Меню

Наталья Эйдинова: «Предприниматели в России — очень приспосабливающийся класс»

Наталья Эйдинова, генеральный директор Canсonsult. Иллюстрация: личный архив эксперта

Что делать бизнесу, чтобы остаться на плаву во время экономического шторма? На чем можно сэкономить и как переориентировать конечный продукт — в колонке гендиректора Canсonsult Натальи Эйдиновой.

В колонке для DK.RU гендиректор Canconsult Наталья Эйдинова рассказала, как бизнесу адаптироваться к текущей экономической ситуации, какие статьи расходов можно оптимизировать, и почему важно тщательно планировать работу на ближайшие три-шесть месяцев.

Справка DK.RU

 
С 1995 г. Наталья Эйдинова занимается финансовой деятельностью — работала финансовым директором на предприятиях в сфере медицины, строительства и т.д. В 2016 г. Наталья основала Canсonsult — аутсорсинговую компанию, которая предоставляет услуги финансового директора представителям МСБ.
На сегодняшний день Canconsult обслуживает более 100 клиентов в России и за рубежом с оборотом от 36 до 500 млн руб. в год. В штате компании — порядка 20 финансовых директоров.
Canconsult не только предоставляет представителям МСБ финансовых директоров на аутсорс, но и автоматизирует управленческий учет, помогает привлекать компаниям финансирование и занимается бизнес-планированием.
 

Наталья Эйдинова:

 — Долгое время малый бизнес жил с мыслью о ненужности финансовых директоров. Да, каких-то схожих по компетенциям людей брали в штат — экономистов, финансистов, но отдельного человека, который бы занимался разработкой стратегии, планированием, помогал с автоматизацией бизнес-процессов — такого не было. Тем более в формате онлайн.

Я уверена, что любому предпринимателю необходимо держать рядом с собой советника, финансиста. Такой человек может грамотно и быстро рассказать, как компания развивается в настоящий момент, дать рекомендации. Такого рода рекомендации очень полезны в любое время, а особенно сейчас, когда весь малый и средний бизнес попал в зону турбулентности.

Canconsult — это аутсорсинговая компания, наша команда финансовых директоров предоставляет услуги онлайн. Почему это выгодно? Во-первых, за деятельность финансиста в штате несет ответственность директор. Он ставит ему задачи, контролирует работу, корректирует предложения и т.д. Но зачастую собственники малого бизнеса просто не обладают необходимыми знаниями о том, как отличить хорошего финансового директора от человека со средним или низким уровнем компетенций. Мы со своей стороны отвечаем за  качество подготовки сотрудников.

Во-вторых, у нас есть отраслевые специалисты, которые знают, как, к примеру, работать с компаниями строительной отрасли или с тем же автобизнесом. В-третьих, у нас высокая экспертность и обширная база знаний по разным рынкам. Кроме того, в штате Canсonsult есть методолог. Он постоянно шлифует технологии оказания услуг,  формирует  базу знаний.

Кстати, именно благодаря методологии мы можем решать больше задач в единицу времени — нам не надо тратить минуты или часы на поиск нужной информации. Представители МСБ знают о нашей обширной базе знаний. В  Canсonsult обращаются и представители онлайн-школ, и медицинские центры, и производственники.

Увеличивайте ценность продукта

От текущей ситуации пострадал весь малый бизнес. Особенно тот, в чьей цепочке продуктов большая доля импортных составляющих. Меняться так или иначе придется всем, ведь не отменяется ответственность предпринимателя за коллектив и развитие предприятия. Предприниматель в России — это очень приспосабливающийся класс.

Canсonsult тоже помогает бизнесу пережить смутные времена с минимальными потерями. До известных нам событий основной запрос от предпринимателей приходил на составление управленской отчетности. Сейчас фокус сместился на составление прогнозов, разработки сценариев влияния роста цен на финансовое состояние компаний. Мы выступили с предложением к нашим клиентам — просчитать несколько вариантов развития бизнеса клиентов на ближайшие 3-6 месяцев. Разработка такого сценария поможет понять, где у предприятия «узкие места», как он может измениться под влиянием тех или иных факторов.

Приведу пример того, как бизнес адаптируется под текущие условия. Наша компания работала с сетью автосервисов. Когда началась спецоперация на Украине, стало очевидно: комплектующие для автомобилей подорожают и будут труднодоступны. Первое, что мы сделали вместе с директором —  рассчитали новый комплект услуг и укомплектовали высоколиквидные товары услугой, чтобы повысить доходность.

Сейчас вообще важно всеми способами увеличивать ценность продукта. Это делается даже не столько для роста доходности (мы же все понимаем, что с поставками пока очень туго, логистические связи нарушены, курс доллара резко вырос), а для ее сохранения на прежних или близких к прежним значениях.

Что еще поможет предпринимателям в эти неспокойные времена? Планирование. Правда, недолгосрочное. Я уже говорила, что спланировать более-менее точный сценарий сейчас сложно. Но сформировать модель, в которой можно подставить разные значения критичных факторов (цены на логистику, цены на товары, материалы) — необходимо. Это позволит увидеть поведение денежных потоков и подготовиться к ситуации, а также установить для своего бизнеса критичные пороги показателей, за которыми нужен контроль.

Причем, сценарий должен быть трех видов: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Исходя из каждого, необходимо выстраивать вектор дальнейшего движения.

Нас часто спрашивают: какую статью расходов можно оптимизировать в кризис? Тут нет единого правильного ответа, так как все зависит от отрасли. Некоторые думают, что можно сэкономить на ФОТ. Не самое правильное решение. Подумайте — вы вкладывались в своих людей, обучали их, действительно ли вы хотите обнулить эти старания? Другие считают, что сэкономить можно на маркетологах. Но если вы не будете продвигать свою компанию сегодня, рассказывать о своих новых товарах, услугах и продуктах, завтра про вас все забудут.

Если уж и сокращать людей, то не по функциям, а по степени отдачи в бизнес. Посмотрите на тех, кто не очень лоялен бренду.

Кризис — время гипотез и скорости

Сложившаяся ситуация воспринимается некоторыми компаниями не как кризис, а как окно возможностей. И это правильно. У дерзких и смелых компаний есть шанс вырасти — они способны принимать быстрые и нетривиальные решения.

  Мы видим, что компании разделились на три группы:

  1. Кто-то активно меняет каналы продвижения, изменяет продукт, ищет новые деловые связи.
  2. Кто-то в позиции «выжидания». Законсервировали все действия, кроме самых необходимых, и наблюдают как развиваются события.
  3. Кто-то готовится к худшему и сокращает все подряд.

Мое мнение — важно быть открытым к изменениям. Подготовиться к разным вариантам, просчитать их, быть предупрежденным о том, как будет выглядеть финансовый результат в той или иной ситуации, и — действовать. Использовать все возможности, видеть их, общаться.

Мы в свою очередь продолжим помогать бизнесу развиваться, будем рассказывать и на деле показывать все преимущества финансового директора на аутсорсе. Кроме того, мы продолжаем развивать направление автоматизации бизнес-процессов.

Говоря в общем, будем и дальше закрывать новые и уже сформированные потребности представителей МСБ.