Правила участия в международной торговле корректируются каждый день. Участники рынка не всегда успевают на них среагировать. Торговать по-прежнему можно со всеми, но вот правила игры поменялись.
Как изменились правила международной торговли, как вести экспорт в новых реалиях, какие риски и новые возможности появились у компаний, обсудили участники прямого эфира «Продолжаем экспортировать: правила вывоза товаров, международные расчеты». Конференцию в онлайн-режиме организовал Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Областной фонд проводит серию полезных прямых эфиров с экспертами в разных областях, которые рассказывают, как вести бизнес в текущих условиях.
На вопросы предпринимателей отвечали:
Елена Капранова, консультант по вопросам валютного и налогового контроля, эксперт Российского налогового портала, действительный член Института внутренних аудиторов
Илья Анисимов, руководитель представительства АО «Российский Экспортный Центр» в Уральском Федеральном округе
Законодательство. Как ориентироваться в быстро меняющихся условиях
Как не нарушить закон по незнанию — самый актуальный вопрос от участников рынка. Спикеры рассказали, как и где искать информацию и как организовать сделки, чтобы не было проблем с оплатой отправленных товаров. А также о том, где на мировом рынке риски сейчас минимальные, а где очень высоки, и как взаимодействовать с государственными структурами в период кризиса.
В чем особенность ведения экспортной деятельности сейчас?
— Прежде всего говорить нужно о том, что любой кризис — это всегда время новых возможностей. Соответственно, надо уметь эти возможности использовать. Если нам перекрывают бизнес в европейском направлении, значит, появляется возможность обратить внимание на другие направления.
Нам объявило санкции незначительное количество стран мира, у нас есть колоссальный простор для коммерции на Востоке и в странах Африки. Это бесконечно емкий, очень интересный и готовый работать с ними рынок. Поэтому надо перепрофилироваться, разрешив свои текущие проблемы с выполнением платежей, и далее налаживать бизнес в других направлениях.
— Я хотел бы отметить еще один важный момент. На сегодняшний день государственные органы власти — и федеральные, и региональные — так или иначе вовлечены в экспортную деятельность. И все они как никогда объединены в своих стремлениях и открыты для принятия различных предложений.
Сейчас готовых ответов на многие вопросы нет, потому что приняты совершенно свежие нормативно-правовые акты, они еще находятся в процессе притирки. Мы видим, что ситуация меняется каждый день. Уже был ряд изменений в постановлениях правительства №311, 312, 313. На сегодняшний день все вопросы по ним — это не вопросы, а предложения. Нормативные акты будут дорабатываться, претерпевать изменения, поэтому я всех призываю ваши предложения направлять в соответствующие структуры.
Расскажите о требованиях в продаже валютной выручки государству, какой алгоритм существует на сегодняшний день?
Елена Капранова: Нужно четко представлять: если на ваш транзитный счет пришла выручка в иностранной валюте, то 80% этой выручки вам просто недоступно: вы не можете перевести их на биржу, чтобы продать на других условиях. Вы можете только подтвердить распоряжение банка о том, что эта валюта будет продаваться.
Я понимаю, очень часто это невыгодно нашему бизнесу, тем не менее, к сожалению, это абсолютно правомерно. Все правила, все технологии продажи прописаны в инструкции №111 Центробанка РФ. Коллеги, поднимайте ее, она очень актуальна, хотя и старенькая. Она была спящей, сейчас заработала.
Обязательная продажа выручки происходит по тому курсу, который вам предложит банк. Есть вариант продажи по курсу биржи, но только если банк готов оказывать эту дополнительную услугу. Напрямую вы выйти на биржу не сможете.
Можно ли избежать ситуации, когда приходится продавать государству валютную выручку?
Елена Капранова: Обратите внимание на формулировку постановления, посвященного этому вопросу. Вы обязаны продавать государству 80% выручки, зачисленной на ваши счета в уполномоченном банке. Но давайте вспомним, что у нас есть другие возможности расчета с нашими контрагентами, если ваши продукты и ваши контракты попали под отмену положения о репатриации выручки.
