«Вся идея импортозамещения базируется на том, чтобы заменить эффективный импорт неэффективным сегодняшним производством — в надежде, что оно станет эффективным в последующем».
После ввода санкций, серьезно ограничивающих доступ России к импорту, в правительственных и бизнес-кругах снова стала популярна идея импортозамещения, как и в 2014 г. И если тогда заместить пытались в основном импортное продовольствие, те же твердые сыры, то сейчас речь идет уже о технологически сложных изделиях и комплектующих для их выпуска. Возможно ли сделать импортозамещение эффективным, кому оно будет выгодно и кто будет за это платить? Рассуждает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова.
— Слово «импортозамещение» говорит само за себя. Оно предполагает, что есть импорт в страну некоторого товара, и определенные меры экономической политики приводят к тому, что этот импорт замещается внутренним производством. В результате объем импорта сокращается, собственное производство растет.
Можно рассматривать добровольное и вынужденное импортозамещение. Когда правительство решает повысить выпуск того или иного товара, чтобы сократить долю импорта, или когда его причиной является само сокращение импорта ввиду изменения внешней ситуации — это разные истории с точки зрения причинно-следственных связей, но довольно похожие с т.з. результата.
Как можно обозначить критерий успешности? Если в результате оказывается, что на рынке импорт замещается аналогичным по качеству и содержанию товаром отечественного производства, по цене не выше исходной и в объемах, которые обеспечивают потребление населения на не меньшем уровне, ситуация будет рассматриваться как положительная.
Есть ли истории успеха, соответствующие этим критериям? Вообще, отношение к политике импортозамещения как к целенаправленной политике государства в экономической науке довольно отрицательное. Дело в том, что о действительно масштабных историях успеха, когда страна преуспела с помощью политики импортозамещения, неизвестно. Мы практически не видели, чтобы импортозамещение сыграло в большом масштабе и в широком секторе.
Другое дело, что есть случаи успешного импортозамещения в узких сегментах секторов. Мы знаем несколько таких примеров в азиатских и латиноамериканских странах. Но такие случаи хорошо соответствуют модели, когда у страны есть некоторый экспортный товар с устойчивыми позициями на мировом рынке. Для его производства используется ряд компонент, какие-то из которых импортируются. И их замещение с завязанной на экспорте последующей переработкой — такие примеры были. Но это специфическая ситуация, когда вы импортозамещаете узкий сектор экономики, завязанный на успешный экспорт. То есть сегмент, по которому ваша конкурентоспособность существенно более высокая, чем в остальном мире. Не исключено, что здесь также играет роль возможность трансфертного ценообразования: в определенный период времени вы помогаете развиваться импортозамещаемому сектору за счет прибыли, которая формируется в последующей цепочке.
Можно ли развивать импортозамещение без импорта?
Необходим ли импорт для импортозамещения? Одно дело — когда к его уходу приводит развитие собственного производства, другое — когда вы вынуждены создавать сектор, чтобы заместить ушедший импорт. По механизму воздействия на потребителя истории будут одинаковыми. Другое дело — будет ли создан ли сектор? Это зависит от большого количества факторов, в том числе от наличия спроса на этот товар, а также наличия комплектующих для него. Если разрушена вся цепочка, создавать будет гораздо сложнее, и успех этого предприятия совершенно не очевиден. Найдутся ли соответствующие квалифицированные кадры для решения этого вопроса, найдутся ли предприниматели, которые будут развивать этот сектор и инвестировать в него? В каких-то случаях это произойдет, но не во всех.
Импортозамещение в широком смысле несовместимо с парадигмой «чем больше ты хочешь экспортировать, тем больше нужно импортировать», хотя оно очень популярно. Но есть разрыв между популярностью той или иной политикой и ее экономической осмысленностью. Не все, что популярно, объективно повышает эффективность экономики. Поэтому, если речь идет об эффективном развитии, эффективном использовании ресурсов, в первую очередь трудовых, то с импортозамещением будет сложно.
Потому что вся его идея базируется на том, чтобы заменить эффективный импорт неэффективным сегодняшним производством — в надежде, что оно станет эффективным в последующем. Именно за это потребитель платит больше денег за товары меньшего объема или худшего качества в краткосрочной перспективе, когда импортозамещение начинается. Понятно, в этом случае имеет место потеря эффективности в краткосрочном периоде, но она может быть оправдана, если будет заработана долгосрочно.
В чем проблема импортозамещающих политик, почему они чаще всего не работают? По факту отбор секторов для импортозамещения происходит под действием сил лоббирования или других факторов, но не фактора эффективности будущего развития. В любом правительстве — демократичном или нет. Так устроены процессы принятия решений. Потери экономики от этого обязательны, а успех в долгосрочной перспективе будет определяться объективными характеристиками этого сектора экономики.
За импортозамещение всегда расплачивается потребитель. История российских антисанкций, введенных в 2014 г., показала, что мы увидели сокращение потребления и рост цен на товары, по которым был введен запрет на импорт из стран-партнеров. Сократилось предложение сыра — цены на рынке растут — объем потребления падает.
Вопрос, что дальше. Если отечественное производство плюс импорт из других стран способны обеспечить больший объем потребления по более низкой цене, то мы будем отмечать успех импортозамещения. Но по сыру мы не увидели существенного снижения цены, при том что отечественное производство выросло. Значит, то, чем мы заместили импорт, не стало эффективным, способным производить выбывший объем при более низких ценах. В то время как по отдельным товарам, например, мясным, мы увидели снижение цен в последующем: за счет замещения эффективность выросла. Если издержки потребителя на политику импортозамещения не будут компенсированы будущем долгосрочным развитием собственного сектора, потребитель будет платить вечно. Это мы и наблюдаем в большинстве случаев политики импортозамещения, когда импортозамещающий сектор выбирается из идей, не связанных с будущей эффективностью. То есть мы переплачиваем и за импорт, и за отечественное производство.
