Прошедший 2021-й стал годом посткризисного восстановления и триумфа малого и среднего бизнеса, говорит Егор Малышев, руководитель УК M1 Facility management. Чего ждать от 2022 — в колонке на DK.RU.
Егор Малышев, генеральный директор УК M1 Facility management и Cleaning Group, председатель Комитета по бюджету и налогам Свердловской области:
— Провалившаяся в ковидном 2020-м экономика оставляла немного шансов малому предпринимательству, большинство экспертов и аналитиков пророчили кардинальное сокращение этого сектора. Однако уже к концу 2021 г. число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства оказалось на 140 тыс. больше, чем годом ранее.
Именно малый бизнес в значительной степени обеспечил рост ВВП, перекрывший масштабы падения 2020 г., сохранил занятость, целые сферы в производстве и услугах. Малый бизнес по праву может называться героем 2021 г. Однако вал ограничений и сильнейшие импульсы нестабильности, случившиеся в феврале и марте, стали новым испытанием как для всей экономики, так и для малых предприятий.
Второй квартал 2022 г. обещает быть самым тяжелым за всю обозримую историю. Если за весну не прибавится определенности, то весь год будет в большом минусе.
Сумма ограничений — не только санкционных, которых пока немного, но и связанных с частными решениями зарубежных компаний о приостановке своей деятельности в России — вызвали к жизни прогнозы резкого снижения благосостояния широких масс россиян. Вместе с тем предприятия малого бизнеса в большинстве своем традиционно ориентированы на удовлетворение потребностей именно конечных потребителей, покупательная способность которых будет ощутимо снижаться. Отчасти из-за приостановки работы многих компаний, столкнувшихся с логистическими ограничениями, а порой и отказами в поставке импортных комплектующих, отчасти — из-за инфляции, которую разгоняет падающий курс рубля.
Курс рубля сегодня неустойчив и держится силами Банка России. На каком уровне он уравновесится в перспективе, будет зависеть от масштабов нефтегазового экспорта, будущие ограничения по которому сейчас неизвестны.
Даже если говорить о, казалось бы, традиционных и вечных сферах, например, об автосервисах, все тоже непросто. У отечественного автопрома уже начались проблемы с поставкой электроники, приведшие к частичной остановке производства.
Схожие проблемы возникнут вскоре у автосервисов, часто работающих в формате малых предприятий: новых машин будет мало и они станут (уже стали) очень дорогими, а систему поставок запчастей для ремонта придется перенастраивать. Это произойдет, но потребует времени, дополнительных расходов и повышения расценок.
Существенное сокращение масштабов деятельности началось в аэропортах, пассажиропоток через которые буквально рухнул. А они тоже были местом сосредоточения небольших сервисных компаний, теряющих сегодня существенную часть своей выручки.
Ряд крупных предприятий уже вынужден распустить часть сотрудников на каникулы с выплатой неполной заработной платы, что автоматически снижает покупательную способность населения и спрос как на товары, так и на услуги.
Уже сильно ограничены контейнерные перевозки, а это означает сокращение поставок бытовой химии, бытовой техники и электроники, гаджетов, а иногда и продуктов питания. Ограничение предложения со стороны поставщиков, банков (возникают трудности с трансграничными платежами) и логистов всегда ведет к росту цен. Разгон инфляции почувствуют все. При этом население крупных городов ощутит ее гораздо сильнее, чем сельские жители. Что вкупе со снижением покупательной способности населения приведет к сокращению розничного товарооборота и, как следствие, высвобождению из торговли людей: отрасль одна из самых трудоемких. И этот процесс станет очередным витком снижения спроса.
По опыту прежних кризисов мы знаем, что крупные предприятия могут рассчитывать на поддержку со стороны государства, которое относит их к разряду системообразующих. Сфере услуг и торговле помогать никто не станет. Модель 2014-2017 гг., когда отдельные бизнесы могли расти на санкциях и антисанкциях, замещая собой затерявшийся импорт, может сработать и сейчас, но едва ли импортозамещение станет массовым явлением.
Предприятия, занятые в сельском хозяйстве, в текущем году сохранят свои объемы работы, а местами и увеличат их. За предыдущие полтора десятилетия агропромышленный сектор смог полностью обеспечить внутреннее потребление зерновых, мяса птицы и свинины. Но импорт семенных культур сократится, что поставит под вопрос реализацию дальнейших программ развития.
В текущем году более или менее сохранятся доходы пенсионеров, бюджетников и работников предприятий ВПК и Росатома, соответственно, ориентированные на них бизнесы пока лучше защищены. Но если неопределенность продлится дольше, чем до середины года, то и их ожидают сокращения в следующем году.