Вы можете проводить взаимозачеты, вы можете осуществлять встречные поставки, вы можете получать расчёты векселями, поэтому нужно внимательно читать законодательство, приспосабливаться к тем возможностям, которые есть, и выстраивать свою деятельность должным образом.
Как не допустить нарушения законодательства в постоянно меняющейся ситуации, когда вводятся меры по запрету экспорта определенных групп товаров?
Елена Капранова: Чтобы не нарушить законодательство, его нужно знать. Соответственно, на те базы знаний, которые у вас есть в вопросах валютного контроля, должна постоянно ложится новая информация. Ее трудно отфильтровать для каждого, поэтому я рекомендую: зайдите на профессиональные телеграм-каналы. Там можно получать информацию уже с комментариями.
Когда мы говорим о новых постановлениях, сейчас уже не так актуально комментировать само содержание, сколько отвечать на со всех сторон сыплющиеся вопросы. Например: «У меня такой товар, подо что я попал, а если попал, то как и где мне получать разрешительные документы?».
У нас с вами колоссальное информационное пространство в интернете, сейчас очень большое количество каналов, в том числе центра поддержки предпринимательства, переместились в Телеграм. Я вам очень рекомендую подписаться на канал «Открытая таможня», там публикуются все самые свежие документы, имеющие отношение к нашей деятельности, в том числе экспортной.
Там публикуются все комментарии Центробанка и письма торгово-промышленной палаты. Там же опубликована ссылка от Михаила Шавернева, который просто всю информацию, которая есть в данных постановлениях, свел в одну табличку.
Вы заходите в эту таблицу, забиваете свой код товара и узнаете, подпадаете ли вы под какое-либо запрещающее постановление, и если да, то где и как вам получить разрешительные документы. Это прекрасный инструмент, который отлично и оперативно работает.
Где еще можно получать информацию об изменениях в мире и законодательстве, какие есть ограничения на товары по кодам ТНВ?
Илья Анисимов: Прошу всех обратить внимание на то, что сейчас все проводят подобную работу. Российский экспортный центр ежедневно обновляет информационный бюллетень. Там отражена вся информация, которая затрагивает экспортную деятельность. Это и ограничения, которые у нас есть со стороны иностранных государств, и те, которые вводятся внутри РФ, и меры поддержки.
В этом бюллетене ежедневно обновляется так называемая тепловая карта, в которой все страны представлены в соответствующем цвете — с кем какие отношения на сегодняшний день, какие где введены санкции. Наглядно можно посмотреть, с кем можно торговать, а с какими странами нужно подождать.
Точно так же по конкретным товарам есть информация. Она есть и в телеграм-каналах, и в официальных источниках. Например, есть Центр экспертизы ВТО, они точно так же публикуют данные конкретно по кодам ТНВ.
Все официальные сайты работают. Чтобы туда зайти, нужно поставить российские браузеры — Яндекс, Спутник, Атом. Если вам привычнее работать в зарубежных, есть возможность скачать с сайта госуслуг соответствующий корневой сертификат и установить его в тот браузер, которым вы пользуетесь. Работает это все без проблем и авторизаций, не надо нигде регистрироваться.
Для чего вводятся запрещающие постановления на вывоз того или иного товара?
Елена Капранова: Против нашего государства приняты жесточайшие, беспрецедентные экономические меры. Естественно, мы не можем принимать все стрелы в себя, не можем никак этому процессу не сопротивляться. Мы тоже ужесточаем свои меры в отношении экспорта. Ограничения на вывоз отдельных видов товаров введены, потому что те страны, которые объявили нам бойкот, запретили к нам импорт определенных групп товаров. И сейчас, если вы экспортируете товары из тех самых групп, государство, естественно, вводит разрешительную систему, потому что именно на государственном уровне отслеживается потребность в этих товарах.
