,5 тысяч бесплодных пар, обратившихся в ОММ, стали счастливыми родителями. Врач акушер-гинеколог НИИ ОММ Александра Храмцова рассказала три истории, когда беременность наступила, несмотря на диагноз «бесплодие», и четвертую — с открытым финалом.
справка
Девять лет бесплодия — Подготовка к ВРТ — Наступление естественной беременности
— Я работаю не только в отделении ВРТ, но и в Кабинете бесплодного брака НИИ ОММ. Ко мне на прием пришла молодая женщина: 29 лет, в течение девяти лет они с супругом безуспешно ждали наступления беременности.
Мы обследовали пару и не обнаружили препятствующих зачатию факторов: у мужчины нормальная спермограмма, у женщины трубы проходимы, есть овуляция, гормоны в норме. Провели гистероскопию, чтобы исключить маточный фактор — патологии нет. Однако было очевидно: не стоит терять время, ожидая естественного зачатия. Поэтому мы направили пациентку в отделение ВРТ и назначили ей терапию.
Эта история разворачивалась в пандемию. Женщина решила вакцинироваться до вступления в программу ВРТ. Через две недели после первой прививки она прибежала ко мне со словами: «Я беременна!». Скоро у пары родится мальчик.
Этот случай сродни чуду. Никто не может точно сказать, почему беременность не наступала в течение девяти лет. В репродуктивной медицине есть диагноз «идиопатическое бесплодие» — бесплодие неустановленного генеза.
Мы не знаем, что послужило толчком к зачатию. Возможно, свою роль сыграла прегравидарная подготовка, предполагающая и медикаментозную коррекцию, и коррекцию образа жизни. Возможно, после консультации с перинатальным психологом изменился настрой женщины. Мы не раз замечали подобный эффект, когда пациентки с диагнозом «бесплодие» перешагивали через внутренние барьеры и беременели. Возможно, помогла операция. Все факторы могли оказать положительное влияние.
Мы очень рады за эту пару. В то же время возникает вопрос: почему они не пытались решить проблему в течение девяти лет? Ответ прост: многие до сих пор не знают о существовании программ обследования на бесплодие, о том, что многолетние походы к гинекологу не помогут решить проблему, и нужна консультация репродуктолога.
Менопауза — Атрофия эндометрия и синехии в матке — Беременность в 49 лет
— Особую категорию пациенток нашего центра составляют женщины старше 45 лет, многие — в состоянии менопаузы. Даже в столь непростой ситуации нам удается добиться наступления беременности. В 2021 г. в НИИ ОММ обратилась 49-летняя жительница Свердловской области. В прошлом у нее не было беременностей. И вот они с мужем (52 года) решили стать родителями.
Мы отправили пациентку на гистероскопию. Результат не был утешительным: атрофия эндометрия и синехии в полости матки. Хирурги их удалили, и, чтобы настроить менструальный цикл, мы назначили женщине заместительную гормональную терапию. Параллельно прохождению курса лечения пара искала донора ооцитов.
Через полгода мы оплодотворили донорские яйцеклетки спермой супруга, получили эмбрионы и заморозили их. Первый перенос не привел к наступлению беременности, второй — тоже. Оба раза мы брали по эмбриону. Согласно правилам, увеличить их количество в переносе можно только после множественных неудачах (от двух).
Перед третьим переносом мы поменяли тактику ведения пациентки, подключили эндокринолога (он скорректировал состояние ее щитовидной железы) и еще раз проверили гормональный статус. В январе 2022 г., получив согласие супругов, мы перенесли пациентке два эмбриона — и добились успеха. Сейчас пара ждет ребенка, за ходом беременности наблюдают наши акушеры-гинекологи.
Два фолликула в 24 года — Криоконсервация яйцеклеток — Шанс на материнство в будущем
— С проблемами репродуктивного характера можно столкнуться и в совсем молодом возрасте. Главное — своевременно их диагностировать. Не так давно ко мне пришла 24-летняя девушка. Тревогу забила врач, выполнявшая УЗИ органов малого таза: она обнаружила у пациентки всего два фолликула. Это очень низкий показатель овариального резерва яичников. Есть вероятность, что через пару лет и он будет исчерпан, в этом случае пациентке придется использовать донорские яйцеклетки, чтобы забеременеть.
Сейчас девушка не готова к материнству, поэтому она пришла с вопросом: что делать? Я предложила ей заморозить яйцеклетки. В результате стимуляций мы получили шесть яйцеклеток. Сейчас они хранятся в криобанке. Когда девушка решится на беременность, мы разморозим их, оплодотворим спермой партнера и перенесем эмбрионы в матку.
С подобными случаями мы сталкиваемся в среднем раз в год. Но сколько молодых женщин даже не догадываются, что у них низкий овариальный резерв? Чтобы «подстраховаться», надо сдать кровь на антимюллеров гормон (АМГ). Результат анализа поможет понять, сколько времени у вас есть для планирования беременности.
Сочетанное бесплодие — Семь неудачных переносов — Долгожданная беременность
— Некоторые пары идут к беременности годами и буквально через тернии. В 2021 году мы начали вести супружескую пару из Курганской области. В анамнезе — 7 переносов, выполненных в нескольких клиниках, и сочетанное бесплодие: у мужа — 2% нормальных сперматозоидов, у жены — трубный фактор (левая труба удалена из-за внематочной беременности, правая непроходима из-за спаечного процесса органов малого таза). Вывод: шансов забеременеть естественным путем практически нет.
Мы готовили пациентку в течение трех месяцев, чтобы получить пять фолликулов с двух сторон. Такой показатель, а также уровень АМГ выше 1,2 нг/мл. позволил бы паре сделать ЭКО в рамках ОМС. Но в первый месяц мы обнаружили три фолликула, во второй — ни одного. Наконец в сентябре 2021 г. их стало шесть.
Пациентка вступила в протокол стимуляции. Результат — три яйцеклетки. Женщину расстроил такой результат. Мы успокоили ее, напомнив, что для рождения каждого из нас потребовалась лишь одна яйцеклетка и один сперматозоид.
У пары получилось три эмбриона, один из которых мы перенесли в полость матки. Ко всеобщей радости пациентка забеременела. Сейчас пара ждет девочку. А оставшиеся эмбрионы хранятся в криобанке.
История этой пары подтверждает: если двигаться вперед, не опускать руки, можно обрести свое счастье материнства и отцовства.
В заключение хочу напомнить:
— Оптимальный возраст наступления беременности — до 35 лет. После 35 лет качество и количество яйцеклеток снижается, как и шанс на наступление оплодотворения. Риск развития хромосомных патологий у плода увеличивается. Хотя все индивидуально. Так, яйцеклетки 25-летней пациентки с сахарным диабетом могут выглядеть хуже, чем у 40-летней женщины без соматической патологии.
Если есть соматическая патология и вы планируете беременность, обратитесь к специалисту-репродуктологу. Он поможет составить план действий и быстрее достичь результата.
— Если женщине нет 35 лет и при регулярной половой жизни она не может забеременеть в течение года, акушер-гинеколог по месту жительства должен направить ее к репродуктологу или в кабинет бесплодного брака. Для женщин после 35 лет время ожидания естественной беременности в два раза меньше — шесть месяцев.
— Женщинам после оперативного лечения, например, удаления одной или двух маточных труб, лучше сразу обратиться в кабинет бесплодного брака. С одной трубой шанс на наступление естественной беременности снижается в несколько раз.
— Если вы приближаетесь к 35-летию, но не готовы к беременности, заморозьте яйцеклетки.