Заметно на экономике скажется приостановка строек. Высвободится большое число работников, лишившихся доходов и утративших возможность тратить. Кроме того, снижение масштабов сдачи жилья вместе с падением доходов населения приведет к сокращению спроса на внутренние ремонтные и монтажные работы, также зачастую являющиеся сферой интереса малого бизнеса.
Если говорить о возможных сценариях развития ситуации со спросом на услуги малого и среднего бизнеса, то пока мы вынуждены ждать, чтобы увидеть и понять, на чем будут экономить люди. Салоны красоты, фитнес-центры и кафе начнут терять потребителей. И если два года назад было понятно, что это временно и из-за локдауна, то сейчас причина более серьезная и, по всем признакам, более долгосрочная — худеющие кошельки.
Обеднение значительной части населения становится определяющим трендом. В целом структура потребления будет сдвигаться в сторону продуктов питания, причем, по возможности, более дешевых. В последние годы доля расходов на еду в среднем бюджете домохозяйств выросла с 28 до 40%. В текущем году она станет еще больше. На остальном люди будут экономить.
Исторически санкции никогда не разрушали экономику, но всегда делали людей более бедными. В таких условиях становится отчетливо видно, как тесно взаимосвязаны между собой отрасли и сферы экономики и насколько прочно вплетена экономика страны в мировое хозяйство. И насколько негативно влияние разрыва цепочек поставок.
Предлагаемые меры правительства в пользу малого и среднего бизнеса вполне разумны: сокращение количества проверок, снижение административного давления, послабления по части налогов. Это явный курс на сохранение рыночной экономики и сигнал бизнесу, чтобы он сам выкарабкивался в облегченных условиях. Очень важно, чтобы государство не проявляло излишней активности в регулировании розничных цен: это прямой путь к дефициту и подрыву финансовой базы торговли.
Ремонтные мастерские, где также превалирует малый бизнес, будут работать больше, так как менять вещи на новые будут реже.
Экономить придется и государственному бюджету. Действуя традиционно, государство сэкономит на науке и высшей школе. Вузы и научные институты будут вынуждены экономить на аутсорсинге услуг, что опять скажется на малом бизнесе. Бюджет будет экономить на нацпроектах. В первую очередь — на ремонте дорог. Это самое безопасное из того, что можно сократить.
Сохранятся, а, возможно, и подрастут расходы на финансирование силовых ведомств. Кроме того, государство будет спасать подсанкционные банки.
Власть, по сути, заложила сейчас те меры, которые были опробованы в ковидном 2020-м, новых предложений пока не выработано.
Невосполнимых потерь бизнес не понесет, процессы будут перестраиваться. Организация непрямых поставок через третьи страны неизбежно случится. И это будет вполне легально, только с более длинным логистическим плечом и с более серьезными издержками.
Если в сельской местности мы увидим тренд к возрождению подсобных хозяйств, то в городах будет заметна реструктуризация потребления и отказ от многого из привычного. В частности, кофейни, барбершопы, цветочные магазины ждут тяжелые времена. Если решение ситуации будет затягиваться, мы увидим даже возврат части населения из городов в сельскую местность: тяжелые кризисы там переносятся проще. Спрос будет упрощаться и переориентироваться на более дешевые изделия.
Как вариант, не исключен возврат вещевых рынков параллельно с процветанием бизнеса дискаунтеров в торговле и услугах.
Среди многочисленных малых предприятий сферы услуг особняком стоят компании, обеспечивающие чистоту и порядок на территориях и в помещениях, спрос на услуги которых будет сохраняться, пусть и подвергнется корректировке. Если в части содержания городских пространств здесь задействованы преимущественно муниципальные предприятия, то внутри зданий работают небольшие клининговые компании, на которые напрямую текущая ситуация, на первый взгляд, не влияет. Но опосредованные факторы добавляют свои риски.
Во-первых, это удорожание моющих средств, в стоимости которых удельный вес импортных компонентов составляет десятки процентов (не говоря о том, что нередко используются полностью импортные средства) и техники. Здесь, как и на рынке бытовой техники, цены выросли сразу, как только стал очевиден валютный риск: преобладает техника зарубежного производства. Такие тенденции влекут за собой объективный рост стоимости клининговых услуг, что при непростой финансовой ситуации заказчиков может привести если не к прекращению контрактов, то к их пересмотру.
Во-вторых, закрытие торговых точек зарубежными брендами объективно сокращает количество потенциальных заказчиков. Впрочем, их возврат прогнозируется однозначно, но остается вопрос о сроках этого возврата. В-третьих, строгая экономия расходов в бюджетных организациях видится неизбежной (госучреждения, вузы, научные институты), а это тоже предвестник сокращения объемов контрактов.