И вы ни в коем случае не получите разрешение, если этот товар в дефиците на территории нашей страны, а вы собрались экспортировать его куда-то за рубеж. То есть смысл этих действий как раз в сохранении целостности экономики. Совершенно правильные предпринимаются действия. Еще разок повторюсь — они будут видоизменяться. Потому что принимались в срочном порядке и, безусловно, не могут быть идеальными. Но их видоизменения — это должно быть в том числе и вашей собственной работой.
Налоговое законодательство — какие тут изменения, какие меры поддержки бизнеса?
Елена Капранова: Сейчас в налоговом законодательстве нам сделали замечательный подарок, который будет серьезно поддерживать экспортеров. Буквально вчера во втором и третьем чтениях был принят закон, который разрешает использовать заявительный порядок возмещения НДС из бюджета всем компаниям. Раньше у нас этим правом могли пользоваться только крупные игроки, у которых были очень серьезные годовые платежи в бюджеты, исчисляемые миллиардами. К малому и среднему бизнесу это никакого отношения не имело. МСБ мог пользоваться заявительным порядком только под банковскую гарантию. Сейчас это правило отменено, и данной льготой могут пользоваться все компании, исключение только для тех, кто находится в процессе ликвидации либо в процедуре банкротства. Все остальные могут получать возвратные средства из бюджета гораздо быстрее, чем это было раньше.
Есть ли новые инструменты поддержки РЭЦ (Российский экспортный центр), как они адаптируются к ситуации?
Илья Анисимов: Все, что на сегодняшний день делается, все меры поддержки исходят из тех запросов, которые мы получаем от нашего бизнеса. На основе матрицы запросов и предложений, которые вы нам отправляете, мы выделяем основные проблемы, с которыми сталкиваются участники ВЭД.
Одна из проблем — действующие меры поддержки, то, что касается субсидий. Там есть моменты, которые связаны с санкциями в отношении тех компаний, которые получили право на данную субсидию, но не выполнили свои обязательства.
Относительно них приняты соответствующие изменения в постановление правительства: появилась возможность на срок до двух дет отложить реализацию тех планов по экспортной деятельности, которые вы заявили для получения субсидии, либо уменьшить заявленные вами показатели.
Данный механизм уже работает. Все субсидиарные меры поддержки остаются. Ни одна из них не отменена, они точно так же продолжают работать по заложенным алгоритмам.
Электронная коммерция. Как сохранить свою компанию на рынке
Электронная торговля в России развивается очень бурно. Но здесь много подводных камней. Например, нюанс, что все счета в иностранных платежных системах приравнялись к счетам за рубежом. Эксперты рассказали, что это означает для бизнеса, как избежать драконовских штрафов от налоговой и сохранить свою площадку на международных маркетплейсах.
Как быть тем компаниям, которые сделали ставку на размещение своих товаров на электронных торговых площадках?
Елена Капранова: Я позволю себе по поводу электронной торговли зайти немножечко издалека и вернуть вас к 1 января 2020 г., когда все счета в иностранных платежных системах, которые были открыты для электронной торговли, приравнялись к счетам за рубежом. К сожалению, наша бурно развивающаяся электронная торговля очень плохо представляет себе, что она обязана сообщать в налоговую инспекцию о наличии такого счета в международной платежной системе.
Если вы этого не сделали, то штрафы здесь совершенно драконовские — от 800 тыс. до 1 млн руб. за каждый счет. Если вы ведете деятельность через этот счет, вы обязаны ежеквартально отчитываться о движении средств по нему. Многие считают, что это имеет отношение только к счетам, открытым в банках. Нет, коллеги. Обратите внимание на серьезные изменения, которые произошли в нашем законодательстве.