Снизить издержки бизнеса
Для импортозамещения важно улучшить положение отечественных производителей по сравнению с существующими для них зарубежными конкурентами — тогда мы будем на пути к успеху, это обязательная предпосылка. Это можно сделать политикой ограничения или запрета на импорт или созданием более благоприятных условий для отечественного производителя по сравнению с прежними условиями. По нашим оценкам и опросам, в среднем около 30% издержек предприятий были связаны с выполнением регуляторных требований государства. Если сократить их, конкурентоспособность российского бизнеса повышается на 30%. Эта ситуация не требует строительства дорог и инфраструктуры, это про требования, которые далеко не всегда обоснованы и направлены на повышение эффективности бизнеса. Конечно, часть из них связаны с обеспечением безопасности потребителя, но очень важно понимать баланс регуляторных издержек и понимать, что из них — про интересы потребителя, а что — про желание государства быть в этой конкретной области и регулировать бизнес, с неэкономическими целями.
С точки зрения потенциала импортозамещения есть определенные факторы, анализ которых позволит указать на секторы, успеха в которых ожидать не стоит. Очень важно проанализировать состав издержек, которые сегодня существуют в этом секторе, и понимать, насколько они связаны с объективными факторами внутри экономики, которые нельзя изменить после того как будет введена политика импортозамещения, и что связано с тем, что является временной проблемой, которая может быть решена в будущем, что приведет к росту эффективности бизнеса.
Можно использовать пример. Когда Россия вступила в ВТО, потенциальным эффектом, который мог бы привести к существенному развитию экономики, была проблема высоких издержек в секторе b2b-услуг. В 2010 г. стоимость финансовых, телекоммуникационных, страховых, консультационных услуг для российского бизнеса была очень высокой по сравнению со странами-конкурентами. Ожидалось, что вступление в ВТО, либерализация экономики приведет к существенным прямым иностранным инвестициям в эти сектора, потому что они были недоразвиты. И в свою очередь это приведет к существенному снижению издержек бизнеса, который пользуется этими услугами — а это все бизнесы.
Таким системным фактором для российского бизнеса по-прежнему являются издержки. Если мы вводим политику импортозамещения, но ничего не меняем в секторе b2b, никакого существенного успеха ожидать не приходится. И маловероятно ожидать успеха, если вы начинаете импортозамещать, а технологий нет, и они не приходят.
Может ли импортозамещение основываться на более тесной интеграции российской экономикой с китайской? В ряде секторов — возможно. Но не во всех секторах Китай может заместить то, чего российская экономика сейчас лишается. Те же самые полупроводники Китай сам получает из других стран. Поэтому без собственного производства полупроводников, которые необходимы для производства большого числа бытовых и промышленных товаров, будет сложно добиться успеха. Товары будут более низкого качества и менее продвинутыми.
Почему идею импортозамещения легко продать
Импортозамещение, которое Россия делала в 2014 г. в агропромышленном комплексе, нетипично. Чаще всего оно происходит с целью развития технологий — пытаются заместить автомобили или что-то более технологичное. Это очень желаемая цель, но скорее происходит в более узких секторах. Успех предприятия с т.з. развития технологий очень ограничен даже в ситуациях, когда это происходит добровольно и в доброжелательных условиях с т.з. мирового рынка. Когда же технологии закрываются, потребуются годы на их создание. Будет ли возможность у государства и населения оплачивать это в долгосрочном периоде — большой вопрос.
Государство тратит на импортозамещение деньги налогоплательщиков, забирая их из других возможных направлений расходования, в том числе социального развития общества. Но результат этих трат чаще всего отрицательный, поэтому мы видим еще и неэффективное распределение средств.
Любая торговая политика — политика перераспределительная. Когда государство вмешивается в экономику, это приводит к изменению относительных цен товаров, к выигрышам и проигрышам различных групп агентов — в зависимости от того, какими факторами производства они владеют, в каких секторах находится их бизнес. Другой вопрос — суммарный пирог увеличивается или уменьшается? Выигрывает в целом экономика или нет? Политика импортозамещения в краткосрочной перспективе обязательно будет проводиться со знаком минус. Но даже в условиях этого минуса будут те, кто выиграли. Но они выиграют меньше, чем те, кто проиграет. Если в целом от политики идет суммарный проигрыш, то речь идет о росте неравенства. Если же пирог растет, можно пытаться перераспределять, компенсировать проигрыш тем, кто оказался в ситуации потерь.
Как объяснить широкую популярность в обществе и среди многих правительства идей импортозамещения? Оно имеет некоторый элемент патриотизма и вполне рационально связано с возможностью занятости работников на внутреннем рынке.
Это простая и популярная идея, ее легко продавать. При этом не оговаривается, что эта занятость не будет эффективной сегодня, что можно более эффективно купить этот товар за рубежом, чем производить дороже у себя внутри страны, и потребитель за это будет платить. Распространяя идеи импортозамещения, показывают одну сторону вопроса, а все остальные моменты остаются за кадром.
Материал подготовлен на основе эпизода подкаста «Экономика на слух» (проект Российской экономической школы при поддержке «Московской биржи»). Ведущий — Маргарита Лютова.