В-четвертых, такие заказчики клининговых услуг, как розничные торговые магазины, сегодня сталкиваются с заметным снижением рентабельности своего бизнеса на фоне резко выросшей оборачиваемости капитала (это временное явление, связанное с негативными ожиданиями потребителей и их ажиотажным спросом).
Виной тому — рост стоимости поставок розничных товаров, на которой отразилось падение курса рубля. Ритейлеры вынуждены искать возможности по пересмотру контрактов на обслуживание их торговых площадей.
Далее: многие предприятия сферы услуг, интенсивно задействовавшие трудовые ресурсы стран ближнего зарубежья, могут вскоре столкнуться и с дефицитом рабочих рук все по той же причине. Падение курса рубля снижает долларовый эквивалент зарплат зарубежных граждан, работающих в России, что может привести к сокращению предложения труда на рынке. В этой связи можно прогнозировать требования повышения заработной платы, что также скажется на издержках компаний.
Безусловно, сферу клининга ожидают изменения, обусловленные давлением внешних факторов. Многие предприятия уже сталкиваются не только с меняющимися ценами на оборудование и материалы, но и с кардинальным пересмотром условий заключенных ранее контрактов на их поставку.
Это ставит многие компании, не располагающие значительным запасом финансовой прочности, на грань выживания, и опыт прежних кризисов показывает, что число игроков на рынке в подобных условиях, как правило, сокращается. Требования предоплаты со стороны поставщиков, страхующих свои финансовые риски, не всегда могут быть выполнены: ведь компании в этой ситуации приходится привлекать банковский кредит, который в сегодняшних условиях стоит слишком дорого и обрушивает рентабельность бизнеса, когда заказчик тоже не готов платить больше.
Таким образом, как никогда устойчивость и успешность сервисного бизнеса зависит от внутреннего устройства системы управления. Критическим фактором становится переговорная сила руководителя компании, его способность отстоять пусть и изменившиеся, но всё же приемлемые условия контрактов с поставщиками. Жесткость и последовательность менеджмента будет определяющим фактором устойчивости бизнеса в невероятно сложном втором квартале нынешнего года и задаст тренды функционирования бизнеса на весь последующий год.
Параллельно с этим руководству компаний предстоит максимально пристально отслеживать соответствие оказываемых услуг запросам заказчиков: требовательность последних на сжимающемся рынке, как отмечалось выше, будет возрастать.
Клининговые компании, успешно преодолевшие 2020 год, приобретут незаменимые компетенции, а их руководители усилят свой антикризисный опыт и после начала восстановления экономики будут способны создать невероятно устойчивые и гибкие компании с концентрированной рыночной силой. По итогам прохождения нынешнего кризиса клининговая сфера будет консолидироваться на базе наиболее устойчивых участников рынка: компаний станет меньше, но они будут крупнее.
И все это будет происходить на фоне общестрановых изменений в экономике, которые уже инициированы внешними факторами. Тренд на импортозамещение будет тестироваться во всех сферах. По опыту прежних лет известно, что частичное импортозамещение возможно, но это всегда требует времени. Сейчас, когда привычные импортные материалы и технические приспособления уже стали недоступны, а замещающих их аналогов пока не появилось, рынок находится в ожидании неминуемого дефицита, стимулирующего рост цен. Распределительные центры большинства поставщиков быстро истощаются в отсутствие импортных поставок.
Можно утверждать, что второй квартал 2022 г. не только станет временем неопределенности, но и самым сложным периодом для отечественного бизнеса за многие годы.
Таким образом, сегодня, на очередном витке развития российской модели управления бизнесом мы вновь становимся свидетелями смещения ее акцента к возрастанию фактора компетентности и последовательности руководителя компании. Умение провести бизнес через шторм внешних и внутренних событий, наладить в условиях обрушающихся рынков взаимодействие с контрагентами как со стороны сбыта, так и со стороны поставок, способность обойти противоречивость надвигающихся изменений — это то, что закалит сервисные компании и упрочит их позиции.
На рынках услуг и, в частности, в сфере клининга мы увидим укрепление позиций тех компаний, руководители которых первыми сумеют адаптироваться к изменившимся ценам и условиям поставок, найдут способы отстаивания приемлемых для себя контрактных условий, смогут использовать трансформацию рынка труда, вовлекая в деятельность компании новых людей, смогут быстро найти возможности импортозамещения для поддержания качества оказываемых услуг и не окажутся в тисках избыточного давления со стороны резко подорожавших кредитных ресурсов.
Одновременное движение в отмеченных направлениях позволит не только выстоять сегодня, но и вырасти тогда, когда экономика начнет восстанавливаться в новом качестве и с изменившимися подходами к управлению бизнесом.
>>> Читайте также на DK.RU: «Идите в "айтишный ширпотреб"». Экономику России ждет упрощение. Как быть и где работать?