Введенный правительством РФ запрет на проверки надзорными органами бизнеса не так однозначен. Налоговая служба продолжает работать в прежнем режиме, остальные — по решению прокуратуры. Разбираемся.
30 марта Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства провел прямой эфир «Моратории на проверки: кого касается и кого будут проверять». О новых законодательных инициативах, направленных на поддержку бизнеса в сложные времена, рассказал Дмитрий Дубовик, управляющий партнер юридической компании «Дело Бизнеса», преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права УрГЮУ.
Комментируя введение федеральным правительством моратория на проведение проверок бизнеса, эксперт подчеркнул: это никоим образом не касается налогового ведомства, деятельность которого регламентирует Налоговый кодекс (а в него никакие поправки не вносились). Что это значит для бизнеса? Что мораторий касается всех остальных ведомств, кроме налоговой. Это Роспотребнадзор, Пожарная, Ветеринарная и Трудовая инспекции, Росприроднадзор и другие ведомства, которых в стране насчитывается более 80-ти. Налоговый контроль за бизнесом осуществляется в прежнем режиме.
Однако стоит помнить, что мораторий не запрещает внеплановые проверки. Они могут осуществляться любым надзорным органом, по согласованию с прокуратурой или по поручению президента или премьер-министра страны. Это касается тех случаев, когда есть угроза жизни и здоровью населения, безопасности государства и обороне страны, также это касается производственно-промышленных объектов I-II класса опасности. Прямо сейчас мы наблюдаем подобный пример — это проверки ФАС ритейла, внезапного роста в магазинах цен на ряд товаров.
Дмитрий Дубовник подчеркнул, что внеплановые проверки касаются также самозанятых россиян и НКО, но по строгому согласованию с прокуратурой. Также от общения с надзорными органами не уклониться бизнесу, ранее уже получившему предписания — проверить, все ли исправлено, надзорные органы имеют право, но, опять же, только с предписанием от прокуратуры.
Сейчас число проверок бизнеса в стране будет заметно минимизировано, но бизнесу в любом случае стоит быть начеку и регулярно проверять почтовый ящик юридического адреса компании и электронную почту — извещения о грядущих проверках приходят именно туда, и даже о внеплановой проверке компанию обязаны известить за 24 часа. Кроме того, перечень и даты всех проверок публикует Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий.
Для того, чтобы проверка прошла максимально успешно, важно помнить ряд правил:
— У прибывшего инспектора нужно проверить все документы, от удостоверения до решения и приказа о проверке, где должны быть указаны ее сроки, перечень документов, область проверки.
— Заранее нужно собрать необходимые документы, привести их в порядок (начиная с учредительной документации, также проверить наличие всех договоров, товарных накладных, платежных поручений). При этом важно понимать, что электронные документы — это только те бумаги, которые имеют усиленную электронную квалифицированную помощь. Просто файлы в компьютере — это не электронные документы. Набор бумаг зависит от того, какое ведомство проводит проверку и какую область деятельности компании планирует проверять.
— Лучше, если общаться с контролером будет юрист, компании или нанятый по аутсорсу. Если юриста нет, заняться процессом стоит директору.
Узнать больше и посмотреть весь прямой эфир с Борисом Фадичевым можно на YouTube.
Напомним, полезные прямые эфиры с экспертами в разных областях, которые рассказывают, как вести бизнес в текущих условиях, Областной фонд поддержки предпринимательства проводит еженедельно. Смотреть их можно в плеере СОФПП или в группе ВКонтакте.
Читайте также: «Экономика сохранится, но степень ее ущербности подрастет»