Есть один лайфхак, как избежать этого страшного штрафа, если вы ведете торговлю с иностранным государством и не уведомили об этом налоговую инспекцию. Во-первых, уведомить нужно прямо сейчас. То есть этим самым вы исправляете данную ситуацию, и в том случае, если вы опаздываете (а вы совершенно очевидно опоздали), максимальный штраф составит всего 100 тыс. руб.
Если этот счет обнаружит налоговая инспекция сама, то там максимальный штраф — миллион. Разница существенная. И поскольку наша аудитория — это предприятия малого и среднего бизнеса, то тут мы с вами вспомним о том, что у нас в КОАП есть ст. 4.11, которая говорит следующее: если вы впервые совершили правонарушение, которое подпадает под административный кодекс, и относитесь к перечню МСБ, то штраф для вас заменяется предупреждением.
Что будет с зарубежными счетами участников международной электронной торговли?
Елена Капранова: Все, кто работает через маркетплейсы и иностранные сайты, прекрасно понимают, что единственная возможность получить платежи с этих площадок — это иметь как раз тот самый официальный эккаунт. Кстати, хочу обратить внимание: если у вас нет официально зафиксированного за вами эккаунта и вы ведете расчеты через электронные кошельки, то получение выручки за проданные товары и услуги через электронные кошельки запрещено еще с 1 июля прошлого года. И этот запрет не имеет никакого отношения к нынешним событиям.
Почему это делается? Не надо понимать это так, что государство ставит какие-то препоны и палки в колеса электронному бизнесу. Отнюдь. Электронная торговля развивается колоссальными темпами, объемы огромные, и не надо думать, что государство упустит необходимость их контролировать. Хотите торговать, заводите официальный эккаунт — и никаких электронных кошельков.
Сейчас мы с вами в ситуации, когда получать деньги на эккаунты международных платежных систем или на счета в иностранных банках нам запрещено. Я надеюсь, эту ситуацию в ближайшее время как-то поправят, что будут все-таки изъятия из этого правила, они уже появляются. Я думаю, что организациям, которые торгуют именно на маркетплейсах, это разрешение будет дано. Поэтому я бы рекомендовала выждать.
Если вы хотите предпринимать какие-то действия здесь и сейчас, то у вас остается единственный вариант: вам нужно либо находить дружественную компанию в иностранном государстве, либо, быть может, открывать свою компанию за рубежом. Она не должна быть резидентом Российской Федерации. На эту компанию принимать выручку с маркетплейсов. У данной компании должен быть корсчет в каком-то из наших российских банков для того, чтобы она могла переводить вам уже российскую валюту. На данный момент это единственный рабочий вариант — через посредников. Я думаю, что над ним тоже надо работать и продолжать поддерживать свой бизнес.
Есть ли у вас из опыта работы с бизнесом успешные кейсы, кто продолжает работать на известных торговых международных площадках?
Елена Капранова: Да, знаете, есть свеженькая ситуация. Я только что из Красноярска, там мы познакомились с предпринимателем, который поставляет на американский рынок, в том числе на Амазон, запасные части для американских автомобилей. На этом рынке работало достаточно большое количество небольших фирм. Но у всех, кто открывал счета на Амазоне на свое имя как на физическое лицо, эти счета заблокированы.
То есть Амазон с россиянами-физическими лицами работать не желает. А вот эта фирма, которая абсолютно своевременно зарегистрировала этот счет на себя как на ИП, получила официальное письмо о том, что Амазон считает их своим стратегическим партнером и помогает их деятельности через данный маркетплейс.
Опять же мы возвращаемся к вопросу о том, что не надо нигде ловчить, надо идти четко по тем правилам, которые устанавливает нам законодательство, и в конечном итоге ты будешь в выигрыше.
Страхование рисков актуально как никогда
Немецкие партнеры не могут перечислить деньги за товар, потому что немецкие банки не хотят работать с Россией. Как быть с незачислением выручки, когда истечет срок?
