Меню

Индивидуальный пенсионный возраст и самозанятые: как изменится пенсионная реформа?

Действующую в России систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) нужно либо менять на другую, либо модифицировать, поскольку она больше не отвечает современным реалиям рынка труда.

Российская система обязательного пенсионного страхования нуждается в реформировании, сообщает РБК. Об этом заявил главный финансовый уполномоченный, заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения Юрий Воронин, подготовивший для правительства ряд конструктивных предложений. 

По словам Воронина, в существующем виде система не отвечает современным реалиям рынка труда и демографическим изменениям. Распространение новых форм занятости (в частности самозанятых), старение населения, роботизация труда, разрыв между бедными и богатыми становятся вызовами для национальных пенсионных систем. По мнению эксперта, России стоит отказаться от единого для всех пенсионного возраста, а пенсионная формула должна стать понятной и прозрачной.

Альтернативы ОПС — замена действующей распределительной системы (когда сегодняшние работники оплачивают пенсии старшего поколения) на индивидуально-накопительную или переход к системе безусловного базового дохода (когда ответственность за выплату пенсий лежит полностью на государстве). 

Система ОПС может проработать еще 50–70 лет, считает Воронин. Но для этого нужно внести в нее следующие изменения. Во-первых, предусмотреть дополнительный источник финансирования пенсионной системы. Им может стать фонд прибыли компаний. Это нужно, чтобы компенсировать выпадение доходов пенсионной системы из-за автоматизации производственных процессов (то, что раньше делали люди, перечисляя страховые взносы, в современном мире будут делать роботы и искусственный интеллект).

Во-вторых, Воронин предлагает пересмотреть пенсионную формулу, сделав ее стажево-заработковой. То есть установить четкую зависимость размера пенсии от стажа и заработка или сохранить балльную формулу, но с объективной и актуальной стоимостью балла. Индексировать пенсии предлагается соразмерно росту доходных источников в экономике, но не ниже инфляции, в случае, если их прибыль невелика. Сейчас решение о размере индексации принимается государством «в ручном режиме», где минимумом служит размер инфляции. При этом неважно, сколько заработали компании и на сколько выросла экономика. Воронин предложил дать право на досрочный выход на пенсию в обмен на уменьшение ее размера. Такая практика есть практически во всех странах, повысивших пенсионный возраст. 

Наконец, Воронин предлагает индивидуализировать пенсионный возраст. Среди вариантов — замена единого пенсионного возраста продолжительностью стажа или возврат к индивидуальной оценке утраты трудоспособности. Такая оценка существовала в 1920–1930 гг., когда пенсию давали по итогам медицинского освидетельствования, которое подтверждало, что человек больше не может работать:

Проблему пенсионного возраста можно решить так, чтобы она не вызывала аллергию, отторжение у населения и не нарушала коммуникации общества и государства. Еще одна задача, которую предстоит решить в будущем, — это разделение пенсионных систем для наемных работников и новых форм занятости, в частности самозанятых. Наемные работники фактически своими взносами субсидируют самозанятых, а самозанятых становится все больше и больше, и это становится критическим для пенсионной системы.

Самозанятые, которые не платят страховых взносов, не могут рассчитывать на страховую пенсию, но им положена социальная. По данным ПФР на январь, ее получают 3,3 млн россиян, не выработавших по какой-то причине достаточно трудового стажа для получения страховой пенсии. С 1 апреля социальные пенсии проиндексируют на 8,6%, их размер составит чуть больше 11 тыс. руб. На столько же с 1 января был проиндексирован размер страховых пенсий, до 19 тыс руб.

Как ранее рассказывал DK.RU, с 2023 г. Россия выйдет из постсоветского соглашения о пенсионных гарантиях граждан СНГ, во многом из-за чрезмерной нагрузки на бюджет. С рядом стран СНГ, однако, уже заключены двусторонние договоры.