Елена Капранова: Коллеги, здесь уже есть варианты. Самый простой — смириться, пойти в торгово-промышленную палату, получить сертификат форс-мажорных обстоятельств, хотя я не уверена, что в этой ситуации палата его выдаст. Но этим сертификатом можно отбиться от претензий валютного контроля.
Но мы же ставим перед собой не такую задачу, мы ставим задачу получения выручки. Поэтому ищем другие варианты. Если с вами европейский партнер не хочет рассчитываться в евро, или, тем более, в долларах, находите другие деньги. Может быть, ваш иностранный партнер готов рассчитаться с вами в юанях или монгольских тугриках. Существуют же другие конвертируемые валюты, на которые вполне можно перейти. Вы абсолютно на законном основании можете поменять валюту в контракте.
Если ваш немецкий партнер не желает перечислять деньги конкретно в Россию, мы возвращаемся к идее о том, что нужно иметь дружественные компании за рубежом. Это может быть Грузия, Армения, Сербия, страны, которые нас поддерживают. Находить компании там, получать платеж и уже потом вводить эти деньги на территорию Российской Федерации. Надо искать способы, а не ждать милости от своих покупателей, нужно предлагать варианты.
Илья Анисимов: Все-таки нужно упомянуть, что данная тема, тема финансовой грамотности, — это наша боль. Такие ситуации надо на самом деле не разрешать, а предупреждать. Это тот самый пример, когда не надо было отправлять товар за границу с отсрочкой платежа в шесть месяцев без страхования своих предпринимательских рисков. Вот, собственно говоря, такой предпринимательский риск и случился. Это политический риск.
Тут надо действительно поработать с ТПП с точки зрения признания форс-мажора, чтобы не было претензий со стороны контрольных органов. Но чтобы такие ситуации не наступали, настоятельно всем рекомендую — прежде чем такие сделки подписывать, все-таки рассмотреть вариант со страхованием вашего экспортного контракта.
Если бы у вас в данном случае была страховка, вы бы не переживали. Потому что от 70 до 90% той суммы, которую вам должен иностранный контрагент, при наступлении страхового случая вы бы получили гарантированно. И оставшуюся часть при благоприятном исходе точно так же получили бы. Такая страховка помогает и при общении с агентами валютного контроля. В том плане, что вы предприняли все возможные меры и действия для того, чтобы вашу выручку получить, и вы являетесь добросовестным экспортером.
Инструменты ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России) сейчас актуальны, действуют в том же режиме, как 23-24 февраля?
Илья Анисимов: Да, совершенно верно, ничего в данном случае не поменялось в плане предоставления государственных мер поддержки. Точно так же действует программа по льготному субсидированию, льготной процентной ставке для высокотехнологичной продукции. Она, конечно же, пересмотрена, но понятно, что ключевая ставка у нас сейчас 20%. И на сегодняшний день ставка для высокотеха утверждена в размере 9,5%. Тем не менее, это финансирование на фоне того, что сейчас предлагается банками, выгодно отличается.
Страховки ЭКСАР становятся еще более актуальными, в данном случае наш подход, наши принципы не меняются. Текущая ситуация не повлияла на процесс рассмотрения заявок. Если мы говорим о коробочном продукте для МСБ, то точно так же в течение двух недель с момента предоставления заявки происходит рассмотрение. Если это не коробочный продукт, то срок зависит от многих параметров.
Но, тем не менее, никакого увеличения сроков в связи с теми событиями, которые сейчас происходят, нет. В принципе, в подходах и ЭКСАР, и самого Российского экспортного центра ничего не изменилось.
Все трансляции областного фонда поддержки предпринимательства идут в плеере СОФПП, странице «ВКонтакте» и на канале YouTube. Там же можно посмотреть записи прошедших эфиров.
Ближайшие прямые эфиры СОФПП:
«Моратории на проверки: кого касается и кого будут проверять» — 30 марта 2022 года в 12:00.
«Основные изменения в налоговом законодательстве» — 1 апреля 2022 года в 12:00.
Фото предоставлено СОФПП.